Загляните в семейный альбом
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Целый мир
Раньше в старых деревенских домах на видном месте, недалеко от красного угла с иконами, развешивали фотографии родственников в общей раме за стеклом. Все, что составляло жизнь семьи, ее радости и печали, было здесь. Все поколения рода – старики и младенцы, родные и двоюродные, далекие и близкие, живые и ушедшие – соседствовали друг с другом.
Сегодня в дизайне наших квартир преобладает минимализм, все, что привязывает нас ко времени, к эпохе, уходит. Со стен исчезли портреты предков, их заменяет графическая абстракция. Альбомы с фотографиями отправляют в дальние углы шкафов. Запылившиеся и выцветшие портреты переносят в кладовки, а оттуда этот старинный «мусор» безжалостно выбрасывают. А вместе с ним и память. Поэтому современные дети с трудом вспоминают имена предков, редко доходя в их перечислении до прапрадедов.
А ведь психологи считают, что семейные фотографии повышают самооценку детей. Доказано, что детям полезно видеть свою семью как единое целое. Общие снимки показывают малышам, что они часть маленького мира под названием «семья».
Путешествие на машине времени
В потоке забот и событий у нас порой нет времени для того, чтобы остановиться и оглянуться назад. Семейный альбом – это машина времени, которая поможет совершить путешествие по страницам семейной истории. Зачастую фотография – единственный достоверный документ, дошедший до нас о том или ином человеке или событии и хранящий атмосферу и настроение истории.
Идут годы, меняется мода и фототехника, меняются и сами люди. Но не должна исчезнуть традиция хранить семейный альбом. Мы достаем с полки чуть запылившийся фотоальбом, листаем его страницы и, погружаясь в воспоминания, становимся чуть ближе друг к другу. Священник Павел Флоренский писал: «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте дедов и прадедов, работайте над закреплением памяти…».
История появления фотографии
С давних пор люди хотели запечатлеть важные мгновения своей жизни, явлений природы, выразить чувство прекрасного через материальную форму. С изобретением фотоаппарата и развитием фотографии это стало более реально. В 1822 году француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первое изображение, прообраз современной фотографии. Снимок не сохранился, поэтому первой фотографией принято считать «Вид из окна» (1826). Она сделана с помощью камеры-обскуры на оловянной пластине, покрытой тонким слоем асфальта.
В 1839 году другой француз – Л.Ж.М. Дагер – нашел способ получения фотографии высокого качества на медной пластине с серебрением. Изобретению привычного нам негатива будущие фотографы стали обязаны У.Г.Ф. Тальботу, чей подход также позволил тиражировать создаваемые изображения. Тогда фотография стала вытеснять художественные изделия, тем самым стимулировав многих художников стать фотографами.
В те годы появился сам термин «фотография», то есть «светопись», который предложили отдельно друг от друга англичанин Д. Гершель и немец И. Медлер. Далее история фотографии пошла путем усовершенствования и приближения изображения к реальности.
Застывшая история
В начале ХХ века искусство фотографии стремительно развивается и распространяется по земному шару: камеры становятся более доступными для частного использования, и вся европейская аристократия увлекается этим новым трендом.
Семья государя императора Николая II не могла остаться в стороне от популярного увлечения и стремилась запечатлеть самые интересные моменты своей жизни на фотопленку. Будучи увлеченным фотографом, государь с большой заботой и аккуратностью раскладывал изображения по многочисленным альбомам. Его любовь к фотоискусству передалась Марии, которая раскрасила большинство снимков.
Согласно дневникам Николая II, его семья нередко собиралась в фотомастерской и работала над семейными альбомами. В Царском Селе даже была обустроена мастерская. Кадры, сделанные членами царской семьи и их друзьями, впоследствии превратились в своего рода «фотодневник». Не официальные, протокольные, торжественные мероприятия, а счастливые моменты семейных вылазок на природу, совместных трапез и игр, путешествий, отдыха на море и уютных домашних вечеров запечатлены на его страницах.
«Фабриканты оптимистов»
Когда-то фотографическую съемку могли позволить себе только состоятельные люди. Фотографии делали редко, их берегли и перебирали по праздникам. Но с появлением массовых фотоателье эта услуга стала доступной для всех. На страницах семейных альбомов появились не только парадные портреты, но и фото малого формата.
«Фабрикантами оптимистов» назвал саратовских фотографов В.В. Маяковский. В 1927 году окна гостиницы, в которой он остановился во время визита в Саратов, выходили на фотомастерскую Толстикова и Малькова. Поэт иронизировал над желанием посетителей казаться краше и значительнее.
Открывались такие мастерские и в провинциальном Покровске. Саратовские историки Ю.А. Сафронов и Е.К. Максимов в очерке «Фотосалоны Саратовского края» открыли нам фамилии покровских фотографов. В настоящее время в «копилке» авторов уже девять человек: И. Велидарский, Я.Е. Диденко, Додорев, К.С. Запорожцев, А.П. Иванов, В. Остроумов, А. Руденко, Ф. Толстиков, В. Турманов.
Сокровище памяти
Среди посторонних людей человек ведет себя сдержанно. В кругу родных можно отдохнуть и посмеяться от души. Семейные фото получаются искренними. Если это развлечения, то обязательно смешные, если посиделки, то непременно душевные. На снимке покровского фотографа К.С. Запорожцева мы видим семейство, занятое игрой в лото. Это попытка показать семью, расположившуюся вокруг круглого стола, в непринужденной обстановке, передать ее теплую атмосферу.
Покровский фотограф Я. Диденко снимает собственную семью, собравшуюся для домашнего музицирования. И хотя в руках главы семейства гитара, но не ее звучанию внимают запечатленные на снимке. Она лишь оправдывает необходимость собраться вместе членам большой и дружной семьи.
Круглый стол, покрытый скатертью, – символ домашнего уюта, центр, вокруг которого выстраивается композиция обоих снимков. Не только место общей трапезы, но и точка притяжения всего семейного мира. Здесь говорят о наболевшем, советуются, читают, делятся новостями.
Тяжелые занавеси, ниспадающие складками, словно отгораживают этот семейный мир от бурь и невзгод мира внешнего. Кем бы ты ни был в том «внешнем» мире, здесь ты любимый сын или брат. Здесь каждый важен и любим. Похож на остальных, но индивидуален. Сегодня такие семейные фотографии становятся реликвиями. Их хранят и передают детям.
Современный фотограф Ольга Лебедева так говорит о необходимости семейных фотографий: «Это своего рода спираль с множеством витков, каждый из которых – поколение. Выпал один виток – и нет спирали... Это память, это возможность вернуться назад. Это залог осознанного будущего. Хороший семейный альбом – это сокровище».
Так не будем скупыми обладателями драгоценного клада, а при случае достанем старые семейные снимки, посадим рядом детей и внуков и последуем совету известной песни: «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом».
Подготовила Оксана Баландина
Читателям:
Делитесь с нами своим семейным сокровищем. Присылайте на почту info@pravpokrov.ru интересные старинные семейные фото с кратким пояснением о запечатленных людях и мгновениях.
2 июля 2021 г.