Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пасха в семейном кругу

Последние двадцать лет мой праздник Пасхи настолько тесно связан с воскресной школой или православным садиком, что семейного праздника в кругу родни я просто не замечаю. Он для меня, к сожалению, галочка в списке дел. Поделиться семейным опытом мне трудно, могу лишь помечтать, как бы я провела Пасху, если бы не репетиции, выступления, выставки и другие мероприятия, связанные с моей работой.

Главное – идея

А хочется мне много чего:

  • Затеять капустник с друзьями и заняться всевозможными художествами в компании творческих людей.
  • Выбраться на природу.
  • Повспоминать и поностальгировать.
  • Научиться чему-то новому и узнать что-то новое.

Многое из того, чему мы и наши дети научились за год, некому показать. Мы что-то в стол написали, что-то вышили, сочинили около сотни докладов на интересные темы с детьми для школы, которые и учителя-то вряд ли оценили. Дети что-то разучили в музыкалке. Того, что у нас набралось за это время, хватит на несколько выставок, большой концерт и научную конференцию. Почему бы не поделиться этим в семейном кругу на праздник?

Я с благодарностью и нежностью вспоминаю семейный праздник, объединивший детей и взрослых на именинах двух Марин, который назывался «Поговорим о море». Участники поделились воспоминаниями о морях, на которых побывали, показали фотографии, припомнили святые и исторические места, с ними связанные, даже угощение было связано с этими морями. Пели песни о море. Подарки были тоже морские. И оформлена квартира была в морском стиле. Почему бы не придумать что-то похожее, но посвященное Пасхе?

Не стоит пускать на самотек

Хочу поразмышлять о том, что в семейном празднике чаще всего нас разочаровывает и не получается. Угостив детей и отправив их в детскую, родители начинают общаться за столом, но тут к маме на колени забирается мальчик, не принятый в ребячью компанию и желающий участвовать во взрослой беседе.

Потом из детской слышится шум битвы. После примирения и наказания начинаются единичные вторжения ябедников. Наконец, в соседней комнате обрушивается шкаф, и гости понимают, что пора по домам.

Если рассмотреть ситуацию с точки зрения целеполагания, цель взрослой стороны (покормить детей, поесть самим, поговорить) с целью детей (развлечь себя) будут друг другу противоречить. Потому что понятие «развлечься» разные дети поймут по-разному. Одному нужен интернет (и этим пяти тоже). Другому – шумная беготня по комнатам. Третьему – исследование вещей в шкафах незнакомого дома. Четвертому – чтобы выслушали его лекцию о динозаврах. Пятому – показать новые приемчики самбо. Пускать на самотек эту деятельность опасно, а рассчитывать на самоорганизацию – глупо. В духе времени родители нанимают аниматоров.

Там, где взрослые развлекаются отдельно от детей, праздник теряет свою объединяющую составляющую.

Я хорошо знаю семью, где повзрослевший юноша, которому неловко было бы самому играть в солдатиков, по просьбе взрослых, для порядка отнекиваясь, вздыхая и хмурясь, руководил играми младших друзей своего брата, с удовольствием обучая их стратегии и тактике с высоты своего опыта.

Как в Куоккале

Летом 1914 года в деревне Куоккала взрослые создали творческое пространство для себя и детей. Все с удовольствием принимали участие в детских играх. Дух озорства проявлялся в местном театре, где выступали Маяковский, Репин, Чуковский, Кульбин, Шаляпин, Анненский. Там ставили с детьми и подростками фарсы. Пели озорные песни про пупсика и «большую крокодилу», шутили над знакомыми, ходили в гости, жгли костер.

В этой обстановке расцветала озорная живопись, озорное сочинительство (пьес и стихов), по преимуществу для детей. Без этого детского озорства нельзя понять многое в Чуковском, в Репине, в Пуни и в Анненкове.

От плохих новостей взрослые и дети спасались в пространстве творчества и детства. Ситуацию они не исправили, но время провели интересно и с пользой.

Не попробовать ли и нам создать свою Куоккалу? Наверняка в атмосфере творчества желание создавать проснется в каждом человеке. Дома легко и увлекательно можно поставить то, что большинство знает наизусть, например, Чуковского или Маршака. Среднестатистические дети и их родители «Муху Цокотуху», «Бармалея», «Тараканище», «Краденое солнце», «Сказку о глупом мышонке» любят и знают наизусть.

