Жить в Церкви
В День Святой Троицы мы празднуем рождение Церкви Христовой, существующей и сегодня, и во все дни, до скончания мира. Но что сегодня означают слова «воцерковленный человек»? Тот, кто многое знает или многое делает? Тот, кто трудится в храме? Или есть иные критерии? Об этом мы беседуем с епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
– Владыка, когда праведного Иоанна Кронштадтского спросили, как он достиг такой духовной меры, батюшка ответил: «Я просто жил в Церкви». И пояснил: служил Литургию, читал положенное по Уставу чтение, жил ритмом церковных будней и праздников. Получается, современному мирянину, который неделю живет отнюдь не уставным чтением и только в выходные приходит в храм, дорога к праведности закрыта?
– Думаю, что каждому человеку нужно научиться довольствоваться тем, что он имеет. Если у мирянина, который старается жить благочестивой жизнью, не получается часто ходить в храм, нужно воспринимать это как данность. Нужно радоваться тому, что хотя бы по воскресным дням есть возможность бывать на богослужении. И если со вниманием относиться к тому, что в храме происходит, можно многое для себя отметить и почерпнуть.
Сегодня у нас есть невероятные возможности в получении информации. И я знаю многих людей, которые начинают день с чтения Евангелия, церковного календаря, поучений святых отцов. Это пища для души, которая помогает настроить ее на духовный лад. То же можно сказать об утреннем и вечернем правиле. Результат будет обязательно, но не нужно ждать его здесь и сейчас.
Праведный Иоанн Кронштадтский жил совершенно в другой среде, его личность сформировалась в патриархальной системе воспитания, все вокруг напоминало о Боге. Современному человеку обратиться ко Христу сложнее, ему нужно пройти серьезный и трудный путь, самому глубоко настроиться и все время себя понуждать.
– Как человек может определить: является ли он частью Церкви? По каким признакам Вы определяете воцерковленность собеседника?
– Критериев много: как человек говорит, как себя ведет, какие темы затрагивает. Глубже на этот вопрос может ответить духовник. Безусловно, один из главных критериев – участие в таинствах Церкви, и прежде всего в Евхаристии. Если человек заглядывает в храм, интересуется вопросами веры, но не причащается, его воцерковленным назвать сложно. Вся наша церковная жизнь должна строиться вокруг богослужения.
– Однажды услышала разговор двух женщин в храме. На вопрос одной из них о том, что сейчас происходит во время богослужения, вторая ответила: «Нас это не касается. У них тут свои дела, а мы о своих родственниках помолиться пришли». Как человеку сохранять баланс между личным обращением к Богу и участием в соборной молитве?
– Было бы странно эти сферы своей жизни разделять, они пронизывают друг друга. Нецерковному человеку можно попытаться объяснить, зачем нужна соборная молитва. Тут многое зависит и от пастыря, и от самого человека. А еще от Бога, от Его призыва. Потому что религия, вера наша – это связь двух личностей, взаимодействие Бога и человека. Если диалога нет, получается язычество или магическая манипуляция.
– А должен ли мирянин что-то пояснять другим мирянам, вмешиваться в разговор?
– Это вопрос общей культуры – нужно смотреть, насколько ваше вмешательство в чужую беседу будет корректным и своевременным. Но в целом каждый христианин может и должен быть проповедником, своего рода апостолом. Часто именно простые прихожане могут легче найти подход к малоцерковному человеку, потому что между ними меньше преград, чем между этим человеком и пастырем.
– От чего бы Вы предостерегли в этом случае воцерковленного человека?
– Думаю, тут можно дать общий совет, который касается не только общения в храме. Нужно быть поскромнее, не пытаться донести свою точку зрения до всех и каждого. Это такой психологический прием: чем чаще человек говорит, тем больше сам в своем мнении утверждается. В пору неофитства это понятно, новоначальный подобен ребенку, который несколько раз родителям рассказывает, что он в школе узнал. Но часто люди говорят бестактно, не задумываясь, что собеседник другого устроения, из другой среды, другой системы взглядов. А говорить нужно мягко, корректно, всегда оставляя право выбора своему собеседнику.
– Мирянина в храме должно касаться многое. Но как ему понять, что именно? Как правильно понять свое место в приходской общине?
– Помогать или не помогать в храме – это потребность сердца человека, это как музеи посещать, театры или спортивные площадки – заставить нельзя. Если ты чувствуешь, что труд в храме тебе нужен, будешь искать, как свое желание реализовать.
Если человек только пришел в храм, важно начать регулярно посещать богослужения, потихоньку знакомиться со священником и прихожанами. В любом коллективе есть свои потребности, дела, и внимательный человек это обязательно заметит. Ищущий, искренний человек всегда найдет свое место в храме. А если искать лишь самооправдания, его тоже можно найти. Но это не совсем христианское отношение.
Пастырю всегда очень приятно, если прихожане откликаются и принимают участие в общем деле. Но еще больше радует, когда сам человек что-то предлагает сделать.
– Глава Церкви – Христос, общины – пастырь. Но как быть, если мирянин в своем послушании разбирается с профессиональной точки зрения лучше и в чем-то не согласен с мнением священника?
– Задача хорошего пастыря – найти тех, кто в своей области будет разбираться лучше, чем он. Это дар любого хорошего руководителя – уметь собрать людей и дать им возможность развиваться на своем поприще.
Мирянину, у которого возникли такого рода недоразумения с настоятелем, я бы посоветовал в первую очередь не волноваться (улыбается). В духовной жизни все взаимосвязано: тебе хочется сделать хорошо и прямо сейчас, а священник, может, сильно и не разбираясь в узкой области, в целом ситуацию видит лучше. Может, и самому мирянину полезно смириться, ведь не секрет, что нашими поступками часто движут страсти.
Если человек ищет в Церкви обновления души, благих перемен в своей духовной жизни, он будет спрашивать, прислушиваться. А если, только придя в храм, он уже считает, что все знает лучше батюшки, что тут скажешь? Может, со временем Господь ему Сам все объяснит.
– Если вдуматься, то в богослужении регламентированы не только наши действия, но и наши чувства, эмоции. Но как остаться при этом живым, не актерствовать и не притворяться?
– Не вполне соглашусь – в христианстве, в отличие от ислама, не так все четко регламентировано. Христианство не на все вопросы дает ответы, порой оно еще больше их задает.
Многие люди пытаются и в повседневной жизни жить схемами. Потому что выстроить сложные отношения – это настоящее искусство, должно быть живое чувство у человека. И у каждого своя мера этого чувства.
– В этот праздник мы говорим о Троичности Бога, а значит, и вспоминаем святых отцов Вселенских Соборов. Но современный человек зачастую далек от высокого богословия каппадокийцев. Он все принимает просто на веру...
– Думаю, что и в древности все по-разному было. Не нужно думать, что раньше был какой-то золотой век, как в 90-е годы считали, что до революции была идеальная благочестивая империя.
Догматический, богословский опыт – это средство проповеди. Священник, выходя на проповедь, будет смотреть, кто перед ним, и соответственно слова подбирать. Церковь наша открывает свои двери для всех людей – образованных и простых, глубоких и не очень. Троичное богословие возвышенно, им нельзя напитать младенцев, это удел богословски образованных людей. И слава Богу, что этот багаж у нас есть.
– Что Вы пожелаете нашим читателям в праздник Троицы?
– Пожелал бы принимать Бога, входящего в нашу жизнь, а не поступать подобно жителям Иерусалима. Увидев апостолов, говорящих на разных языках, они не задавали себе вопросов, не размышляли, а просто обозвали их пьяными. Когда Бог действует через людей, через обстоятельства жизни, нужно принимать это, а не самооправданием заниматься.
Возрастая на пути духовной жизни, человеку нужно делать хотя бы маленькие шажочки – смиряться, не разочаровываться, не требовать большего, не винить никого, кроме самого себя.
19 июня 2021 г.