Высказывания Святейшего Патриарха Кирилла
О ценностях
Мы никогда не должны забывать о базисных ценностях, мы должны инкорпорировать эти ценности в политическое мышление, в программные документы наших партий, в законодательную базу России. Вот тогда модернизация не станет вестернизацией, тогда у России сохранится уникальность послания, конечно, всему миру.
О литературе
Есть некая целостность во всем корпусе русской литературы. Есть система ценностей, которую русская классическая литература отстаивает, но каждый [автор] это делает по-своему и со своей точки зрения. Если Достоевский отстаивает эти ценности изнутри своего христианского православного убеждения и из глубины своего личного опыта, то у Толстого взгляд с его колокольни. Это человек, который до конца жизни боролся — боролся с самим собой. С одной стороны он был, конечно, погружен в православную культуру, но с другой стороны новые идеи, в том числе атеистические, тоже оказывали на него сильное влияние. <…> Достоевский и Толстой… — это изводы нашей национальной жизни, если хотите, это пути богоискательства; именно поэтому так значим опыт одного и другого.
О труде
Если нам говорят, что для успеха, для процветания мы должны принять некие чужие, другие экономические схемы, то это означает, что, принимая иной опыт, мы должны его воспринимать, во-первых, критически, рационально, и что самое главное, с опорой на свою традицию, если мы не хотим потерять свою национальную самоидентификацию, то есть если мы хотим, чтобы Россия была Россией.
О правах человека
Укоренившийся в общественном сознании стереотип разделяет социум на тех, кто горячо отстаивает идею прав человека, и тех, кто сознательно избрал для себя в качестве жизненного ориентира религиозные ценности и воспринимает права человека как исключительно секулярную категорию. Данный стереотип не позволяет тем и другим понять друг друга, является причиной недоверия, а часто и просто конфликтов.
О смиренномудрии
Смирение воспринимается сознанием современного человека невоцерковленного, тем более не христианина, как некое юродство, как слабость, а не как добродетель. К сожалению, и в художественной литературе, может быть за исключением Достоевского, никто ярко не показал, что смирение является силой и красотой человека. Смирение воспринимается как некая слабость, неконкурентоспособность человека. А ведь это совсем не так. Смиренный человек — это не слабый человек. Смиренный человек — это тот, кто ходит пред очами Божиими, кто себя поставляет под волю Божию и под суд Божий.
О взрослении
Когда человек проходит через испытания, он становится сильнее. У меня была возможность сравнить детей одинакового возраста: тех, которые проходили через тяжелые болезни, со здоровыми детьми. Так вот, те, кто болел — мудрее, сильнее, взрослее. Удивляешься, как быстро ребенок в таких обстоятельствах взрослеет. Это говорит о том, что испытания, конечно, наносят ущерб человеку, но не только один ущерб — есть то, что духовно укрепляет больного ребенка и его родителей.
О Евхаристии
В центре христианского милосердия всегда должна быть Божественная литургия, всегда должно присутствовать сознание приношения дара Богу. Тогда это милосердие будет принципиально иным, чем любое другое внерелигиозное совершение добрых дел, потому что, принося дар Богу через дела милосердия, мы отвечаем на Божественный дар Святой Евхаристии, дар жизни, дар милости, которую Господь изливает на весь род человеческий, на весь мир.
О любви
Признаком любви <…> служит простое чувство, есть ли у нас зависть к другому человеку или нет. И если есть зависть, например, у жены к мужу, а у мужа к жене, значит, нет любви. <…> Может быть, [сразу] в полной мере мы неспособны избавиться от зависти к другим людям, но мы должны понижать градус этого чувства в нас, напрягая свой разум, доверяя его слову Божиему, пытаясь радоваться успехам другого человека, вне зависимости от того, представляет этот успех в некой перспективе риск для нас или нет.
О жертве
Очень часто, встречаясь с тем или иным человеком, мы задаем себе вопрос, хороший он или плохой. Иногда просто из любопытства, иногда потому, что стремимся понять, стоит ли вступать с ним в какие-то отношения, например, связать себя узами брака. Так вот, лучший способ получить ответ — это понять, готов ли человек на жертву. А все остальное вторично.
О благодати
Благодать Божию невозможно удержать в пределах храмовых и монастырских стен. Она изливается в мир, чтобы преобразить земную жизнь и утвердить её на основании заповедей Христовых. Именно эту миссию исполняет Церковь, взаимодействуя с обществом.
О свободе
Человек должен пользоваться своей свободой для пользы и совершенствования, а не для разрушения своей жизни и жизни окружающих людей. Для этого необходимо создать сильное нравственное измерение в обществе, которое бы задавало правильный вектор человеческой свободе. Здесь нужен комплексный подход, потому что усилия необходимо прилагать во всех общественных сферах: школе, социальных учреждениях, армии, СМИ.
О справедливости
Если задуматься о том, что такое справедливость... мы выходим на идею Бога, потому что справедливость универсальна, и до недавнего времени не возникало никаких сомнений относительно того, как это понятие следует интерпретировать. А если в основе понятия — универсальная истина, то она превышает возможности человеческого ума, человеческой инициативы и даже коллективного разума народов и сообществ.
О нравственном идеале
Церковь учит нас, что целомудрие есть в первую очередь «здравый (то есть целостный) образ мыслей», направленный на сохранение и укрепление целостности человеческой личности. А в чём заключается эта целостность? Целостность заключается в единстве с Божественным замыслом о человеке и мире. Иными словами, цельный человек стремится выстраивать свою жизнь в соответствии с Божественным законом.
6 июля 2021 г.
Поделиться в: