Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Подвиг для каждого из нас

Несколько дней нас отделяет от начала Великого поста – времени сугубого воздержания от скоромной пищи, плохих мыслей, слов и поступков. Но пост – это еще и время действий на предстоящем пути. Каждый из нас, естественно, в меру своих духовных сил должен приложить максимум усилий для того, чтобы достойно встретить Воскресение своего Творца и в полной мере «войти в радость Господа своего» (Мф. 25, 21). С чего же начать и как не сбиться с правильного курса? В помощь нам клирики Покровской епархии предлагают несколько советов.

Увидеть свои грехи

Настоятель храма во имя благоверного князя Александра Невского с. Генеральское священник Алексий Талалаев:

– Порой нам трудно взглянуть на свою жизнь со стороны, признаться себе в своих ошибках, грехах, страстях. Человеку свойственно искать виновных в своих несчастьях и грехах, жалеть себя и искать оправдания грехам. Однако надо понимать, что мы сами виноваты в том, что у нас что-то плохое происходит. Не зря святитель Иоанн Златоуст говорит, что «начало покаяния – осуждение грехов». Не чужих, а своих.

Признаться себе в том, что ты был неправ, неправильно поступил: мог промолчать, но ты сказал, мог не взять, но ты взял и т.д. Как этому научиться? Для этого надо иметь внутреннюю смелость, чтобы преодолеть самого себя, свои слабости, греховные страсти. Великий пост настраивает нас на это, но не стоит думать, что все произойдет быстро. В духовной жизни нет реактивного движения, иначе она так же резко оборвется.

Поэтому вначале человек, пришедший в храм и ищущий Бога, ощущает тяжесть от каких-то плохих поступков, затем, начиная жить церковной жизнью, видит и страсти, мелкие пороки. Ведь, когда мы убираемся в жилище, сначала убираем большой хлам, затем поменьше и только потом вытираем пыль. То же и с грехами – прежде чем добраться до песка, надо избавиться от камней. А для этого нужна планомерная кропотливая работа над собой, которая не должна перерасти в самоуничижение ради покаяния.

Не стоит впадать в уныние и искать причины, почему это со мной произошло. Лучше всего задаться вопросом: «Для чего?». Может, для того, чтобы я проявил какую-то добродетель или Господь так уберег меня от более страшного греха?

Не осуждать других

Настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка протоиерей Димитрий Шевченко:

– В Евангелии от Луки читаем: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Казалось бы, чего проще, вот он, ответ, но ничего не получается. Почему мы снова и снова впадаем в этот грех? Часто мы начинаем о ком-то говорить, рассуждаем о его поступке и переходим на осуждение. Казалось бы, из благих намерений, чтобы самого себя предостеречь от таких же поступков, разработать стратегию борьбы с этим грехом. Этим мы себя еще и успокаиваем: «Я-то уж не такой пропащий, как она или он», но закрываем глаза на свои грехи.

Что делать? Верный вариант – чувствуя, что вы увлекаетесь в разговоре, остановиться и пресечь дальнейшее развитие темы. Сейчас наступает благоприятное время поста, время разобраться в своих грехах, настроиться на покаяние с помощью молитвы Ефрема Сирина, канона Андрея Критского. Помните слова из Евангелия: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3) И когда мы осознаем себя большими грешниками, поверьте, других осуждать желания нет.

Принять прощение Божие

Настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая г. Ершова священник Кирилл Бауков:

– Часто покаяние в каком-то грехе не связано у нас с умением принять милосердие и прощение Божие. Даже после исповеди мы продолжаем тяготиться грехом, вплоть до отчаяния. Как же осознать прощение? На примере притчи о блудном сыне мы видим всепрощающую любовь Божию – Господь, являясь милосердным Отцом, прощает грехи Своему сыну.

Но покаяние не рождается в сердце от одной исповеди. Покаяние – это плод духовной работы, подвиг, внутреннее делание человека. Каждодневный труд – пост, покаяние, молитва, а также дела, которые искупят тот или иной грех. Например, человек гордый, тщеславный должен сделать то, что родит в его сердце смирение, небольшое дело помощи в отношении ближнего. Ведь прощение Божие начинается тогда, когда мы можем открыто и искренне попросить у человека, обидевшего вас, или наоборот, прощение. Прилагая такие усилия, возможно ощутить всепрощающую благодать и обрести духовное спокойствие. Не зря Великим постом Церковь призывает нас к добрым делам и подготовительными неделями через назидания и притчи Священного Писания предлагает внимательнее взглянуть на свои мысли и душу.

Продолжая тему, вспоминаем одного из апостолов – Иуду. Ведь он же раскаялся, сделал определенные шаги, но не смог увидеть, ощутить милость Божию. Это отрицательный, но в то же время назидательный пример для нас. Суть греха Иуды прослеживается через все богослужение Великого поста и, особенно, в дни Страстной седмицы. Сребролюбие, тщеславие, гордыня – эти страсти его поработили, ослепили. Господь давал ему возможность прощения до последнего момента, даже на Тайной вечере, но все было бесполезно.

Также и в жизни каждого из нас Он протягивает руку помощи, и надо вовремя это понять. Ведь Господь и милосердный Отец, и в то же время справедливый Судья, который воздаст каждому по делам его. Например, если бы блудный сын после отцовского прощения вновь вернулся в страну далече, принял бы его отец вновь?

Проявить упорство

Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска священник Димитрий Попеко:

– Великий пост – это маленький подвиг, который индивидуален для каждого христианина. Поскольку человек имеет не только душу, но и тело, эти две природы в нем воздействуют друг на друга. Поэтому все наши силы должны быть направлены к усиленной молитве, покаянию, переосмыслению жизненных ценностей и приоритетов. К воздержанию – отказ от сытной и обильной пищи, развлечений, лени и праздности. Это своего рода сражение со страстями, недостатками и грехами. Значит, пост требует от всех решимости и твердой воли.

Не случайно поприще поста иногда сравнивают с военными действиями, где соперник у каждого отнюдь не прост. Недаром его лукавым называют. Он вместе с тобой «совершенствуется» и твои слабые стороны четко изучает, а иногда и лучше тебя их знает. Соответственно, в этой войне «духовной брани» в зависимости от обстоятельств иногда требуется решительный штурм, иной раз – осада, а бывает, что для достижения общей победы где-то разумнее и отступить на время. И для благополучного ведения сражений нам потребуется вооружиться рассуждением и упорством.

 

 

Людмила Питайчук
Поделиться в: