Покрывающая от всяких бед
Мы снова отмечаем великий праздник. И снова Церковь предлагает нам остановиться и внимательно прислушаться к тому, что читается и поется в храме. Если мы прислушаемся к этому совету, то многое можем открыть для себя.
Паремии, которые читаются на Покров Богородицы, помогут лучше понять ветхозаветные прообразы
О чем текст этой первой паремии, читаемой в праздник Покрова?
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Быт. 28, 10–17).
Кто-то найдет здесь только описание тревожного сна Иакова, спасающегося от мести своего брата в окрестностях «колодца клятвы», где еще при патриархе Аврааме был заключен союз о ненападении иудеев и филистимлян друг на друга. А кто-то, вслед за святыми отцами, различающими всю полноту смысловых оттенков Писания, может увидеть еще и прообраз Самой Богородицы, заключенный в святоотеческом понимании «Лествицы Иакова».
Во-первых, сама по себе лестница как образ восхождения от земли на небо не может не напоминать об основном принципе духовной жизни — богообщении. Из живших на земле даже праотец Адам вряд ли имел такую полноту богообщения, как Божия Матерь. Во-вторых, ни на одну из лестниц нельзя взойти сразу — постепенность, «поступенность» — неотъемлемое ее свойство, так же и святая Дева Мария не сразу стала Богородительницей, но сначала была рождена, воспитана, приведена в храм, научена Писаниям, обручена Иосифу… Здесь тоже — прообраз и великая тайна того, как низко павший в результате грехопадения человек может возвыситься благодаря смирению, которое в полноте своей явила Пресвятая Дева.
Наконец, лестница основана на земле. Если обратиться к образу Богоматери, то и Она от земли, от рода человеческого. Она ничем земным не пренебрегала: ни труда не гнушалась, ни скорби не считала для себя ненужными, ни общения не избегала, ни уединением не тяготилась. Только грех на земле вредит всему, а так, без греха, вся земля благословлена Богом, и лучший цветок земли — Богоматерь — Надежда и Утверждение наше.
Но «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но достигает также и неба. Кто еще достиг высшего из даров богообщения в самом совершенном образе? И если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни, то кто еще, как не Богородица, станет Помощницей и Заступницей на этом поприще?
Еще «Лествица Иакова» полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. От земли, от нас, несут они Богу молитвы всех верных людей, а людям (причем не только верным) от Бога — дары Его любви. Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустно в мире, давно страждущем от уныния, вызванного всеобщим оскудением святости. Для верующих это оскудение восполняют Ангелы и милость их Царицы — Пресвятой Богородицы.
Наконец, «Лествица Иакова» — это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее — Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу. Именно поэтому и читается этот отрывок из книги Бытия на всенощном бдении в день Покрова Богоматери, да и вообще на все Богородичные праздники.
Икона праздника напомнит нам о его истории
В основу иконографии праздника Покрова Божией Матери положены воспоминания о чудесном избавлении от врагов жителей Константинополя в Х веке. Святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в первый день октября во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Богородицы, головной покров и часть Ее пояса, во время всенощного бдения видели в воздухе чудное явление Божией Матери.
Пресвятая Дева, окруженная пророками, апостолами и Ангелами, сияющая солнечным светом, молилась о грешном мире и покрывала христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения святой Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, святой отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний.
Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова. Но, по всей видимости, существенное влияние на нее оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы. Эти два мотива и легли в иконографию икон праздника, подчеркивая смысл покровительства Богородицы, Ее защиты, оказываемой людям.
Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые суздальский (среднерусский) и новгородский. В первом случае Богоматерь изображается перед храмом, простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. В новгородском варианте плат поддерживают Ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами.
Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы. Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялся ярко-красным цветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов. На иконе плат над молящейся Богоматерью держат Ангелы, а внизу изображается святой Роман Сладкопевец. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц.
В иконах, где группируются многие святые, всегда есть некий центр. На иконе Покрова в роли такого центра, вокруг которого собирается многоликий Собор, является Богоматерь. Такое построение выражает идею соборности, изображение грядущего соборного человечества.
Чтобы ввести человечество в храм и осуществить в нем подлинную соборность, нужны «пост и труд, и теснота, и всякие скорби». Но от этой скорби икона обращает к радости. Она выражает собою тот новый мировой порядок и лад, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается в храм. Тварь становится здесь сама храмом Божиим, потому что она собирается вокруг Христа и Богородицы, становясь тем самым жилищем Святого Духа.
Образ Богоматери — Царицы Небесной, скорой Помощницы и Заступницы, — олицетворяет любящее материнское сердце, которое через акт Богорождения становится сердцем вселенной. Вокруг Богоматери собирается весь мир. Здесь радужное земное преломление небесного света на иконе неизменно выражает собою высшую радость твари земной и небесной, подчеркивая смысл Евангельского текста: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Стихиры на стиховне праздника Покрова Божией Матери расскажут о значении этого праздника для всех людей
Глас 5: Слыши, Дщи, и виждь, // и приклони ухо Твое.
Воспоим, людие, светло Давидскую песнь / Отроковице Невесте, / Божии Матери всех Царя Христа: / предста Царица одесную Тебе, Владыко, / рясны златыми одеяна / и преукрашена Божественными лепотами. / Сию бо, избранную в женах, / паче всего мира удобрив, / благоизволи родитися от Нея, / великия ради милости, / и Сию Помощницу людем Своим дарова / строити и покрывати от всякия беды рабы Своя, // Едину Благословенную.
Глас 7: Лицу Твоему // помолятся богатии людстии.
Гора еси велика и преславна, / паче горы Синайския, Богородице: / она бо, не терпящи снития Славы Божия во образе и сенех, / огнем возгарашеся, и громи и молния тамо быша. / Ты же всего в Себе Божественнаго Огня сущи, / Божия Слова во чреве неопально носила еси, / манием носящаго вся, / и, матерне дерзновение к Нему имущи, / помози, Владычице, верно празднующим / Твой честный праздник / и не забуди, милостивно посещающи: / прияла бо еси от Бога дар строити и покрывати // христоименитое Твое стадо, рабы Твоя.
Слава, и ныне, глас 2:
Яко венцем пресветлым, Всечистая Богородице, / Покровом Твоим честным Церковь Божия приодеяся / и светится, радующися, днесь, / и тайно ликовствует, Владычице, вопиющи Тебе: / радуйся, одеяние честное и венче Божия славы; / радуйся, Едина славы совершение и вечное веселие; / радуйся, к Тебе притекающим пристанище, и избавление, // и спасение наше.
Тропарь и величание поможет нам самим прославить Божию Матерь
Тропарь
Днесь благовернии людие / светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.
Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.
13 октября 2013 г.