Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Святейший Патриарх Кирилл о церковной жизни

Ес­ли бы в ос­но­ве бы­тия Цер­кви не ле­жало Бо­жес­твен­ное на­чало, то кам­ня на кам­не не ос­та­лось бы не толь­ко от Цер­кви, но и от все­го то­го, что с ней бы­ло в ис­то­рии свя­зано. Сам факт су­щес­тво­вания Цер­кви есть ве­ликое сви­детель­ство Бо­жи­ей си­лы и Бо­жи­его при­сутс­твия в че­лове­чес­кой ис­то­рии.
 
***
Не мо­гут че­лове­чес­кая мысль и че­лове­чес­кое сло­во быть силь­нее сло­ва Бо­жия. И ес­ли эта ис­ти­на не ста­новит­ся оче­вид­ной для мно­гих лю­дей, то оз­на­ча­ет сие толь­ко то, что кра­сота и убе­дитель­ность Бо­жес­твен­но­го сло­ва пом­ра­ча­ет­ся тем, что се­год­ня мы на­зыва­ем «че­лове­чес­ким фак­то­ром».
 
***
Русь — это не «где», а в пер­вую оче­редь «что». Русь — это сис­те­ма цен­ностей, это ци­вили­заци­он­ное по­нятие, ко­торое, ко­неч­но, име­ет и своё ге­ог­ра­фичес­кое из­ме­рение.
 
***
Нуж­но воз­рождать цер­ковность в са­мом ши­роком смыс­ле это­го сло­ва — че­рез ду­хов­ное прос­ве­щение, мис­си­онерс­тво, ка­техи­зацию, со­ци­аль­ное слу­жение, цер­ковно-об­щес­твен­ную де­ятель­ность.
 
***
По­ка­яние есть ос­но­вопо­лага­ющая ре­лиги­оз­ная ис­ти­на, <…> ин­ди­виду­аль­ный, лич­ный от­вет каж­до­го из нас на воп­рос о го­тов­ности со­учас­тво­вать в де­ле спа­сения, со­вер­ша­емом Бо­гом.
 
***
Рас­простра­ня­ясь по ми­ру, хрис­ти­анс­тво бе­реж­но вос­при­нима­ло куль­ту­ры мно­гих на­родов, ви­дя в них про­яв­ле­ние дан­но­го свы­ше твор­ческо­го да­ра. Про­поведь сло­ва Бо­жия всег­да осу­щест­вля­лась пос­редс­твом куль­тур­ных форм, свой­ствен­ных эпо­хе, на­ции, раз­личным об­щес­твен­ным груп­пам.
 
***
Есть не­кая це­лос­тность во всем кор­пу­се рус­ской ли­тера­туры. Есть сис­те­ма цен­ностей, ко­торую рус­ская клас­си­чес­кая ли­тера­тура от­ста­ива­ет, но каж­дый [ав­тор] это де­ла­ет по-сво­ему и со сво­ей точ­ки зре­ния. Ес­ли Дос­то­ев­ский от­ста­ива­ет эти цен­ности из­нутри сво­его хрис­ти­ан­ско­го пра­вос­лавно­го убеж­де­ния и из глу­бины сво­его лич­но­го опы­та, то у Тол­сто­го взгляд с его ко­локоль­ни. Это че­ловек, ко­торый до кон­ца жиз­ни бо­рол­ся — бо­рол­ся с са­мим со­бой. С од­ной сто­роны он был, ко­неч­но, пог­ру­жен в пра­вос­лавную куль­ту­ру, но с дру­гой сто­роны но­вые идеи, в том чис­ле ате­ис­ти­чес­кие, то­же ока­зыва­ли на не­го силь­ное вли­яние. <…> Дос­то­ев­ский и Тол­стой… — это из­во­ды на­шей на­ци­ональ­ной жиз­ни, ес­ли хо­тите, это пу­ти бо­го­ис­ка­тель­ства; имен­но по­это­му так зна­чим опыт од­но­го и дру­гого.
 
***
Бо­гатс­тво по­выша­ет план­ку тре­бова­ний к че­лове­ку со сто­роны Бо­га: ко­му мно­го да­но, с то­го мно­го и спро­сит­ся (см. Лк. 12:48)… И для то­го что­бы об­ра­тить бо­гатс­тво не в по­гибель, а в спа­сение, ну­жен под­виг — под­виг са­мо­ог­ра­ниче­ния, под­виг внут­ренней ас­ке­зы.
 
***
В хрис­ти­ан­ском по­нима­нии чу­до не до­казы­ва­ет Ис­ти­ну. Гос­подь со­вер­шал чу­деса не для то­го, что­бы ко­го-то уди­вить или что-то до­казать. Все чу­деса, опи­сан­ные еван­ге­лис­та­ми, со­вер­ша­лись там, где в них бы­ла не­об­хо­димость. <…> Чу­до мо­жет ук­ре­пить ве­ру, но чу­до не мо­жет слу­жить неп­ре­мен­ным тре­бова­ни­ем для ве­ры во Хрис­та.
 
 
Поделиться в: