Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Святитель Феофан: сердечное богословие

Один из дней памяти святителя Феофана, затворника Вышенского, Церковь совершает 23 января. К прочтению его трудов часто советуют прибегать и только воцерковляющимся, и уже знакомым с церковной жизнью верующим. О его наследии беседуем сегодня с клириками Покровской епархии.

Слово для всех

Настоятель храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов:

– Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894), являл собой самый глубокий, непререкаемый авторитет учителя христианской жизни. Он оставил нам бесценное сокровище в виде более 60 духовных произведений, большинство из которых написано им во время 28-летнего затвора в Выше. В строках его творений можно найти неиссякаемый источник духовного подъема, углубленности в себя и устремленности в небесную высь. В каждой его фразе чувствуется благодать Божия.

Можно смело утверждать, что в своем творчестве преосвященный Феофан является и проповедником, и истолкователем Священного Писания и Священного Предания, и богословом-систематиком, и прекрасным переводчиком.

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Подстепное священник Аркадий Махсумов:

– Труды святителя Феофана отличаются от трудов его современников, прежде всего, мощной концентрацией смыслов. Если сравнить слог святителя Феофана, например, со слогом святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Филарета (Дроздова), то сразу бросится в глаза внешняя простота и лапидарность, отсутствие изящества форм и поэтики языка. Напротив, язык этот аскетичен, прост и доступен широкому кругу читателей.

Автор словно спешит передать самую суть, привести читателя в сердцевину тайны спасения. Но, несмотря на кажущуюся простоту, произведения святителя Феофана потрясающе логичны, ясно построены, а мысли облечены в такую филигранную форму, что становятся понятными мгновенно, без особых усилий – ведь эти усилия уже предприняты за нас автором.

Практичный совет и утешение сердцу

Священник Аркадий Махсумов:

– Особо я бы выделил труд «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это своеобразный путеводитель по духовному пути не только для начинающих его, но и для преодолевающих трудности этого пути воцерковленных людей. Автор дает исчерпывающие определения явлений духовной жизни, четко очерчивает ее проблематику и дает практические советы. Книга помогает разобраться в себе, своих чувствах и мыслях, разграничить жизнь духа и жизнь мира в себе, обнаружить личные трудности на пути к Богу, дает ценные советы, как их преодолеть.

Протоиерей Александр Милованов:

– Книга эта обращена к мирянам, ищущим спасения во Христе. В свое время мне ее подарила пожилая прихожанка Преображенского храма Балашова, где я служил диаконом.

Семья жила в Саратове, а мне приходилось каждую неделю ездить на автобусе за 200 км на несколько дней. Я учился в семинарии, жить на приходе было негде, приходилось ночевать у пожилого алтарника… Было очень непросто офицеру, выпускнику военного вуза, резко поменявшему жизнь, оставившему воинскую службу ради служения Церкви.

Эта книга и Псалтырь поддержали меня тогда, радостно было читать: «Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться готовностию к трудам и борьбе, стремлением непременно достигнуть желаемого. Решившись, должно тотчас начинать дело и продолжать с терпением и постоянством…». Сердце утешалось…

О внутренней молитве

Протоиерей Александр Милованов:

– В своих трудах святитель Феофан не только подробно разработал тему участия Бога в деле спасения человека, но и много внимания уделил именно человеку. Исходным пунктом его учительного слова является личный, духовный опыт – на нем основаны его литературные труды, письма, проповеди. Святитель подчеркивает, что, стремясь к спасению, «мы должны изучать состояние своего внутреннего мира, определять внутреннюю настроенность сердца, а для этого надо вниманием, трезвением, собранностью войти внутрь себя».

Священник Аркадий Махсумов:

– Святитель Феофан, признавая важность и необходимость «умной молитвы», имея в виду Иисусову молитву, предпочтение отдавал молитве сердечной, противопоставляя таковую богомыслию, указывая на то, что дело сердца выше дела ума, а молитва может и должна исходить из сердца. Богослужение же святитель Феофан воспринимал не как поучительное действие, а как «излияние сердечных чувств».

Особый вклад в русское богословие

Протоиерей Александр Милованов:

– Эпистолярное наследие святителя составляет целую библиотеку по всем вопросам духовной жизни. В день он получал от 20 до 40 писем, на которые непременно отвечал. В этом блоке столько интересного и живого.

Главные труды его традиционно относят к исследованию Нового Завета. Особо можно отметить комментарии на послания апостола Павла. По отзывам современников, это толкование оригинальное, строго в православном духе. Автор знакомит со всеми новейшими толковниками немецкими, английскими, французскими, и при этом он умело поражает неправое толкование, раскрывая истину, ориентирует читателя на возрастание в духовной жизни.

Личность, по мысли святителя, является точкой соединения всех сил и способностей природы человека, их центром, объединяющим началом. Поэтому его педагогические рекомендации, направленные на воспитание природных сил и способностей человека, конечной целью имеют формирование его как целостной личности.

Основной вклад Вышенского затворника в святоотеческую традицию состоит в том, что антропологический термин апостола Павла «дух» (πνεῦμα) в его толковании имеет значение не только теологическое (благодать Святого Духа) и не только антропологическое (дух как высшая часть души), а значение двойное – теоантропологическое (синергия духа человека и Духа Божьего). Раскрывается данное понимание духа человека с помощью богословия энергий. Русский экзегет разрабатывает богословие тварных энергий природы человека, посредством которых и осуществляется его соединение с нетварными природными энергиями Божиими.

Антропологический синтез святителя Феофана Затворника – это, безусловно, самая развернутая и всеобъемлющая по темам система в русском богословии. Рубрики этой системы, ее основные термины и решения действительно являются ключом к безбрежному морю не только собственных писаний святителя, но также к пониманию творений древних святых отцов Церкви и самого Священного Писания.

Его личный высокий, достойный подражания пример истинно-христианской, богоугодной жизни во Христе и для Христа, подобно примерам древних и новых подвижников святой жизни, будет жить в памяти людей во веки.

Что почитать?

Протоиерей Александр Милованов:

– Для понимания текстов святителя читателю я бы посоветовал непременно сначала ознакомиться с его многогранной жизнью. Ведь это человек с необычайно интересной судьбой, он совсем не похож на лубочного святого, скорее, это блестящий интеллектуал, имеющий свое, утвержденное в православной церковности мнение. При этом он прекрасно знал несколько древних и современных языков, читал в оригинале произведения богословов и философов разных школ.

А какое огромнее количество предметов он преподавал в семинарии и академии – логику, психологию, латинский язык, я не говорю о нравственном богословии и каноническом праве и других богословских науках! Блестящий ученый, он имел опыт служения за рубежом, в том числе и в Османской империи, где он близко познакомился с инославными христианскими вероисповеданиями, познав как силу их пропаганды, так и слабость. Все это он использовал для проповеди Православия.

При этом он тяготился и славою, и властью, искал возможность служить Богу своими дарованиями. Как мне кажется, и его уход в затвор после семилетней епископской деятельности был вызван именно потребностью уединенного писательского труда. Он видел в этом труде свое подлинное призвание и должен был, поэтому, оставить все остальные труды.

А в его келье среди книг разного содержания были: «История России» Соловьева, «Всемирная история Шлоссера», сочинения Гегеля, Фихте, Якоби, Ульрици, энциклопедический словарь, богословская энциклопедия на французском языке в 150 томах и много других. Ибо, как говорил святитель, «и книги с человеческими мудростями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия... Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет читать».

Татьяна Уютова
Поделиться в: