Святейший Патриарх Кирилл о церковной жизни
Если бы в основе бытия Церкви не лежало Божественное начало, то камня на камне не осталось бы не только от Церкви, но и от всего того, что с ней было в истории связано. Сам факт существования Церкви есть великое свидетельство Божией силы и Божиего присутствия в человеческой истории.
***
Не могут человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия. И если эта истина не становится очевидной для многих людей, то означает сие только то, что красота и убедительность Божественного слова помрачается тем, что сегодня мы называем «человеческим фактором».
***
Русь — это не «где», а в первую очередь «что». Русь — это система ценностей, это цивилизационное понятие, которое, конечно, имеет и своё географическое измерение.
***
Нужно возрождать церковность в самом широком смысле этого слова — через духовное просвещение, миссионерство, катехизацию, социальное служение, церковно-общественную деятельность.
***
Покаяние есть основополагающая религиозная истина, <…> индивидуальный, личный ответ каждого из нас на вопрос о готовности соучаствовать в деле спасения, совершаемом Богом.
***
Распространяясь по миру, христианство бережно воспринимало культуры многих народов, видя в них проявление данного свыше творческого дара. Проповедь слова Божия всегда осуществлялась посредством культурных форм, свойственных эпохе, нации, различным общественным группам.
***
Есть некая целостность во всем корпусе русской литературы. Есть система ценностей, которую русская классическая литература отстаивает, но каждый [автор] это делает по-своему и со своей точки зрения. Если Достоевский отстаивает эти ценности изнутри своего христианского православного убеждения и из глубины своего личного опыта, то у Толстого взгляд с его колокольни. Это человек, который до конца жизни боролся — боролся с самим собой. С одной стороны он был, конечно, погружен в православную культуру, но с другой стороны новые идеи, в том числе атеистические, тоже оказывали на него сильное влияние. <…> Достоевский и Толстой… — это изводы нашей национальной жизни, если хотите, это пути богоискательства; именно поэтому так значим опыт одного и другого.
***
Богатство повышает планку требований к человеку со стороны Бога: кому много дано, с того много и спросится (см. Лк. 12:48)… И для того чтобы обратить богатство не в погибель, а в спасение, нужен подвиг — подвиг самоограничения, подвиг внутренней аскезы.
***
В христианском понимании чудо не доказывает Истину. Господь совершал чудеса не для того, чтобы кого-то удивить или что-то доказать. Все чудеса, описанные евангелистами, совершались там, где в них была необходимость. <…> Чудо может укрепить веру, но чудо не может служить непременным требованием для веры во Христа.
9 августа 2021 г.
Поделиться в: