«Делать добро ближнему было его душевной потребностью»
29 июня, начиная с 1885 года, празднует свой день рождения один из старейших музеев страны — Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. Его основатель — А. П. Боголюбов (1824–1896 гг.) — был передовым человеком своего времени, отдавшим развитию культуры и искусства всю свою жизнь. Именно благодаря таким людям в мире чтото меняется, организуется и укрепляется. О знаменитом меценате, его деятельности и главном деле его жизни мы поговорили со старшим научным сотрудником Радищевского музея Лидией Красноперовой.
«Эрмитаж Поволжья»
— Алексей Боголюбов — какой это был человек? Мы видим его портрет кисти И. Репина — к нам в профиль сидит сосредоточенный седовласый мужчина. Чем он был известен?
— «Делать добро ближнему было его душевной потребностью» — так высказался о Боголюбове один из его современников. Подтверждение этому мы находим в том числе и в этом портрете, где в чертах лица угадывается душевное благородство. Вопрос, какой это был человек, вполне уместен, так как еще недавно даже фамилия «Боголюбов» считалась подозрительной. Имя А. П. Боголюбова долго находилось в тени, но в последнее время интерес к нему все больше и больше растет. К тому же в этом году исполняется 125 лет со дня его кончины.
Алексей Петрович Боголюбов был профессиональным моряком, посвятившим морскому делу молодые годы, художником-пейзажистом и историографом, прославившим историю российского флота, и известным общественным деятелем, создавшим первый общедоступный музей в российской провинции.
Главным источником сведений об А. П. Боголюбове является его собственная книга воспоминаний «Записки моряка-художника», впервые изданная в 1996 году в Саратове, через 100 лет после его кончины. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Эта книга написана просто, интересно, читается с удовольствием и уже не раз переиздавалась. В ней — характер, время, жизненный путь и опыт этого человека, сделавшего в своей жизни много замечательных дел.
В течение жизни, путешествуя по России и Европе, А. П. Боголюбов собирал коллекцию художественных ценностей, которые впоследствии легли в основу созданного им музея и художественно-промышленной школы при нем. Заслугой Боголюбова является то, что он думал прежде всего не о развлечении публики, а о том, чтобы «дать хлеб бедным поволжцам» — предоставить возможность молодым способным людям осваивать художественное ремесло. С тех пор Саратов славится своими художниками. Не будь Радищевского музея, может быть, мы бы не знали сейчас имен таких известных художников XX века, как В. Э. Борисов-Мусатов, П. В. Кузнецов и А. Т. Матвеев, которые учились в свое время на произведениях, представленных в музее.
Войдите в Радищевский музей, подивитесь его архитектуре, пройдитесь по залам, где художественным ценностям нет числа. Как это могло быть собрано одним человеком? Откуда взялось у него столько сил? Несомненно, на это была воля Божия, и, конечно, неоценима была помощь людей. В организации музея Боголюбову помогали саратовский губернатор М. Н. Галкин-Враской, способствовавший благоустройству Саратова, и сам император Александр III, считавший распространение искусства делом государственной важности. Император предоставил музею первоклассные экспонаты из Эрмитажа, благодаря которым Радищевский музей называют «Эрмитажем Поволжья».
— Вопрос, который, наверное, часто задают: почему А. П. Боголюбов выбрал для создания музея именно Саратов, а не любой другой город России? Он ведь не был родом отсюда…
— Он действительно родился далеко отсюда, в селе Померанье Новгородской губернии, где проходил службу отец. Потом он жил в Петербурге, Москве и подолгу за границей — в основном во Франции и Германии. Но при этом он сам говорил: «По роду я саратовец…». Это связано с тем, что родом отсюда был его дед по материнской линии — писатель и философ XVIII века А. Н. Радищев, имение которого находилось в селе Верхнее Аблязово Саратовской губернии (сейчас — село Радищево Пензенской области).
В книге своих воспоминаний Боголюбов пишет: «Мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, многострадального Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца… связать навеки радищевское имя со своим». Это и стало причиной создания в Саратове Радищевского музея. Не ради собственной славы Боголюбов замыслил музей, но ради восстановления «втоптанного в грязь» имени предка, который чтился потомками в семье. В этом стремлении увековечить память деда проявляются христианские чувства и убеждения А. П. Боголюбова.
