Доклад епископа Покровского и Николаевского Пахомия на Епархиальном собрании Покровской епархии
Всечестные отцы, братья и сестры!
На прошлогоднем Епархиальном собрании мы подводили итоги 2019 года, который не так уж сильно отличался от предыдущих лет. Мы строили планы на предстоящий год, который казался нам столь же понятным, как и уходящий. И лишь юбилейные даты, важнейшая из которых – 75-летие Победы, обещали внести некоторое разнообразие в мирное и предсказуемое течение дней.
Но вместо парадного победного и, в общем-то, привычного года мы прожили год сложный, парадоксальный и во многом непонятный. Пандемия коронавируса буквально взорвала привычное течение жизни во всем мире. Та последовательность внешних событий, мероприятий, дел, которую мы привычно описываем как свою жизнь, была нарушена. И сегодня мы с вами будем говорить скорее не о том, что сделано или не сделано в уходящем году. Мы постараемся проанализировать те вызовы церковной жизни к каждому из нас, ответить на которые нас призывает время.
Часть 1. Общие статистические сведения
В начале доклада приведу основные статистические данные, характеризующие церковную жизнь в нашей епархии. В 2020 году я совершил 180 богослужений, 23 архипастырские поездки по епархии. Совершены 2 диаконские хиротонии.
В уходящем году отошли ко Господу священник Сергий Анохин, диакон Георгий Пономарев, схиигуменья Севастиана (Власова), монахиня Евфросиния (Огольцова). Пропоем почившим «Вечную память».
В Покровской епархии – 99 священнослужителей. Из них к белому духовенству относится 76 священников и 12 диаконов. В общее число священнослужителей входит 11 монашествующих, из них – 1 архимандрит, 1 игумен, 8 иеромонахов, 1 иеродиакон. В Покровской епархии несут послушание 18 монахинь, 2 инока.
В отчетном году были запрещены в священнослужении иерей Роман Морозов и иеромонах Тимофей (Шерстюк). Под запретом с прошлых лет находятся священники Андрей Воропаев и Михаил Блохин, диакон Сергий Афанасьев.
В Покровской епархии зарегистрировано 114 приходов и 2 Архиерейских подворья. Зарегистрированы и действуют 2 монастыря (1 мужской и 1 женский). В образовательных, медицинских, социальных, исправительных учреждениях и воинских частях действуют 9 храмов и 11 молитвенных комнат. В 10 незарегистрированных приходах действуют 10 храмов. Общее число храмов, включая монастырские, и иных молитвенных помещений в епархии – 158. В течение 2020 года было зарегистрировано 3 прихода.
Территория Покровской епархии поделена на 9 благочиннических округов. В уходящем году границы округов не менялись, изменений в составе благочинных не происходило.
В Покровской епархии на постоянной основе действует Епархиальный совет. Председателем Епархиального совета по Уставу Русской Православной Церкви является правящий архиерей. В 2020 году Епархиальный совет собирался два раза, в его работе участвовали благочинные, руководители отделов и настоятели крупных приходов.
На заседаниях Епархиального совета обсуждали:
- общую ситуацию, сложившуюся в связи с пандемией коронавируса;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических мер в храмах Покровской епархии;
- административно-дисциплинарные, организационные вопросы;
- проекты документов Межсоборного Присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» и «Практика применения церковной епитимьи к мирянам в Русской Православной Церкви».
Часть 2. Общецерковная ситуация
Не только на общецерковную, но и на общемировую ситуацию в 2020 году повлияла пандемия коронавируса. Проблемы, вызванные распространением этого нового инфекционного заболевания, нарастали как снежный ком. В декабре прошлого года мы узнали о его возникновении в Китае, и мало кто придал этому серьезное значение. В январе-феврале началось распространение вируса в Европе, затем в Москве. С марта пандемия стала реальностью и нашей жизни. Причем, как это ни парадоксально прозвучит, сначала нашей проблемой стали ограничения, связанные с заболеванием, а лишь потом – оно само.
Неисследованность данного вируса, а значит, и неготовность ему противостоять, тяжелые последствия, опасность для пожилых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, порождали растерянность, страх, а местами и панику. Несколько лет назад было бы странно говорить о таких сугубо медицинских и социальных явлениях на Епархиальном собрании. Но в этом году, впервые за новейшую (а может, и не только) историю, пандемия вируса сильно повлияла и на церковную жизнь.
Для противодействия распространению коронавирусной инфекции на государственном и региональном уровнях органы власти стали принимать меры, в том числе было ограничено посещение общественных мест. И впервые за последние десятилетия государственная власть стала ограничивать право граждан на посещение храмов. Если быть искренними, мы были к этому абсолютно не готовы. Последние тридцать лет саму возможность ходить в храм мы воспринимали как данность. В связи с этим в центре церковной повестки была миссия – проповедь среди внешних, разговор о Боге с теми людьми, кто только задумывается о Нем. И редко кто думал о том, что так скоро нашим прихожанам придется делать личный выбор – пойти на богослужение или остаться дома?
Мы вспомнили о реалиях прошлого – о сугубых молитвах в дни моровых поветрий, о крестных ходах. 26 марта в кафедральный город нашей епархии привозили главную святыню нашей митрополии – образ Спаса Нерукотворного, а также мощевик с частицами мощей многих святых и распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Со 2 по 4 апреля по всей территории Покровской епархии был совершен автомобильный крестный ход с чудотворными иконами Божией Матери «Избавительница» и святителя Николая, а также с ковчегом с частицей мощей Мирликийского чудотворца. Мы молились Господу и Его Пречистой Матери избавить нас и от пандемии, и от паники, с ней связанной. 10 апреля протоиерей Владимир Растопшин совершил облёт на вертолете города Николаевска (Пугачева) и его окрестностей с Казанской иконой Божией Матери.
Однако в истории ничего не происходит так, как уже было ранее. Когда мы говорим об ограничениях этого года, абсолютно некорректно сравнивать наше время с периодом гонений. Государство принимает ограничительные меры в заботе о жизни и безопасности своих граждан. Оставим за скобками рассуждения о том, насколько эффективны эти меры и что их эффективности мешает. Мы не вправе требовать от представителей власти ясновидения. Но в то же время события последних месяцев явно показали приоритеты общественного сознания.
Нам также пришлось искать компромиссы для того, чтобы сохранить главное – продолжать совершать богослужение в наших храмах. Для этого были введены дополнительные санитарные меры – протирание лжицы во время Причастия, просьба воздержаться от прикладывания к иконам, совершение богослужений на улице, использование средств индивидуальной защиты. Но более всего от нас потребовалось качество характера, столь необходимое в любой кризисный период, – способность принимать личные решения и нести за них ответственность. Потому что слепое копирование грозило перегибами, а в сложившейся ситуации сохранять золотую середину было важнее всего. Ведь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, которое нам сообщали в циркулярных письмах №01/1697 от 24 марта, №01/1923 от 8 апреля, принимать решение о совершении богослужения в храмах в это время нужно было на местах, исходя из общей эпидемиологической обстановки в регионах.
Особенно непростым, драматичным, но потому и незабываемым стало для нас время Страстной седмицы и Пасхи. В этом году мы будто сами входили в Евангельскую историю, а она становилась частью нашей жизни. Чем была Страстная для нас еще в прошлом году? Временем воспоминания о страданиях Христа, но и гарантированным предчувствием радости Пасхи. В этом году в связи с обострением эпидемиологической обстановки в Москве и в ряде регионов России в эти дни в храмах молились лишь священнослужители, а прихожане были лишены этой возможности. Милостью Божией во многих храмах нашей епархии богослужения в эти дни совершали, хотя и не без трудностей и искушений.
За время пандемии мы постоянно проводили онлайн-совещания с благочинными, старались следить за ситуацией в каждом храме и принимать решения именно на месте. Благодарю вас, отцы благочинные, за труды в это непростое время.
Формат онлайн стал грустной приметой времени. Не только совещания, но и уроки в воскресных школах, общение прихожан и даже участие в соборной молитве проходило в этом формате. Совсем недавно в необходимости развития приходских сайтов и аккаунтов в социальных сетях нам приходилось убеждать настоятелей и сотрудников храмов. И вдруг возможность подать онлайн записки, пожертвовать на храм или задать вопрос священнику стала одной из важных в нашей коммуникации с прихожанами. Мы и сегодня, памятуя уроки пережитого периода, должны более активно развивать наши интернет-ресурсы. Но развивать – это значит сообщать о приходских событиях, поддерживать общение, делиться с прихожанами размышлениями, а не только просить о пожертвовании материальных средств. Ведь человек, который вспоминает о нас только затем, чтобы попросить денег, вряд ли вызовет добрые чувства.
Каков же главный урок тех обстоятельств, с которыми мир столкнулся в этом году? В первую очередь – как дорог, как важен для каждого христианина храм, как драгоценна возможность участвовать в Таинствах Церкви и молиться соборно с другими людьми. Но если человек заболевал или из-за карантина вынужден был прекратить посещение храма, Господь давал ему возможность для сугубой молитвы. И показывал, насколько он к этой возможности готов, насколько потребность в личном богообщении ему свойственна. Кроме того, 2020 год поставил перед нами, священнослужителями, ряд вопросов. И в первую очередь – о дальнейшем пути развития церковной жизни. Об этом мы поговорим чуть позже.
Уходящий год по праву можно назвать временем перемен для всей Саратовской митрополии. 25 августа Священный Синод освободил от управления Саратовской митрополией митрополита Лонгина, определив ему быть главой Симбирской митрополии. Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии определено было стать митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию, с освобождением его от управления Вологодской епархией (журнал №49, пп. 3-4). Это решение завершило семнадцатилетний период, который по праву можно назвать эпохой в развитии нашей митрополии. И положило начало новому этапу ее развития.
Часть 3. Церковная жизнь в современных условиях
Время перемен, о которых я упомянул ранее, затрагивает не какие-то отдельные стороны или обстоятельства жизни, оно влияет на всю систему отношений. Слово «система» вызывает у наших соотечественников ассоциации скорее негативные – сухая, бездушная, несовершенная. Но любое общество, любая организация, в числе которых и наша Церковь, развивается в определенной системе координат. Серьезные общественные потрясения оказывают на нее влияние, которое мы не можем игнорировать.
Несмотря на семидесятилетний период гонений, Церковь продолжала и продолжает сохранять ту систему организации жизни, которая сложилась еще до революции, в Синодальный период. И для власти, и для общества Церковь была некой данностью, даже если с ней приходилось бороться. Сама борьба показывала отношение заинтересованное, пусть и со знаком минус.
В современном обществе Церковь продолжает вызывать некую реакцию, но еще чаще – равнодушие. У современного человека своя система ценностей и на вершине ее не Бог, а личное благополучие. Мы все меньше можем надеяться на то, что церковная жизнь будет бесконечно воспроизводить саму себя, потому что так было «во веки веков». И независимо от наших усилий, нашей молитвы, нашего образа жизни всегда будут церковные люди, которые будут ходить на службу. Что всё и всегда будет идти неким раз и навсегда заведенным порядком. События уходящего года показали, как хрупок этот порядок, что церковная жизнь – не данность, а дар, который еще нужно заслужить.
Но в то же время есть в церковной жизни константы, которые ее определяют. И начать разговор я хотел бы с элементарного – с послушания пастырей. События последних месяцев ярко показали, как важно уметь слушать и слушаться. Причем важно в первую очередь даже не для профилактики заболеваний, а для духовной жизни.
Не всё нам было ясно в это сложное время. Как поступать? Так ли велика угроза? Рискуем ли мы жизнью прихожан, совершая богослужения, или эти страхи преувеличены? Это очень серьезные вопросы, предполагающие ответственность отвечающего. И практика показала, что в том случае, когда благочинные, настоятели, клирики спрашивали благословение и исполняли его, последствия не были тяжелыми. Милостью Божией мы избежали массовых вспышек заболевания, не так много было по-настоящему тяжелых случаев.
Но как всегда бывает в критической ситуации, она выявила две крайности – теплохладных и ревностных не по разуму. Для кого-то ситуация в столице или других крупных мегаполисах стала лишь предлогом, чтобы сократить свою деятельность до абсолютного минимума в тот момент, когда в его городе или поселке еще практически не было заболевших. Нашлись и те, кто не поверил в существование коронавирусной инфекции и начал противостояние принимаемым мерам. Понятно, что и те, и другие пренебрегали советами и прямыми распоряжениями священноначалия.
И дело ведь даже не в том, отцы и братия, насколько маска спасает от заболевания, не в том, боимся ли мы заболеть или готовы перенести болезнь стоически. Проблема гораздо глубже. Когда мы начинаем вести активную борьбу с чем-то или кем-то, полагаясь лишь на собственный помысел, не лишне иной раз остановиться и посмотреть: а каковы плоды этого противостояния?
Процессы, происходящие сегодня в мире, пугают мыслящего человека. Это, безусловно, так. Для пастыря мысль о кончине мира, о том, что мир движется к закату, а не к наивысшему расцвету, не может быть неожиданной. Но нельзя забывать и мудрую пословицу наших предков: «Умирать соберешься, а пшеничку сей». Мы все с вами сеятели, только вот и всходы, и плоды могут быть разными.
У человека нельзя отнять свободу мысли, нам свойственно размышлять и оценивать те правила, которые нам предписывают. Но взрослый человек должен понимать, что порой нам необходимо выбирать между плохим и очень плохим, идти путем компромиссов. Странно видеть, как пастырь категорически отказывается продолжать богослужение, пока все присутствующие не снимут маски. Он хочет продемонстрировать свое доверие промыслу Божию, но готов ли взять ответственность за тех, кто последует его приказу? Есть какая-то удивительная закономерность – чем категоричнее и непримиримее суждения у человека, тем меньше у него желание, да и способность за последствия этих суждений отвечать. Когда мы слышим голос только собственного разума, видим только свою правду, есть опасность, что Бог оставит нас в пределах этой правды, а разум наш никогда не сможет возвыситься над своим ограниченным пониманием.
Этой осенью на экраны вышел замечательный документальный фильм «Где ты, Адам?». Он – о многом в жизни афонской обители Дохиар, но прежде всего о послушании. Конечно, мне, как и многим из нас, возможно, далеко до настоятеля этой обители отца Григория, человека поистине святой жизни. Но когда я говорю о послушании, то хотел бы обратить внимание на его результат. Когда человек прислушивается к мнению старшего, вся его энергия, все силы идут на воспитание души и на то дело, которое поручил ему Господь. А когда послушание и доброе соработничество становится принципом жизни многих людей, это дает благой плод, меняет мир вокруг нас. Это мы и видим на примере жизни подвижников, в истории благоустроенных монашеских обителей.
Противоположный пример – бывший схиигумен Сергий (Романов), сначала лишенный сана, а затем и отлученный от Церкви 6 сентября этого года. Поводом для столь радикальных мер в отношении священнослужителя Екатеринбургской епархии стала его яростная борьба, поводом для которой стало неприятие ограничительных мер, да и самой мысли о коронавирусе. Но если мы внимательно прочтем биографию этого человека, то увидим, что дух непримиримости, страсть к жестким категоричным суждениям были свойственны ему и ранее. А плодом стало не созидание, а разрушение того, что многие люди строили долгие годы.
Все вы знаете, что слово кризис переводится как суд. Мы пугаем всех последними временами (да и сами порой пугаемся), а между тем суд Божий постоянно вершится над каждым из нас. В кризисные моменты это просто лучше видно. И результат этого суда определяет не наше противление мировому злу или всемирному заговору, за которое нас ответственными никто и не назначал, а повседневный труд – зона нашей личной ответственности.
Мы много говорим, да не всегда помним, что лучшее назидание пастыря – это пример его жизни, лучшая проповедь – его отношение к людям. К разным людям, младшим и старшим, подчиненным и власть имущим. Современный человек, особенно если он молод, не верит никаким авторитетам на слово, он не будет соблюдать правила, ходить в храм просто потому, что так делали его прадеды. Мы ждем, что нам на смену придут молодые люди, которые захотят служить Богу в священном сане. Но в том числе и от нас с вами зависит, захотят ли они к нам прийти.
К сожалению, мне приходится видеть, как у молодых прихожан, алтарников формируется странное отношение к священноначалию. В семинарию молодой человек приходит с твердым убеждением, что нет на свете человека страшнее, чем его архипастырь. Оставим в стороне рассуждение о том, насколько это соответствует истине. Но представьте, какое представление о самих себе воспитывают его наставники. Разве не странно, что человек добровольно выбрал путь страха и слепого подчинения? А ведь это выглядит именно так, если сам пастырь не может объяснить смысл иерархии, значение послушания в духовной жизни, если не покажет пример искреннего отношения к людям как в церковной ограде, так и вне ее.
Одна из непростых обязанностей архипастыря, продиктованная необходимостью развивать церковную жизнь, – это переводы священников с одного прихода на другой. В пастырской среде перевод воспринимают исключительно как меру наказания или поощрения, а сам приход – как источник привилегий или проблем. Но если почаще вспоминать, что главная цель каждого пастыря – служение Христу и его Церкви, всё встает на свои места. И зачастую перевод становится для священника возможностью и Богу, людям послужить, и самому чему-то новому научиться, что-то понять. К примеру, не так давно в храм в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Подлесное назначен настоятелем священник Владимир Заграничнов. И за четыре месяца батюшке удалось сделать столько, на что у иного пастыря уходят годы. А секрет его успешности прост – он буквально живет в храме, целый день. Молится, общается с людьми, исповедует, вникает в их жизнь. И есть надежда, что когда ему потребуется помощь, люди тоже откликнутся.
Мы в полной мере столкнулись за эти месяцы с неутешительной правдой жизни – у Церкви нет надежды на помощь государства, на постоянную поддержку благотворителей. У нас нет постоянных источников дохода. И вся надежда на помощь тех, с кем уже сложились добрые отношения. Там, где благочинный, настоятель сумел выстроить такие отношения, в эти кризисные времена удалось справиться с самыми насущными проблемами. К примеру, протоиерей Стахий Жулин смог найти средства на выплату заработной платы всем сотрудникам. А ведь это была одна из самых острых проблем в уходящем году.
Развитие церковной жизни никогда не было простым и легким в мире, пораженном грехом. Но сейчас мы переживаем времена поистине непростые, требующие от нас решимости, созидательной энергии, ответственности за людей, вверенных нам Богом. И я молюсь и верю, что надежды тех пастырей, которые в своем служении будут руководствоваться этими принципами, Господь не посрамит.
Часть 4. Просветительская деятельность
Пандемия коронавируса разделила нашу внешнюю общественную деятельность на «до» и «после». Коснулось это разделение и многолюдных богослужений, и крестных ходов. Если до середины марта наша жизнь текла по уже установившемуся ранее определенному порядку, то после того, как ограничения стали распространяться в нашем регионе, от многого нам пришлось отказаться. Вот тут мы вполне прочувствовали смысл фразы «традицию нужно еще заслужить, завоевать и выстрадать». И оценили те возможности, которые давал нам ранее Господь.
В период «до» мы успели отпраздновать Рождество и Крещение. По традиции прошли в нашей епархии Архиерейская елка, Рождественский концерт Архиерейского хора и множество приходских праздничных мероприятий. В ночь на 19 января состоялся ночной крестный ход на Волгу в кафедральном Покровске.
С 27 по 29 января правящий архиерей и представители нашей епархии принимали участие в XXVIII Международных Рождественских чтениях «Великая Победа: наследие и наследники». На чтениях был представлен опыт пастырей и педагогов Покровской епархии, а также печатные издания Покровского епархиального образовательного центра. Этой же теме, столь актуальной в юбилейном году, были посвящены III Александровские образовательные чтения. Они были также приурочены к 20-летию обретения мощей праведного Александра Чагринского и прошли на базе воскресной школы «Вифлеем» храма в честь Рождества Христова Балаково. Третьи межмуниципальные Иоанновские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» объединили священнослужителей и педагогов из Федоровского, Советского, Дергачевского, Ершовского и Озинского районов Саратовской области.
В феврале в честь Дня православной молодежи в Покровске и в Ершове провели Сретенские молодежные балы. В марте в разных благочиниях епархии прошли презентации, беседы, встречи, посвященные Дню православной книги.
А затем наступило то время, когда нам оставалось только вспоминать, что в нашей жизни были крестные ходы в Корнеевке и Покровске, многодневное шествие в Вавилов Дол, детский православный лагерь «Гардарика» и многое другое. Мы привыкли воспринимать организацию массовых мероприятий как некую нагрузку, тяготу, а значит, и себя в роли страдальцев от этой ноши. Но в эти месяцы, думаю, много раз мы вспоминали о том, что было ранее. И понимали, как не хватает нам радости человеческого общения и соборной молитвы.
Тем отраднее вспомнить то, что сделать вопреки всему удалось. 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, двадцать человек приняли Крещение в водах реки Волги. Это стало большим утешением не только для всех новопросвещенных, но и для тех, кто смог помолиться во время Крещальной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе. Всего за год мною было совершено пять Крещальных литургий. Также в честь Крещения Руси 28 июля прошел традиционный крестный ход по Волге. Он был очень немногочисленным, но всё же традицию в этот день продолжили. 5 ноября в кафедральном соборе также по традиции совершили Литургию апостола Иакова.
Утешительно, что удалось провести несколько встреч, посвященных духовной жизни. 26 февраля состоялся пастырский семинар, на котором мы обсуждали богослужение Великого поста, сложные вопросы Исповеди и Причастия, особенности организации литургических бесед с прихожанами, практику служения чина обедницы. В Покровском епархиальном образовательном центре прошли встречи правящего архиерея со слушателями, посвященные Великому посту. Организуя эти беседы, мы начали активно осваивать онлайн-формат, столь пригодившийся нам в этом году. В сентябре на базе Образовательного центра начала работу Школа церковной жизни под моим руководством, большая часть ее учеников также принимает участие в занятиях дистанционно.
Организация массовых мероприятий даже в онлайн-формате проходила в этом году значительно труднее, чем в предыдущие годы. Поэтому работу VIII Покровских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» хотелось бы отметить особо. 15 октября состоялось их открытие. Благодарю руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации Юлию Кабдуллаевну Земскову и всех организаторов в кафедральном городе и благочиниях, ваши старания позволили священникам и педагогам пообщаться, обсудить особенности дистанционного образования, что актуально в наше время. В этот же и последующие дни в рамках чтений работали несколько секций, был организован онлайн-конкурс публикаций, посвященных благоверному князю.
По итогам работы Покровских образовательных чтений будет издан сборник. Также в этом году в епархиальном издательстве вышли в свет книги Марины Шмелевой «На пути к Христову Воскресению», священника Стахия Сахарова «История Православия на Озинской земле». Отцу Стахию удалось воссоздать историю всех храмов района, собрав архивные материалы и воспоминания местных жителей. В книге размещены синодик священно- и церковнослужителей района, имена репрессированного духовенства и мирян. Восстановление имен для литургического поминовения – одна из важнейших задач православного краеведения, надеюсь, эта работа будет продолжаться и в других благочиниях нашей епархии.
Взаимодействие с образовательными и социальными учреждениями было практически остановлено в этом году. Но все же в Балаково удалось 8 октября открыть уникальный музей «Сестры милосердия» на базе медицинского колледжа. Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству Свято-Троицкого храма, общества сестер милосердия благочиния и администрации колледжа.
В непростое время пандемии наши воскресные школы столкнулись с трудностями, вызванными кризисом и ограничениями. Одна из первых – обеспечение кадрами. Многие педагоги – люди старшего возраста – были вынуждены уйти на самоизоляцию, возникли сложности с выплатой заработной платы остальным. Наша задача – сделать всё возможное, чтобы в этой обстановке не потерять педагогов и учеников. Принимая на работу новых педагогов, необходимо искать людей, которые сочетают искреннюю православную веру, здравомыслие и педагогический опыт. Найти таких людей непросто, но искать необходимо. Ведь педагог, которого священник благословил от лица Церкви учить и воспитывать людей, становится «визитной карточкой» и самого священника, и прихода, а для кого-то и всей Церкви.
В период пандемии продолжение занятий в воскресной школе возможно в том случае, когда в школе соблюдают санитарно-эпидемиологические нормы, которые должны обеспечить настоятель и педагоги школы. Альтернатива занятиям на приходе – онлайн-обучение, но к нему нужно прибегать лишь в качестве крайней меры. Ведь сегодня школьники и так перегружены дистанционным обучением. Но в том случае, когда занятия в классе организовать не удается, лучше онлайн-обучение, чем его полное отсутствие. Благодарю директора Ларису Геннадьевну Курканину и педагогов Покровского епархиального образовательного центра, а также всех директоров и педагогов воскресных школ, продолжавших трудиться в это непростое время.
Педагогам сегодня нужно уверенно осваивать новые технологии, сочетая их с традиционными методиками. Планируем в Покровском епархиальном образовательном центре организовать обучение для педагогов воскресных школ по онлайн-ведению занятий. Не забывайте, что все, даже очень камерные, события приходской жизни нужно освещать на приходском сайте, в социальных сетях, а также присылать сообщения о них на епархиальный сайт. Педагоги, воспитанники, активные прихожане должны видеть, что их работа очень важна.
Особо хотелось бы напомнить о необходимости работы со старшими воспитанниками школ и молодежью. Стоит уделять особое внимание приходским праздничным мероприятиям, совершению богослужений и трудовой деятельности с привлечением подростков и молодежи. Чаще проводить с ними пастырские беседы, организовывать Исповедь и Причастие с родителями и воспитанниками. Несмотря на все тяготы, вызванные пандемией, оставлять работу по духовному воспитанию детей нельзя. Мы воспитываем прихожан, это непростая, но очень важная задача. Храм должен стать для них домом, открытым и гостеприимным.
Безусловно, по сравнению с предыдущими годами, список наших внешних свершений выглядит очень скромным. Но у Бога не бывает случайностей, и всё премудро устроено. Возможно, Господь дает нам время на переосмысление жизненного маршрута, на повышение качества и осмысленности своих действий. Кроме того, на статику, на поддержание достигнутого нужно также немало сил. Об этом всем нам следует помнить, чтобы не воспринимать это время как повод предаться унынию и вовсе отказаться от внешней деятельности. Ведь мы проявляем себя не в том, что о себе думаем или чувствуем, а в первую очередь в том, что делаем.
Часть 5. Социальное служение
Социальное служение в Покровской епархии в начале 2020 года осуществлялось в обычном режиме. Священнослужители окормляли практически все социальные учреждения, в их числе 28 больниц, 23 центра социального обслуживания, 7 интернатов. Оказывали помощь малоимущим и нуждающимся: в храмах их благотворительно кормили, жертвовали одежду, обувь, поддерживали материально.
С началом пандемии, когда единовременно закрыт был доступ во все учреждения и наши храмы тоже опустели, работа на какое-то время была приостановлена. Но в это же время заметно выросло количество людей, оказавшихся без работы и без средств к существованию. Люди пошли за помощью в храм, это стало своеобразным толчком к действию.
23 июня за счет средств епархии были закуплены и переданы в Балаковскую городскую клиническую больницу 100 комплектов средств индивидуальной защиты для медиков, работающих в «красной зоне». Также при помощи благотворительного фонда «Правмир» 20 августа в городские больницы №1 и №2 Покровска (Энгельса) были переданы 324 защитных костюма для медперсонала.
Но, к сожалению, не во всех храмах социальные службы смогли мобилизоваться и активно начать работу. Пандемия выявила и сильные, и слабые стороны нашей работы. Там, где была отлажена социальная работа ранее, там она кратно увеличилась. А вот в тех храмах, где она велась только на бумаге, в это сложное время вдруг «пропали» нуждающиеся.
Большую помощь в данной ситуации оказало участие в грантах, за счет которых мы смогли сразу оказывать всестороннюю помощь. Поддержку оказал благотворительный фонд «Дари еду», а также другие организации и частные лица.
В епархиальном Центре гуманитарной помощи «Милосердие» в этом году помощь малоимущим семьям с детьми, одиноким матерям оказывали в рамках пилотного проекта «"Под Покровом" – развитие системы социальной и духовной поддержки женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Проект был реализован на территориях Энгельсского, Ровенского, Марксовского и Ершовского районов. Количество обращений в центр увеличилось в два раза. В центре предоставляют комплексную материальную помощь. С подопечными центра раз в месяц проводит беседы священник в режиме онлайн. Входит в практику исповедь подопечных. На благотворительной основе оказывают помощь православные юрист и психолог. Большим подспорьем в работе центра является пункт проката детских вещей.
Также сотрудники центра и волонтеры осуществляли деятельность в рамках гранта «Поддержка семей, имеющих детей», реализованного при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви и президента компании «Норильский никель» Владимира Потанина, а также других благотворителей Московской Патриархии для поддержки региональных центров гуманитарной помощи. Победы епархиального центра в грантовых конкурсах становятся возможными в том числе и благодаря активному освещению его деятельности на официальном сайте «Православное Заволжье», сайте «Милосердие», который начал работу в этом году, а также в аккаунтах в социальных сетях. В следующем году центру «Милосердие» предстоит работать по новому грантовому проекту «Преодолеем кризис вместе» – победителю конкурса Фонда Президентских грантов, в рамках которого будут продолжены поставки гуманитарной помощи в Ровном, Марксе, Ершове.
Гораздо более активной стала социальная работа в Ершовском благочинии, причем сразу по нескольким направлениям. Здесь, в небольшом благочинии, организован пункт социальной помощи «Никола», работа которого оказывает существенную поддержку нуждающимся. На учете состоит около 100 человек. Активно развивается работа по сохранению жизни нерожденного ребенка, только за время пандемии сохранили жизни 22 человек. Кризисные беременные получают продуктовые наборы и вещи первой необходимости.
При воскресной школе «Омофор» храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) продолжает работу инклюзивный центр «Покровские лучики». С марта по май занятия проводились дистанционно, затем с соблюдением всех противоэпидемиологических норм возобновились в обычном режиме.
Особая категория – люди без определенного места жительства. Они находятся в «зоне риска», однако не остаются без нашего внимания. Продолжается активное сотрудничество с межрегиональной благотворительной общественной организацией социальной адаптации граждан «Шаг к жизни». За время пандемии восемь человек были направлены в центр, переданы 50 комплектов одежды, обувь, средства гигиены. Более 40 бездомных еженедельно получают полноценное горячее питание, организованное приходом храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Покровска (Энгельса).
Пандемия оказалась для нас своеобразным экзаменом – насколько наши социальные работники знают своих прихожан и заботятся о них? Священники по-прежнему стараются посещать немощных на дому, совершать требы, социальные работники обзванивают пожилых прихожан. Однако, в основном, забота об этой категории прихожан ложится все-таки на плечи священников. А так быть не должно, миряне также должны поддерживать друг друга.
В качестве доброго примера поддержки прихожан можно привести Архангельское благочиние. Здесь при храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери поселка Озинки действует «социальное такси», прихожане после богослужения развозят немощных, пожилых людей. Такая же практика существует и при храме во имя великомученика Пантелеимона поселка Степное.
Несколько лет назад при Свято-Троицком храме города Красный Кут была организована группа добровольцев, сегодня в нее входит девятнадцать человек. Они оказывают многостороннюю помощь двадцати семи одиноким, немощным людям, и даже пандемия не смогла внести коррективы в их работу. Дважды в месяц подопечным доставляют продукты, в сезон обрабатывают приусадебные участки, немощных купают, им стирают, ухаживают за могилами родственников. А во время отсутствия подопечных дома по болезни полностью берут на себя обязанности по уходу за участком и хозяйством.
Анализируя работу социальных служб (и не только за отчетный год), можно с уверенностью сделать вывод: там, где есть заинтересованность в социальном служении, находятся и люди, и средства. И чем активнее эта работа, тем больше помощников появляется, и больше нуждающихся. Люди идут в храм, потому что знают: им здесь помогут. В пример можно привести работу Андреевского, Ершовского и Покровского благочиний.
Порой социальные службы одного города или благочиния не могут согласовать работу, поддержать друг друга. Это оказывает отрицательное влияние на результат. Мало того, помощник благочинного понятия не имеет, какая работа ведется в соседнем районе его благочиния, а в отчете пишет только про один храм, да и то крайне скупо. Благочинные должны более внимательно относиться к отчетам, предоставляемым в епархиальный отдел социального служения. Помните, что из показателей вашей работы, которые должны быть представлены полно и разносторонне, складывается епархиальный отчет, который мы предоставляем в Патриархию.
Во многих храмах продолжаются сбор и раздача нуждающимся одежды, обуви, продуктовых наборов. Но получают эту помощь чаще всего люди «с улицы». И в епархиальный центр практически не поступает заявок о помощи нуждающимся семьям в одежде и обуви от храмов Покровского или других благочиний. Хотя потребность в этом на многих приходах наверняка есть. Хорошо бы организовывать небольшие пункты гуманитарной помощи в селах и направлять туда вещи для оказания помощи нуждающимся из епархиального гуманитарного центра.
Особые слова благодарности за самоотверженное служение выражаю руководителю епархиального Центра гуманитарной помощи «Милосердие» Елене Александровне Гранкиной, социальным работникам: Андреевского благочиния – Ольге Геннадьевне Рекаевой, Ершовского благочиния – Екатерине Александровне Бауковой, Краснокутского благочиния – Галине Александровне Зайцевой, храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы поселка Ровное – Надежде Анатольевне Курыновой.
Часть 6. Строительство и реставрация храмов
Отрадно отметить, что, несмотря на непростую обстановку в стране и мире, в уходящем году на территории Покровской епархии продолжились возведение новых и реставрация действующих храмов. Благодарю за труды настоятелей и священников, занимающихся возведением и ремонтом храмов и зданий, в которых располагаются храмовые службы. Также благодарю эконома епархии Алексея Владимировича Носкова и его помощников.
Продолжились работы по реконструкции Свято-Троицкого кафедрального собора, был смонтирован козырек над главным входом в храм. 12 января состоялось освящение нового здания Епархиального управления. Для архиерейской ризницы, пошивочной, иконописной мастерской и библиотеки подготовлены новые помещения.
В Андреевском благочинии в храме во имя великомученика Георгия Победоносца в городе Марксе проводятся строительные работы по возведению здания трапезной. В настоящее время ведутся работы по монтажу кровли, установлены окна, входная дверь, проведено водоснабжение. Установлен сливной колодец. В храме во имя апостола Андрея Первозванного города Маркса смонтирована пожарная сигнализация.
В Архангельском благочинии в храме во имя Архангела Михаила районного поселка Дергачи проводились реставрационные работы. На храме во имя пророка Божия Илии в поселке Зерновой Дергачевского района установлены купол с крестом.
В Балаковском благочинии в Свято-Троицком храме города Балаково проведены работы по реставрации мозаичной иконы «Спас Нерукотворный» с южной стороны храма. Отремонтирована крыша здания воскресной школы. Продолжаются работы по строительству храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» – установлены металлоконструкции сводов, ведется кладка стен храма и колокольни. В храме во имя святых бессребреников Космы и Дамиана продолжились работы по возведению стен храма и колокольни, начались работы по устройству крыши. Продолжаются восстановительные работы в Иргизском Воскресенском мужском монастыре. На объектах хозяйственного назначения установлена новая кровля. Укреплена дамба монастырского озера, ведутся работы по расчистке территории.
В Ершовском благочинии в храме во имя преподобного Паисия Святогорца в городе Ершове установлены окна и двери, проведена электропроводка. В настоящее время проводится внутренняя черновая отделка помещения храма.
В Краснокутском благочинии в селе Лавровка продолжились активные строительные работы храма во имя мученика Иоанна Воина. Полностью возведены стены под кровлю. В октябре этого года был совершен чин основания строящегося храма. Начались работы по перекрытию крыши. В селе Питерка проведены ремонтные работы по фасаду храма во имя Архангела Михаила – утеплены, оштукатурены и покрашены стены. В храме в честь Казанской иконы Божией Матери села Мироновка Питерского района проведена полная замена кровли.
В Николаевском благочинии в соборном храме Воскресения Христова города Пугачева проведены ремонтные работы в алтаре, отремонтирована пекарня. В храме в честь Покрова Божией Матери в селе Липовка Духовницкого района оштукатурен и покрашен придел Святой Троицы. В селе Ивантеевка в часовне во имя святителя Николая Чудотворца (Вавилов Дол) построен мобильный хозяйственный блок. На походном храме для проведения соборных богослужений по окончанию крестного хода проведена замена кровельного покрытия, обрешетки, фронтона и креста. В храме-часовне в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» в селе Богородском Духовницкого района прилежащая территория вокруг храма вымощена тротуарной плиткой.
В Новоузенском благочинии в храме во имя великомученицы Екатерины города Новоузенска заливают полы в подвальном помещении.
В этом году в Покровском благочинии началось строительство трех храмов: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя великомученика Георгия Победоносца.
На улице Полтавской города Покровска (Энгельса) возведено здание временного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Прихрамовая территория ограждена забором с коваными воротами. Состоялся чин освящения купола временного храма с его установкой. Проведено электричество и водоснабжение в здание храма.
В октябре месяце начались работы по заливке фундамента под временный храм во имя преподобного Сергия Радонежского на улице Ломоносова в городе Покровске (Энгельсе), установлено видеонаблюдение.
На Волжском проспекте города Покровска (Энгельса) возведено здание временного храма во имя великомученика Георгия Победоносца. Установлено наружное освещение по периметру храма, завершена внутренняя отделка храма, установлен иконостас. 26 июля состоялся чин освящения временного храма.
Продолжились строительные работы по возведению храма в честь Преображения Господня. В этом году случилось настоящее чудо – семь миллионов рублей на строительство этого храма пожертвовал Алексей Григорьевич Безденежных, девяностотрехлетний ветеран Великой Отечественной войны.
В храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Покровска (Энгельса) продолжалось строительство здания воскресной школы. В храме в честь Воскресения Христова города Покровска (Энгельса) продолжились строительные работы по расширению здания храма, выполняются работы по кирпичной кладке стен.
Продолжается строительство храма во имя преподобного Серафима Саровского в селе Яблоновка Ровенского района. Проведены работы по перекрытию крыши, установлены купол и крест на колокольне храма. В подвале храма оштукатурены и покрашены стены.
В храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» завершена отделка фасадов. Храм необычен по своему внешнему виду – выстроен в византийском стиле. В помещении ведутся отделочные работы. Смонтирован фундамент под колокольню, ведется кирпичная кладка стен.
В храме во имя благоверного князя Александра Невского в селе Генеральское Энгельсского района в здании воскресной школы проводились ремонтные работы.
В Федоровском благочинии в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Мокроус Федоровского района продолжилось строительство воскресной школы. Смонтирована кровля, установлены окна и двери. Для храма Архангела Михаила в селе Борисоглебовка на пожертвование местного фермера был приобретен новый колокол-благовест весом 420 кг.
В очередной раз напоминаю, что настоятели обязаны представлять ежеквартальные отчеты о строительстве и реставрации вовремя и обязательно прилагать к ним фотографии до и после проведения работ. К сожалению, с этим у некоторых настоятелей регулярно возникают сложности, а значит, они создают трудности работникам епархиальной экономской службы.
Часть 7. Взаимодействие с юридическим, финансовым отделами и епархиальным складом
Пандемия внесла свои коррективы в решение юридических вопросов. Впервые в юридической защите стали нуждаться наши прихожане, которые были привлечены к административной ответственности за посещение храмов на Страстной седмице. Епархиальный юридический отдел представлял интересы прихожан в правоохранительных органах, и в результате мировые судьи вынесли предупреждения, штрафные санкции наложены не были.
В уходящем году продолжалось взаимодействие с Министерством юстиции по регистрации приходов и смене настоятелей. В период пандемии сроки оформления документов были увеличены из-за удаленного режима работы сотрудников. Поэтому возникали некоторые сложности, но их удавалось решать.
В текущем году в нашей епархии зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Под Покровом», основной целью которой является предоставление социальных услуг лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В ближайшее время она вступит в реестр организаций, оказывающих социальные услуги на базе Министерства социального развития Саратовской области, что благотворно повлияет на ее дальнейшее развитие.
Саратовская область стала пилотным регионом по исполнению Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2019 г. № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций». Совместными усилиями юридического отдела, экономской службы, приходов Покровской епархии и Министерства внутренней политики и общественных отношений Саратовской области была проведена серьезная работа по категорированию и паспортизации 33 религиозных организаций. Исполнение этого закона налагает на настоятелей серьезные обязательства по оборудованию храмов охранно-пожарной сигнализацией, видеонаблюдением, организации дежурства охраны, потому сотрудники епархии сделали все возможное, чтобы из всех зарегистрированных приходов Покровской епархии были определены только 33. И успешно справились с работой по их паспортизации и категорированию. Благодарю руководителя юридического отдела Светлану Николаевну Артамонову, сотрудников экономской службы и всех настоятелей, принимавших участие в этой работе.
Ситуация с отчислением пожертвований на епархиальные и социальные нужды в текущем году была, как никогда, сложной. Хочу поблагодарить настоятелей приходов, которые, несмотря на тяжелое материальное положение, продолжали выполнять свои обязательства. Это было очень непростое время, потребовавшее от нас, дорогие отцы и братия, колоссального напряжения сил. Дай Бог, чтобы наступающий год был более благоприятным для развития наших приходов.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в регионе в текущем году прием финансовых отчетов осуществлялся в электронном виде. Несмотря на все трудности, отрадно отметить, что отчеты настоятели сдавали своевременно и качественно.
Напоминаю, что подача квартальных финансовых отчетов производится с нарастающим итогом до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Финансовые отчеты обязаны подавать все приходы епархии. В случае отсутствия движения денежных средств либо товарно-материальных ценностей за отчетный период подается «нулевая» отчетность. Финансовый отчет должен отражать реальную картину хозяйственно-экономической деятельности прихода, без умышленного занижения или завышения его финансовых результатов.
Из года в год к религиозным организациям возрастает интерес со стороны государственных контролирующих органов. В связи с этим необходимо понимать, что официально зарегистрированный приход, являясь юридическим лицом, несет обязательства по ведению бухгалтерского учета в полном объеме, соблюдению кассовой дисциплины, банковского права и трудового законодательства. Несмотря на имеющиеся льготы, религиозные организации обязаны своевременно подавать месячную, квартальную и годовую отчетность, а также отслеживать изменения в законодательстве, прямо или косвенно связанные с их деятельностью. Если возникают сложности, а также для обеспечения информационной поддержки и разрешения спорных вопросов необходимо обращаться к сотрудникам епархиального управления за предоставлением разъяснений.
В текущем году в связи с пандемией коронавируса было приостановлено проведение на базе Покровского епархиального образовательного центра практического курса, направленного на автоматизацию бухгалтерского учета на приходах Русской Православной Церкви, а также отменены семинары для приходских бухгалтеров. Однако в течение года сотрудники бухгалтерии и кадровой службы епархии в индивидуальном порядке проводили консультации по вопросам, возникающим на приходах, оказывали помощь в разрешении спорных ситуаций, а также обеспечивали приходы всей необходимой информационной базой. С февраля 2021 года планируем возобновить все направления обучения по бухгалтерскому, налоговому и кадровому учетам.
Напоминаю, епархиальные взносы и пожертвования на социальные нужды приходы вносят не позднее 25 числа текущего месяца, у епархии, в свою очередь, есть свои обязательства по ежемесячным выплатам, поэтому важно, чтобы все платежи поступали в срок.
Непросто складывалась в этом году работа церковных лавок, ведь на протяжении трех месяцев доступ прихожан в наши храмы был существенно ограничен. На протяжении некоторого времени часть храмов епархии была полностью закрыта в связи со сложной эпидемиологической обстановкой и введением карантина в некоторых районах. Это приходы городов Маркса, Красного Кута, Ершова.
Отрадно, что в этот период не было больших нарушений сроков оплаты задолженности перед епархиальным складом. Благодарю настоятелей приходов за ответственное осознанное отношение к финансово-экономической деятельности епархиального склада, который также имеет кредитные обязательства перед своими контрагентами. Благодарю руководителя финансового отдела Викторию Анатольевну Подъячеву, руководителя епархиального склада Юлию Витальевну Морозову и всех сотрудников этих подразделений за понесенные на протяжении этого непростого года труды.
***
В завершение своего доклада я хочу еще раз поблагодарить каждого из вас за понесенные труды, а более того – за терпение и постоянство, которых потребовали от нас реалии этого года. «Мы живем в эпоху перемен. Это и есть кризис, но от нас будет зависеть, перемены ли это к лучшему или к худшему. Для того чтобы перемена была к лучшему, мы должны вспомнить, что человек создан Богом, и в центре жизни человека должен быть Бог с Его законом праведным, непогрешимым; законом, исполнение которого приводит человека к подлинному счастью не только в его личной, сокрытой от других жизни, но в построении общественных отношений», – сказал в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл. Вот этих благих перемен, обновленного горячего и личного чувства ко Христу я желаю каждому из вас. Дай Бог, чтобы мы не ждали наступления новых дней календаря, а сами становились новыми людьми. И тогда с Божией помощью мы сможем твердо и мужественно преодолеть всё, что уготовал нам Господь в наступающем новом году.
22 декабря 2020 г.