Иконописные образы Успенского храма Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова
Мы завершаем публикацию цикла статей, посвященных росписям и иконам нижнего, Успенского, храма Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова. Благодарим автора статей И.А. Ильину — искусствоведа, зав. сектором церковного искусства СГХМ им. А.И. Радищева, в течение нескольких лет бывшую для нас замечательным экскурсоводом в мир церковной живописи и давшую нам возможность узнать много нового и интересного о церковном искусстве.
Самая драматическая часть росписей находится в подкупольной части Успенского храма, фрески которой отличаются от созерцательной тишины богородичного цикла взволнованной манерой повествования, соответствующей изображаемым бурным событиям. Главным героем росписей этой части храма становится Иисус Христос. Повествование начинается с южной стены и замыкается иконостасом как олицетворением торжества над смертью и Славы Спасителя. На смену размеренному рассказу и последовательному построению приходит усложнение композиции и наслоение сцен, что отражает общий катастрофичный характер разворачивающихся событий – «Моление о Чаше», «Поцелуй Иуды», «Суд Пилата», «Несение Креста», «Распятие».
Все росписи зала и все события, отраженные в них, замыкаются иконостасом, олицетворяющим Царствие Небесное, силу и Славу Христа. Предваряют иконостас две иконы в больших фигурных киотах. Это особо чтимые храмовые образы Божией Матери «Казанская» и Спаса Нерукотворного. Образ Спаса Нерукотворного издавна связывали с той легендарной иконой, которую московские стрельцы привезли с собой благословить новую российскую крепость. Известно, что в Саратове почитались и списки с этого древнего памятника.
Под серебряным окладом, украшенным пышным барочным орнаментом, едва виднеется потемневшее изображение. Не так давно икона прошла серьезную реставрацию и несказанно удивила своих исследователей. Выяснилось, что за поновлениями XVIII и XIX вв. сохранилась и более ранняя живопись. Сам величественный и спокойный Лик Спасителя выполнен в стилистике XVII столетия. Многочисленные записи не смогли нарушить духовную целостность древней иконы и уничтожить художественный образ удивительной силы.
Среди многочисленных богородичных икон Казанский образ Божией Матери особо почитался на Руси. Прославились множеством чудес и списки с первоначальной иконы, чудесно обретенной в 1579 г. Храмовый образ Божией Матери «Казанская» был создан в XVIII в. в древнем иконописном стиле и до сих пор поражает своим совершенством. Написанная в очень сдержанном золотистом колорите, икона отличается простотой форм и искренностью переданного чувства. Древние «намоленные» иконы придают внутреннему обрамлению храма подлинность и наполняют его ощущением многовековой истории и глубокой веры наших предков.
Иконостас соответствует характеру Успенского храма – он такой же небольшой, пышно оформленный и в то же время изящный. Создан он также палехскими художниками и резчиками. Сложной формы, весь покрытый роскошным растительным орнаментом, он похож на золотистое кружево, которое обрамляет драгоценные иконы. Состоит иконостас из трех рядов-чинов: местного, праздничного и деисуса. По замыслу авторов иконы вписаны в сложные по форме проемы, что усиливает впечатление нарядного узорочья, выполненного в стилистике XVII в.
Местный ряд открывают царские врата с кокошником в навершии, стоящим на витых колоннах. В изголовье в четырехлепестковой розетке размещена композиция «Тайная вечеря». На створках врат двухчастное «Благовещение» и евангелисты в четырех круглых розетках объединены резным на просвет растительным орнаментом. По обе стороны от царских врат размещены образы восседающих на тронах Христа с коленопреклоненными святыми преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, и Богородицы со святыми Сергием Радонежским и Германом Валаамским. За Спасителем с правой стороны располагаются иконы «Успение Богоматери», «Святой Иоанн Богослов», «Святой архидиакон Лаврентий» и «Святитель Николай Чудотворец». За Богородицей с левой стороны – «Покров Богоматери», «Святой Сергий Радонежский», «Святой архидиакон Стефан» и «Митрополит Московский Алексий».
Палешане всегда славились тонкостью написания ликов. Одно из главных достоинств палехских икон – письмо личнóго тонкими многослойными плавями, благодаря чему лики получаются объемными, почти скульптурными, прекрасно читаются не только их черты, но и те чувства, которые на них отображены. Святые лики возвышенны и в то же время выразительны и эмоциональны, при этом переживания их сдержанны – представителям горнего мира чужда земная страстность.
Праздничный ряд состоит из десяти небольших икон в фигурных розетках и включает в себя «Благовещение», «Рождество Пресвятой Богородицы». «Введение Пресвятой Богородицы во храм», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскресение-Сошествие во ад», «Пятидесятницу». Рисунок икон праздничного ряда выполнен с учетом фигурного обрамления в форме вытянутого по горизонтали четырехлепесткового цветка. Художники успешно вписали традиционные иконографии в причудливые розетки и сумели деликатно привнести свое представление об изображаемых событиях и наполнить их живыми деталями. Так, в иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» святой Иоаким боязливо выглядывает из-за полога, наблюдая за происходящим, а во «Введении Пресвятой Богородицы во храм» родители Девы Марии наклонились к ней, стараясь ее поддержать и направить. Композиции праздничного ряда многофигурны и декоративны: отображенные сюжеты обрамлены затейливыми архитектурными постройками, деревьями и высокими острыми горками; троны превращены в сложные орнаментальные конструкции, одеяния причудливо украшены многочисленными складками в духе палехской живописи.
Деисус представляет в центре большую фигурную икону с Христом на троне и предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. По обеим сторонам от Него находятся образы Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Узорный рисунок иконостаса и здесь определил сложные формы наполняющих его икон. Некоторые иконы объединяют нескольких изображенных: так, Спаситель в деисусе написан вместе с предстоящими Ему, а в местном ряде Христос и Богородица изображены с коленопреклоненными преподобными. Этот прием делает построение иконостаса еще более сложным и интересным.
Большую роль в том впечатлении, которое производит иконостас, играет его цветовое решение. Колорит икон такой же красочный, как и в настенной живописи, но общая цветовая гамма более теплая, она словно пронизана золотым свечением. Теплое золотистое сияние исходит от всего иконостаса, золотые блики скользят с обрамляющих орнаментов на нимбы изображенных и отражаются в их ликах и одеждах, расписанных золотом.
В алтаре находится целое собрание небольших икон, украшенных окладами. По стилистическим особенностям их можно отнести к XIX столетию, за исключением очень редкого по иконографии образа святого архидиакона Стефана, который, судя по академической манере письма, пропорциям фигуры святого, его округлым румяным щекам и локонам, скорее всего, был написан в XVIII – начале XIX вв. Есть что-то, несомненно, более раннее и в трактовке серебряного оклада этой иконы с курчавыми облаками, крупными цветами стихаря архидиакона и паркетным орнаментом земли.
Среди алтарных икон можно упомянуть «Покров Богоматери», выполненный в сызранской иконописной мастерской конца XIX в., славившейся своим высоким мастерством, тонко и изящно написанный образ Спаса Вседержителя и темный лик на Казанской иконе Божией Матери, созданный под влиянием древних иконописных образцов. Интересна иконография иконы, отображающей Распятие Господне с Саваофом в облаках и двумя клеймами – «Неопалимой Купиной» и образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Оклад образа украшен тончайшими эмалевыми орнаментальными вставками, относящими его создание к рубежу XIX–XX вв. Иконы эти покрыты окладами, исполненными очень профессионально, с помощью разнообразных технических приемов. Здесь можно увидеть чеканку, гравировку и тиснение. Для придания окладам пышности использованы разнообразные растительные и геометрические орнаменты, заимствованы элементы различных стилей: византийского, старославянского, барокко, рококо и других.
Комплекс современной настенной живописи и старинной иконописи сделал Успенский храм Свято-Троицкого собора уникальным памятником, который отражает любовь и бережное отношение прихожан на протяжении нескольких столетий. Будем надеяться, что собор – символ истории, культуры и веры города – станет оберегаться и следующими поколениями наших соотечественников.
24 ноября 2020 г.