«Вечность не есть мечта»
— Из истории мы знаем, что А. Н. Радищев был революционером времени правления Екатерины II и считается человеком, далеким от Церкви. Как относился к этому его внук, важно ли это было для него?
— В предисловии к роману А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» читаем: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Эти строки мы помним еще со школы. И дальше: «Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы…» Не идет ли здесь речь о христианском понимании поврежденности человеческого естества? Мог ли такое сказать не христианин?
Действительно, А. Н. Радищева считали революционером, а значит, и атеистом — почему-то в общественном сознании эти два понятия неразрывно связаны. Видимо, XX век прочно закрепил такую связь. 25 июля 1790 года, после вынесения смертного приговора, еще не зная о своем помиловании, Радищев пишет из Петропавловской крепости завещание детям: «Свершилося!.. Помните, друзья души моей, помните всечасно, что есть Бог и что мы ни единого шага, ниже единыя мысли совершить не можем не под Его всесильною рукою. Помните, что Он правосуден и милосерд; что доброе дело без награды не оставляет, как и без наказания худое. И так всякое дело начинайте, призвав Его к себе в помощь, и прибегайте к Нему теплыми молитвами…». И потом, уже после приезда в сибирскую ссылку, Радищев начал писать трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», в котором есть такие строки: «И верь, скажу паки, верь, вечность не есть мечта». Мог ли такие глубокие, полные веры и упования на помощь Божию строки написать человек неверующий и далекий от Церкви?
— В экспозиции Радищевского музея есть иконы, завещанные Боголюбовым вместе с его большой личной коллекцией. Какие это иконы, на какие сюжеты написаны?
— Это иконы, которые почитались семьей Боголюбовых и передавались из поколения в поколение. Одна из них — образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которым Алексея Петровича благословил умирающий отец. Петр Гаврилович Боголюбов был полковником, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года, он умер от последствий тяжелого ранения. Алексей Петрович с почтением и любовью относился ко всем своим близким и родным, живым и ушедшим.
Другая икона — с удивительной надписью на оборотной стороне: «Образ св. Николая Чудотворца, который мать твоя Надежда, умирая, держала в руках, и несчастный отец призывал на тебя, дитя, ее последнюю молитву и благословение. Николаю Алексеевичу Боголюбову. Отец. 17 марта 1865 года, 3:20 минут утра». Этим образом Алексей Боголюбов благословил своего новорожденного сына после смерти жены во время родов. Сын пережил свою мать всего на полгода.
«Настанет время, и нас узнают»
— Боголюбов полжизни пробыл в поездках, много жил в Париже. С чем это связано? Вряд ли человек, столько сил отдавший созданию музея в России, не любил родную страну…
— Дело в том, что у него было слабое сердце, и для поддержания здоровья врачи советовали уезжать на холодные месяцы в другие страны, где климат мягче и зима теплее. И только несколько месяцев в году он мог проводить в России, о которой много думал и тосковал за рубежом. Сердцем Боголюбов всегда был с Россией. Где осталось свидетельство об этом? Конечно, в его картинах, на которых изображены Нева, «православный русский город» Москва и «щетинистый Московский Кремль», среднерусские пейзажи и Волга, которую Боголюбов особенно любил.
Последние 25 лет жизни меценат прожил в Париже, приезжая в Россию только для организации дел, налаживания культурных связей и творческих поездок по стране. Несколько раз он плавал по Волге, останавливался в поволжских городах и запечатлевал увиденную красоту. В «Записках моряка-художника» Боголюбов пишет: «Ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными воротами, наконец, Саксонская Швейцария. Какая это мелочь, и сколько этого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нем. Настанет время, и нас узнают!». Достаточно посмотреть на его картины, наполненные теплом и любовью, чтобы все сомнения о его патриотизме сошли на нет.
— Известно, что основатель Радищевского музея принимал активное участие в благоустройстве русского храма в Париже — кафедрального собора святого Александра Невского, для которого он написал два больших полотна. Что это за картины?
— Об этом художник пишет в своих «Записках». Из их текста видно, что он был прихожанином этого храма и вникал во все детали его строительства и украшения. Церковь святого Александра Невского строилась на общественные средства и была освящена в 1861 году. До сих пор она является центром православной жизни в Париже. По рекомендации А. П. Боголюбова росписи храма были созданы художниками, которых он знал как профессионалов, а сам он подарил храму полотна «Проповедь Иисуса Христа на озере Тивериадском» и «Хождение Иисуса по водам». Это живопись масляными красками на холстах, прикрепленная к стене так, что она производит впечатление настенных росписей.
— Могут ли произведения, написанные художником не на библейские темы, отражать его веру? И что можно сказать по картинам Боголюбова о его убеждениях, мировоззрении?
— Можно ли почувствовать в нерелигиозных картинах душу верующего человека? Я уверена, что да, можно. Только зрителю нужно иметь опыт видения произведений искусства, чтобы почувствовать внутренний посыл художника, а художнику при этом нужно иметь серьезное и честное отношение к делу.
Все, что человек делает, несет отпечаток его личности, ведь продукт его деятельности — это зеркало, которое отражает его внутреннюю суть. Что касается работ А. П. Боголюбова, то в них действует тот же принцип. У него есть работа, которая называется «Петербургский морской канал». В ней по воде движется судно, а на берегу сидит человек, морячок, который просто созерцает проходящий корабль. Здесь нет какого-то особого сюжета, художник изобразил то, что ему самому понравилось. Но именно через эту незамысловатую сценку, лишенную эффектов, отражается самое главное — созерцательное отношение к миру и ощущение высокого. Для А. П. Боголюбова были важны такие понятия, как Отечество, достоинство, честность, добро — всё это не было для него пустыми словами. Это были ценности, которыми он жил, поэтому любая, даже самая простая по сюжету его картина притягивает к себе именно этой чистотой.
«Ежели я что сделал доброго…»
— Каждый год в стенах Радищевского музея проходит панихида по основателю музея и его близким. Это была воля самого Боголюбова?
— Да, такой просьбой Алексей Петрович завершил свое духовное завещание: «Похоронить меня прилично, но без роскоши… около жены моей и ребенка и поставить такой же чугунный крест и плиту». И далее он пишет: «А меня, ежели я что сделал доброго для города Саратова, ежегодно в стенах Музея и Школы Боголюбовской служить панихиду по Александру — дед мой, Надежде, жена моя, Николае, сын мой, Елисавете — г. Шивр и многогрешнике Алексие». Последним именем Боголюбов называет самого себя.
После кончины А. П. Боголюбова — он умер в парижской квартире в ночь на 7 ноября 1896 года — в большом зале Радищевского музея была отслужена панихида с участием хора Александровского ремесленного училища. На службе присутствовали городской глава, члены городской думы, участники попечительского совета Радищевского музея, художники и многочисленная публика, пришедшая в этот воскресный день для бесплатного посещения музея.
Было ли ежегодное поминовение потом, мы не знаем, но в советское время его точно не было. И только в конце 1980‑х годов, когда начала возрождаться церковная жизнь в стране, в музее стал подниматься вопрос о необходимости исполнения воли основателя. В 1996 году, когда отмечалось 100‑летие со дня смерти художника, состоялась первая панихида, после которой поминальные службы стали устраиваться каждый год. Вот уже 25 лет в начале ноября в мемориальном зале А. П. Боголюбова совершается панихида с участием священников и церковного хора. На службе могут присутствовать все, кто чтит память этого человека.
— Чему нас, современных людей, может научить жизнь такого человека, который оставил след в истории страны и нашего города?
— Самое главное, чему нас может научить жизнь А. П. Боголюбова, определяется словом «любовь». Во всем, что Боголюбов делал — в его картинах, воспоминаниях, многообразной общественной деятельности — заложена самоотдача. Та самоотдача, которую требуют от нас заповеди Христа: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. И он действительно его исполняет — без высоких слов и заявлений, с присущей ему скромностью, за которой чувствуется Божественный свет.
6 июля 2021 г.