Радость верных прихожан
После сдачи зимней сессии в Саратовской православной духовной семинарии я решил, что на каникулах поеду в село под названием Балаши. Это решение пришло совсем неожиданно: позвонил брат и попросил помочь ему. Выехали мы в ночь, когда наступал новый, 2012, год.
Село, куда недавно назначили моего брата, находится в Озинском районе Саратовской области, в Покровской и Николаевской епархии. Оно небольшое, с обычными проблемами современных русских сел. Живут сельчане тем, что заработают на стороне, и подсобным хозяйством. Мужчины заступают на вахты, женщины работают дома.
Наконец, после пяти часов езды мы дома. Перекусив с дороги и поздравив друг друга с Новым годом, мы пошли спать — завтра утром на службу.
Служба начиналась в половине девятого утра, поэтому решили встать пораньше, пройтись пешком. Дом у брата находится в «Шанхае» — так здесь называют дальний край села. От дома до храма пешком идти минут двадцать. «Сейчас еще ничего, идти можно, а завьюжит, так и не пройдешь, — рассказывает брат и показывает на развалины: — Здесь раньше фермы были, там ремонтные мастерские».
Мы подошли к храму. «Ничего себе!» — пронеслось у меня в голове. Мне сельский храм представлялся небольшой избушкой или комнаткой — а тут! Окна от купола и почти до пола! Практически центральный придел саратовского Покровского храма!
Храм и освящен в честь Покрова Божией Матери. Его история похожа на истории других храмов: был построен казаками, в советские годы разрушен и в наше время восстановлен. Местные бабушки во времена гонений на Церковь не переставали ходить на развалины храма и читать на руинах молебны, акафисты, а в Пасхальную ночь ходили крестным ходом вокруг. Наверное, за такую верность и любовь к своему храму Господь послал бабушкам Свой подарок — в новом храме стала совершаться Божественная литургия.
Заходим в церковь. Стены покрашены белой краской, росписей нет. Зато новый иконостас как будто всем своим видом говорит: «Радуйтесь!». Нас уже ждут Галина Николаевна, Сергей с супругой Татьяной и детьми. Галина Николаевна помнит, как восстанавливали храм. Сергей и Татьяна моложе, помогают на службах: Сергей — звонарь, а Татьяна — чтец. На скамейках сидят баба Вера и баба Серафима — из тех бабушек, которые ходили крестным ходом вокруг руин храма.
Батюшка входит в алтарь — и бабушки преображаются. Бабушка Вера пришла с палочкой, а на службе обходится без нее. Бабушка Серафима в начале службы стоит, лишь к концу разрешает себе сесть на скамеечку. Галина Николаевна, вместе с другими бабушками, зажигает свечи и лампады. Большие окна храма пропускают первые лучи восходящего солнца, в степи для лучей нет преград — ни деревьев, ни высоток, они играют на позолоченных подсвечниках. В течение службы в храм заходят сельчане: кто свечку поставить, кто святой воды набрать. В основном женщины, да и они на всю службу не остаются.
Подошло время Святого Причащения. Подходят все, кто есть в храме — четыре человека. «Ничего, все поправится!» — уверен батюшка. И я надеюсь, что не зря эти бабушки вымолили храм в тяжелое время гонений, что пошлет Господь им еще одну радость — возродится жизнь на приходе, а заодно и в селе.
Владислав Тихонов
22 февраля 2012 г.