Угрешская обитель
Память святителя Николая Чудотворца Церковь совершает 19 декабря. Николо-Угрешский монастырь в Московской области входит в число наиболее известных обителей, освященных в честь святого. В день его памяти – рассказ об обители и людях, причастных к ее истории.
Влияние дел государственных
Николо-Угрешский монастырь ведет свою историю с легендарного 1380-го – года Куликовской битвы. Тогда благоверный князь Димитрий Донской со своим войском отправлялся в Коломну на сбор. На привале во время молитвы князь увидел явленный над деревом образ святителя Николая Чудотворца. Для правителя это был Божественный знак – сам святой благословлял его на сражение.
Согласно преданию, изумленный чудом князь произнес: «Сия вся угреша сердце мое», то есть – «это место согрело сердце мое». Одержав победу, Димитрий Донской основывает на месте явления иконы Никольский храм, который и положил начало монастырю. В XIX веке на месте чудесного события была построена часовня, в которой долгое время хранился сруб того самого дерева, на котором был явлен образ святителя.
Один из первых игуменов, Иона, был современником настоятеля Троице-Сергиева монастыря Зиновия, третьего преемника преподобного Сергия. Историки в этом факте усматривали связь Лавры аввы Сергия и Угрешской обители, предполагая, что игумен Иона вполне мог быть первоначально лаврским иноком.
Угрешу помогали содержать крупные ктиторы и правительственные особы. В XVI веке угрешские игумены пользовались уважением в высших кругах русского общества. Они были участниками государственных деяний, Церковных и Земских Соборов. Их подписи стоят под важнейшими государственными документами, в том числе под грамотами о выборе русских царей и патриархов.
XVII век принес обители испытания, она оказалась в центре исторических событий Смуты. Там скрывался Лжедмитрий I, стояли войска атамана Ивана Салкова, воевавшего на стороне поляков. После разорения Пафнутьева монастыря в Боровске Угрешу заняли войска Лжедмитрия II. В 1611 году она стала местом сбора дружин Первого земского ополчения, которое не выполняло своих задач из-за разногласий между воеводами, при этом грабило сельчан и иноков.
С приходом к власти дома Романовых в истории обители святителя Николая наступил период расцвета. В XVII столетии монастырь представлял собой внушительное архитектурное зрелище. Первые цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович начинают традицию, которая впоследствии получила название «Угрешские походы». Царь на корабле со свитой или пешком с простым народом отправлялся в монастырь на богомолье, в том числе ко дню памяти святителя. При обоих государях монастырь был освобожден от таможенных сборов и притязаний со стороны государевых людей.
В пору секуляризации XVIII века обитель без государственной помощи пришла в оскудение, число иноков уменьшилось вчетверо. Секуляризация церковных земель усугубила тяжелое положение обители, отнесенной к штатным монастырям третьего класса, в штате которых не должно состоять более 12 монахов. Ситуацию усложнила эпидемия чумы, когда больных свозили прямо в обитель. В 1812 году в монастыре стоял конный полк Наполеона. От полного разорения обитель спасло только то, что ризницу заранее вывезли в Вологду и все имущество вернули только после освобождения Москвы.
В первые годы XIX века в монастыре сменилось шесть настоятелей. В их числе был и игумен Иннокентий (Смирнов), будущий епископ Пензенский и Саратовский. Пребывание в древних стенах, несомненно, благотворно сказалось на его духовной жизни.
Святые в истории обители
В 1833 году настоятелем монастыря назначен святитель Игнатий Брянчанинов. Он не успел приступить к выполнению своих обязанностей, так как был переведен в другую обитель. Но именно по его совету святитель Филарет назначил новым игуменом иеромонаха Оптиной пустыни Илария. Его трудами монастырю было даровано второе рождение. А с приходом к управлению игумена Пимена (Мясникова) (которого также благословил на монашество святитель Игнатий) обитель переживет и новый период расцвета.
Преподобный Пимен Угрешский был настоящим ревнителем к службе, строго следил за соблюдением устава. При его управлении обитель значительно выросла – перестраивают ветхие храмы, строят и освящают новые, происходит ремонт келейных корпусов с устроением больничных помещений, где во время Турецкой войны будут лечить солдат. Во внутренней жизни тоже идут изменения – монастырь становится общежительным. А братии с годами прибавляется – в конце его жизни в обители подвизались около 150 монахов. Возросло и количество прихожан и паломников.
Стало ясно, что обители необходим новый храм, который сможет вместить всех молящихся. Преподобный Пимен почил в год закладки первого камня Спасо-Преображенского собора. Но сегодня мощами он пребывает в нем. В числе соборных святынь также – частичка мощей покровителя монастыря – святителя Николая Чудотворца и икона всех Угрешских святых. Это один из крупнейших храмов Московской области, он вмещает до 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.
Что дошло до нас?
В послереволюционный период на долю Угрешского архимандрита Макария выпали нелегкие испытания. Он управлял монастырем и в период его расцвета, когда численность братии составляла более 150 насельников, в годы Первой мировой, когда численность братии сократилась, так как многие послушники были призваны на фронт, и на заре советской власти, когда обитель терпела всяческие притеснения. В годы гонений на Церковь собор обезглавили, а монастырь преобразовали в трудовую коммуну.
Сегодня от советского запустения не осталось и следа. Монастырь помимо более десятка храмов располагает большой и ухоженной территорией, где есть плодоносящий сад, хозяйственный двор, пруд с лебедями. При обители есть паломнический центр, действует семинария, издательство и музей, посвященный последнему русскому императору. Монастырь ведет широкую духовно-просветительскую деятельность. Но главное – Угреша и теперь согревает сердца тех, кто их открывает для Бога.
18 декабря 2020 г.