Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мы спим, Афон молится

На одной из встреч в «Школе церковной жизни» епископ Пахомий поделился своими впечатлениями, переживаниями, наблюдениями, связанными с посещением Святой Горы. Его рассказ был настолько увлекательным, наполненным интересными фактами, историями, что превратился в своеобразное заочное путешествие на Афон. Предлагаем совершить его и нашим читателям и прочесть рассказ владыки.

Земной удел Богородицы

О Святой Горе можно рассказывать бесконечно, ведь с Афоном связаны более тысячи лет истории нашей Церкви. В пору моей монашеской юности Господь судил мне побывать там не один раз, это оставило глубокий след в моей душе.

Мое знакомство с Афоном не было бы таким всеобъемлющим, если бы рядом в этих поездках не было моего духовника и наставника – отца Лонгина (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский. – Ред.). Это человек глубокого ума и разносторонних знаний. За четыре года обучения на теологическом факультете Софийского университета ему довелось побывать в Болгарии, Сербии, Румынии и, конечно же, на Афоне. Наш наставник впитал в себя восточные традиции Православия и щедро делился с нами своими знаниями, стремился донести до нас: Православие – не русская или греческая вера, оно вне границ и национальностей, вне каких-то человеческих исканий и стремлений.

Уникальность Афона состоит в том, что это единственная в мире самоуправляемая монашеская республика. Причем в прямом смысле этого слова – со своими административными структурами, сложившимися традициями и уставом, который был составлен в 970 году преподобным Афанасием Афонским.

Являясь оплотом христианского монашества и подвига, Афон и в культурном, и в историческом отношении удивительное и уникальное место. Природная красота этого полуострова, мягкий климат, удаленность, позволяющая вести уединенный образ жизни, делали его привлекательным для проживания с античных времен. Но настоящую свою известность Афон приобретает уже в христианскую эпоху, для нас это, прежде всего, место христианского подвига.

Согласно Преданию Церкви, по жребию Богородице выпало просвещать Иверию (Грузию). Но корабль, на котором Она направлялась туда, попал в бурю. Промыслом Божиим его прибило к берегам Афона. Здесь Матерь Божия начала Свою проповедь и благословила монашескую жизнь на Святой Горе.

С тех самых пор Богородица считается Покровительницей афонской монашеской общины, Афон – Ее земным уделом. Попадая на Святую Гору, убеждаешься в том, что Матерь Божия имеет о ней особое попечение и всем там управляет. Планируешь, где остановиться, какой монастырь посетить, с кем встретиться, где послужить. Паломников ведь очень много, поэтому приходится обо всем заранее договариваться. Но приезжаешь на Афон, и вместо одного монастыря оказываешься в другом. Как будто Сама Матерь Божия направляет тебя туда, где ты получишь духовную пользу. И нужно просто довериться Ей. Впрочем, так и в целом в духовной жизни – если мы Богу не доверяем, то и результат наших духовных трудов и стараний будет, мягко говоря, скромным.

Монашеская республика

После посещения Пресвятой Богородицей Афон еще долгое время оставался языческим. Но со временем Афон начинают активно заселять подвижники – и местные, и выходцы с Ближнего Востока, спасавшиеся от гонений мусульман.

Как монашеская республика Афон сложился благодаря трудам преподобного Афанасия Афонского. Он основал первый и главный монастырь на Святой Горе – Великую Лавру – и заложил основы общежительного образа жизни монахов. Правила монашеской жизни, закрепленные в уставе, остаются неизменными до сих пор.

К Х веку Афон становится исключительно монашеской территорией, что закреплено и в его уставе, и в традициях. По преданию, Богородица заповедовала, чтобы на Святой Горе подвизались только монахи-мужчины, и нога женщины не ступала на Афон. Феминистские организации пытались разрушить эту традицию, когда Греция проходила процедуру вхождения в состав Евросоюза и заключала Шенгенское соглашение, по условиям которого между странами внутренних границ не может быть. Но Церковь отстояла ее.

Кладезь святынь

Как и в любой стране, в истории монашеской республики были периоды расцвета и упадка, Афон подвергался нашествию крестоносцев, пиратов, разбойников, которые разоряли монастыри, предавали мученической смерти братьев. Отсюда традиция строить монастырские стены очень высокими. Но даже после многочисленных разрушительных нашествий там сохранилось невероятное количество святынь, памятников культуры. Это настоящий кладезь древности! Святая Гора включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В Лавре Афанасия Афонского, например, перед храмом растет огромных размеров кипарис, посаженный самим преподобным тысячу лет назад! В трапезной монахи кушают за столами, сохранившимися с тех же пор.

На Афоне сохранилось бесчисленное количество общехристианских святынь. Вспомнить только чудотворные иконы, имеющие мировое значение и хорошо нам известные по спискам: Иверская, Всецарица, Вратарница, Скоропослушница, Троеручица… Одна из главных афонских реликвий – Пояс Богородицы.

А мощи святых на Афоне… Их просто великое множество – мощи Иоанна Крестителя, всех евангелистов, апостолов, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, великомученика Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского – всех не перечесть. Причем представлены они не маленькими частицами, как мы привыкли видеть, а целыми главами, руками… Прикоснуться к ним имеют возможность и паломники. Монахи выносят их обычно после повечерия и выставляют на огромной лавке. Сложно описать чувства, которые возникают в этот момент.

Русские на Афоне

Российская империя считала своим долгом защищать православные народы Балканского полуострова и вкладывала немалые средства в развитие Афона. В то время на Святой Горе русских монахов было значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была даже статья, по которой ежегодно Греции выделялись средства на содержание афонских монастырей. Члены императорской фамилии, русские промышленники, купцы жертвовали на строительство и благоустройство афонских монастырей, иконостасов, келий, на приобретение икон, святынь, причем не только для русских монастырей.

Когда в России произошла революция и приток монахов, трудников и паломников прекратился, это стало настоящим испытанием для русского братства на Афоне. Находившиеся там монахи старели, уходили из жизни. В 20–30-е годы на Афон приходили только выходцы из эмигрантской среды, но их было немного. Приезд на Афон из России был практически запрещен вплоть до шестидесятых годов.

В режиме молитвенного времени

Говорят, что когда-то количество монастырей на Афоне доходило до 80, это была настоящая интернациональная монашеская республика. Сегодня их 20, 17 из них греческих. Центром русского монашества является Пантелеимонов монастырь, известный с Х века.

Афон по-прежнему остается оплотом христианского монашества и подвига, где на первом месте молитва, богослужение. Афонское богослужение – это нечто особое. Когда стоишь на службе, такое впечатление, что попадаешь на урок литургики. Все совершается буквально по Типикону. Заведенный с древних времен порядок монастырской жизни исполняется неукоснительно, и самое главное, неукоснительно совершается ежедневный богослужебный круг.

По традиции отцов нашей Церкви, богослужение начинается с вечера, Литургия – финал ежедневного богослужебного круга. На Афоне по древней византийской и иудейской практике богослужебный день наступает с вечера, вечерня – в 5-6 часов, через 40-50 минут она заканчивается. Монахи покидают храм, переходят в трапезную (трапезные на Афоне находятся напротив храмов). Подкрепились и снова в храм – на повечерие, эта служба короткая – несколько псалмов и канон. По окончании все прикладываются к святыням и расходятся по кельям, но кто-то из братьев в это время несет еще послушание. На Святой Горе нет электричества, на кухне стоят дизельные генераторы, которые появились там в 60–70-годы. По окончании службы и трапезы их выключают, и ты дальше идешь с фонариком.

На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новый день начинается с заходом солнца, поэтому зимой молитва дольше, летом – короче. Часам к 10–11 братья засыпают, часа в три ночи начинается стук в било: это брат-будильник идет по монастырю и колотит в колотушку. И все снова собираются в храме на службе.

К концу паломничества, которое проживаешь в таком режиме, силы уже на исходе. Но впечатление от него остается на всю жизнь.

Записала Наталья Абрамова

Фото из личного архива Епископа Пахомия

Продолжение следует

Поделиться в: