От мытаря до святого
Известно, что в состав Нового Завета входит так называемое Четвероевангелие, написанное апостолами и евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Несмотря на то что у них было общее дело — проповедь учения Спасителя среди иудеев и язычников, каждого из них отличает манера повествования, а также особый жизненный путь. Сегодня мы познакомим читателей с жизнью и проповедью святого апостола и евангелиста Матфея.
Святой апостол и евангелист Матфей — человек с непростой судьбой. Его история жизни — это история обращения корыстолюбивого человека, изменника Родины в ученика и последователя Христа.
Будущий апостол Матфей жил в галилейском городе Капернауме и был мытарем, т. е. человеком, который собирал налоги со своего народа в пользу захватнической Римской империи. Мытари часто злоупотребляли своим положением, наживаясь на своих согражданах, что вызывало гнев и неприязнь. Слово «мытарь» было почти ругательством, даже общение с ними считалось осквернением, несмотря на то что эти люди были обеспеченными и влиятельными. Однако Матфей, будучи одним из них, тем не менее отличался высокими нравственными качествами, и Господь провидел в нем Своего истинного последователя. По словам блаженного Феофилакта Болгарского, великого толкователя Священного Писания: «Призвал его не вместе с Петром и Иоанном, но когда увидел, что он уверует».
Иисус Христос, проповедуя в Капернауме, общался с разными людьми — в том числе и с явными грешниками. Не был исключением и мытарь Матфей. На берегу Галилейского моря, где Матфей имел мытницу (место для сбора пошлин с судов, приходивших в Капернаум), произошла его судьбоносная встреча со Спасителем. Христос не поставил никаких условий, ни в чем его не упрекнул. Всего лишь три Его слова: «Иди за Мной» — перевернули всю жизнь мытаря. Обрадованный посещением Христа, Матфей пригласил Его к себе в дом. Велико было удивление окружающих, когда Иисус не отказался, пришел и разделил трапезу с ним и его друзьями, такими же мытарями, несмотря на все осуждения и порицания фарисеев. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9, 12), — отвечал Господь.
Во время общения со Христом Матфей настолько переменился, что, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имущество нищим и вместе с другими апостолами последовал за Спасителем. Он повиновался бесповоротно, без размышления и сожаления о прежней жизни. Отказавшись от своего привилегированного положения, апостол Матфей навсегда терял возможность когда-либо снова получить его у римских властей. Ученики, которые были рыбаками, всегда могли вернуться к своему занятию, но у Матфея возврата назад не было. Хотя жизнь будущего евангелиста была пока далекой от правильного апостольского пути, но свое желание он доказал делом. А многие ли в наше время готовы так жертвенно последовать за Христом, исполнять Его Заповеди и принимать то, что Господь посылает в этой жизни, будь то скорби или радости?
Предание сохранило немного сведений о дальнейшей судьбе святого апостола. Он стал свидетелем бесчисленного количества чудес, страданий, Смерти и Воскресения Спасителя, а также Его славного Вознесения. В день Пятидесятницы апостол Матфей вместе с другими учениками удостоился снисхождения Святого Духа.
Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях. Затем двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Иране, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Апостол Матфей своей проповедью обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, построил храм в городе Мирмены, основал церковную общину и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.
Но местный правитель-язычник по имени Фулвиан не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он велел распять апостола на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом. В результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые сгорели, апостол погиб, но тело его нисколько не повредилось. Этого чуда эфиопскому правителю оказалось недостаточно. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море, сказав, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться единому истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в видении явился сам мученик и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом.
Тогда сам мучитель обратился в христианство, приняв имя Матфей, а казненного апостола он стал почитать как святого. Со временем, отрекшись от светской власти, бывший язычник сам стал епископом, сменив умершего Платона. Христианство и по сей день имеет много последователей в Эфиопии. Нередко африканские иконы изображают апостолов и Самого Христа чернокожими.
Мощи святого апостола Матфея хранятся в храме Сан-Маттео в итальянском городе Салерно. За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно — во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи апостола Матфея.
Пройдя свой земной путь от греха к святости, смиренный мытарь навсегда обессмертил свое имя. Пусть история его чудесного обращения послужит нам примером и надеждой на спасение.
Наталия Бондаренко
28 ноября 2014 г.