Распределяем роли среди детей и взрослых. Кастинг на роль Бармалея или Айболита – уже само по себе интереснейшее зрелище, украсит ваш тик-ток и инстаграм. Поимпровизируем с костюмами и реквизитом и, конечно, снимем видео. Можно, не наряжаясь, сыграть спектакль имеющимися дома куклами и мягкими игрушками, а можно, наклеив распечатанные картинки на влажные салфетки, соорудить фланелеграф.

От праздника к празднику будем пополнять репертуар. Со временем, смотришь, – поставим настоящую мистерию. Кстати, театр возник из «Артаксерксова действия», «пещного действа», «вербного шествия» – самодеятельных постановок на сюжет из Библии, театра в форме мистерии.

Меня трогает упоминаемое у Честертона выступление отца Брауна в роли ослика. Видно, что в чопорной Британии не было зазорным серьезному взрослому мужчине, священнику побыть на время праздника ребенком среди детей. И чем мы, спрашиваю, хуже англичан?

Карантин-2020 создал великий культурный феномен ИЗО-изоляции. Думаю, следует продолжать в свободное время пополнять карантинные галереи новыми шедеврами.

А еще давайте всей семьей поможем нашему страдальцу-музыканту сыграть концерт для фортепиано и оркестра слесарных инструментов. Или скрипки и оркестра кухонной утвари – вы не представляете, какие мелодии можно отстучать карандашом, положив набор гаечных ключей на обувную коробку! Как можно музыкально настроить ряд стеклянных бутылок разным уровнем налитой воды! А как звучит хрусталь, десятилетиями пылящийся в бабушкином серванте… мммм!

А еще бывает литературная гостиная при свечах…

Шли бы мы лесом…

Да собирали бы мы валежник и мусор…

Собраться нескольким семьям с детьми для похода в лес нелегко. Не всегда хватает денег на шашлыки. Трудно найти чистое место для пикника недалеко от города. А ехать с детьми, которые спят днем, нужно с утра до сна или после сна до темноты. Или придумать, как уложить их в полевых условиях. Или быть готовым к их истерикам от перевозбуждения и недосыпа.

Если мы пересмотрим формат нашей прогулки, посвятив ее уборке поляны для отдыха, то и ехать ближе, и лес станет чище, и сами мы зауважаем себя, трудом показав свою любовь к родине.

То есть, прихватив с собою перчатки и несколько больших мусорных мешков, а также топорик с секатором, очистим себе и миру пространство недалеко от трассы. Если упакованный мусор транспортировать к автотрассе, его вывезут вместе с мусором, собранным дорожниками. А мы отдохнем на свежеубранной поляне.

На воздухе в отсутствие шашлыка хорошо пойдет привезенная из дома еда вроде плова или гречки с мясом, а на костре из валежника можно поджарить сосиску, запечь в фольге сало или минтай с овощами или испечь картошку. Дети охотно будут собирать хворост для костра. Кстати, если запекать картошку под сковородкой, картошка пропечется равномернее, а ребячьи мордочки будут чище.

Традиционные пасхальные развлечения – катание яиц по лотку на дальность и поиски спрятанных яиц на полянке – займут не слишком много времени, поэтому следует прихватить мячи – один для футбола, другой для игры в вышибалы.

А если взять два непрыгучих мяча (спущенных или тряпичных), можно даже с разновозрастными детьми сыграть в даблбол – немудреную игру на поле с сеткой (или разделенным другим способом). Задача команд – не допустить трехсекундного пребывания двух мячей на своей половине поля. Возможность научить нынешних «одинарных» детей отдавать и уступать мяч другому игроку – неоспоримое достоинство этой игры. И, может, именно эта простенькая игра станет первой ступенькой к полноценной командной игре.

***

«Не забыть к празднику» – это совсем не о сыре и хлебе. «Не забыть» – это о том, что праздник создан для укрепления внутрисемейных и межсемейных связей. Что хорошее средство для этой цели – совместное творчество и обмен интересной информацией. Что праздники формируют семейный культурный код, помогающий подросшим детям находить единомышленников и создавать крепкие семьи. И, главное, что причина этого праздника – победа над смертью и воскресение.

 

Ирина Струкачева
Поделиться в: