Постимся по-афонски
Успенский пост недолгий – с 14 по 27 августа – но строгий. И все же и в эти дни бывают праздники. А потому продолжение виртуального путешествия по Афону, которое мы с епископом Пахомием начали в прошлом номере нашей газеты, посвятим монастырской трапезе. Домашним заданием для заочных учеников «Школы церковной жизни» станет приготовление предложенного блюда средиземноморской кухни.
Знакомство с греческой кулинарией
На Афоне впечатляет и поражает все, необычна даже монашеская кулинария и сама монастырская трапеза. Хотя применительно к монастырской монашеской жизни слово «кулинария» звучит, конечно, несколько странно. Но для русских паломников там все непривычно, в том числе и кухня. Отведать нам ее довелось в самом начале нашего первого паломничества в 1998 году.
В городе Уранополисе, где паломники получают визу (диамонитирион), без которой не попадешь на полуостров, мы в ожидании парома зашли перекусить в небольшой ресторанчик. Хозяин, увидев, что к нему пришли монахи, очень обрадовался. Надо сказать, что в Греции с большим почтением относятся к служителям Церкви. Если их встречают на улице, обязательно приветствуют и подходят за благословением.
Хозяин ресторана встретил нас как самых дорогих гостей и устроил нам такое угощение, что мы испытали настоящий кулинарный восторг. Сначала принес кофе, а через некоторое время вышел к нам с огромным подносом, где макароны были перемешаны с морепродуктами в таком изобилии и разнообразии, какого мы никогда в жизни не видели. Все это было сдобрено травами, приправами, овощами. А потом дал нам еще отведать восточных сладостей с кофе. Словом, подкрепились на славу.
Маленькие секреты кухни
В монастырях братия питается, конечно, аскетично, но афонская трапеза значительно отличается от русской (в свое время была даже издана книга «Постимся по-афонски»), и не только своим меню. А в меню присутствуют морепродукты, овощи, фрукты, многие из которых – к примеру, оливки, артишоки – до недавнего времени большинству из нас даже не были известны.
На Афоне оливковые рощи растут везде. В самой первой нашей поездке на Святую Гору мы не могли отказать себе в возможности попробовать этот заморский «фрукт» прямо с дерева. И очень пожалели об этом – от горечи во рту нелегко было избавиться даже с помощью воды. Где ж нам было тогда знать, что оливки употребляют только в маринованном виде!
Однажды, стоя на монастырской пристани в ожидании парома, мы увидели такую любопытную картину. Монах с помощью нехитрых приспособлений поймал осьминога и начал усердно бить его о бетонное основание пристани. Мы поинтересовались, зачем он это делает. Оказывается, если осьминога сразу не отдубасить хорошенько, он будет горьким после приготовления.
Удивило нас, что во время трапезы на столах обычно стоят графины с красным и белым вином. И если в данный момент вино полагается по уставу, братия наливает его в кружки, разбавляет водой и запивает еду. Там к этому относятся спокойно. У нас это трудно даже представить. В странах Средиземноморья, в отличие от России, существует своя культура винопития, там это просто напиток для подкрепления сил.
Продолжение богослужения
Мы привыкли к тому, что в наших русских монастырях на трапезе присутствует обязательно первое, второе блюдо, чай. На Святой Горе чай не пьют, на столах вода, вино.
В греческих монастырях готовят только одно вареное блюдо, наверное, чтобы не тратить много времени. Трапезники – те, кто занимается приготовлением пищи – тоже по возможности принимают непрерывное участие в богослужениях, а им приходится кормить, помимо братии, еще и огромное количество паломников, прибывающих на Афон.
Но самое главное, что поражает и впечатляет в афонской трапезе, – она является продолжением богослужения. Монахи после службы в храме переходят в трапезную, там читают жития святых, поучения того или иного святого отца, звучат песнопения, потом молитва и поминовение. Совершают благословение колива, сегодня в Русской Церкви возрождается эта древняя утраченная традиция, некогда распространенная повсеместно.
Очень интересно было наблюдать каждый раз после окончания трапезы такую картину. Во всех афонских монастырях первым выходит из-за стола настоятель, он становится у дверей, напротив него – повар, трапезники, чтец, которые просят прощения у братии – вдруг чем невольно досадили или кому-то чем-то не угодили. А настоятель благословляет монахов. Вот такая интересная афонская традиция.
К традициям на Афоне особое отношение. Они строго соблюдаются и спустя столетия. Некогда заведенный порядок монастырской жизни остается неизменным.
На Афоне все не так
У нас в России, когда паломники приезжают в обитель, они, как правило, в первую очередь посещают храм. На Афоне все не так. Привратник проводит приезжающих в архондарик – гостиницу. Паломники рассаживаются, и брат, несущий там послушание, приносит им кофе, рюмочку ракии – виноградной водки, стакан холодной воды и лукум. Как мне кажется, кроме проявления гостеприимства есть в этом определенный практический смысл. Стакан холодной воды освежает уставшего с дороги путника, потерявшего за время путешествия, да еще по жаре, много влаги. Рюмочка водки, наверное, для бодрости. Кофе и лукум – для восстановления организма. И действительно, после такого приема усталость как рукой снимает, ты снова бодр и готов к продолжению паломничества.
Мне вспоминается комичная ситуация, в которой оказались мы, будучи еще послушниками, когда впервые ступили на афонскую землю. Нас также гостеприимно встретили. Мы разом все, что нам принесли, выпили и съели. Сидим. Вошедший монах, увидев, что на столе уже пусто и, как мы уже потом поняли, удивившись этому, принес еще целую коробку лукума и воду.
Наш игумен, высказав свое неодобрение по поводу того, как мы быстро расправились с угощением, объяснил, что здесь так не принято. Надо делать это неспешно, не торопясь.
Записала Наталья Абрамова