Величие простого сердца
Удивительным образом сохраняет Господь память о святых. У кого-то из них мы знаем даже подробности детства, кто-то известен своими подвигами, кто-то — мученической кончиной. А некоторые святые известны больше чудесной помощью людям. Подробности их жития многие могут не помнить вовсе, но какое-то доброе, родственное чувство к ним сохраняется у людей на протяжении столетий. К таким подвижникам относится и святитель Спиридон Тримифунтский, память которого мы празднуем 25 декабря.
Когда мы хотим сугубо помолиться тому или иному святому, мы часто открываем акафист. Внимательно читая или слушая этот церковный гимн святому, мы можем узнать множество подробностей его жития. Давайте внимательно вчитаемся в акафист святителю Спиридону, чтобы понять, за что же его на протяжении более чем 17 веков так почитают люди?
В первом кондаке и икосе, как, впрочем, на протяжении всего акафиста, воспевается простота и чистота сердца святителя: «Радуйся, измлада истинную простоту и безмолвие возлюбивый». Будущий святитель был простым пастухом и, даже став епископом Кипрского города Тримифунта, не изменил своего образа жизни. На иконах часто изображают святителя в пастушьей шапке из ивовых прутьев. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов.
«Силою Вышняго, осенившею тя, святителю Спиридоне, богомудр ты показался еси и, сжавши дланию глину, троичность Лиц всем очевидно уяснил еси: темже лжемудрии философи, собравшиися на Соборе, ужасошася, вернии же непостижимаго прославиша Бога», — читаем мы в третьем кондаке акафиста, вспоминая об участии святителя Спиридона в 325 году в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария. Философ, которого не могли переспорить ученые мужи, был поражен и убежден благодатной мудростью святителя Спиридона. Убеждая еретиков в правоте догмата о единстве во Святой Троице, он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Далее в акафисте повествуется о том, что святитель был для своей паствы ревностным, но очень добрым и милостивым отцом, по молитвам которого Господь совершил множество чудес. Засуха сменялась обильным дождем, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды он воскресил мертвого младенца, мать которого от радости упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и ее. Святитель также на время воскресил свою умершую дочь, чтобы она смогла отдать ценные вещи бедной женщины, взятые на хранение.
Спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга. «Радуйся, яко иногда Иисус Навин чрез Иордан, реку по суху прешедый; радуйся, речная устремления гласом своим укротивый», — воспеваем мы в акафисте, вспоминая этот случай.
В шестом икосе говорится еще об одном чудесном случае, когда святитель Спиридон, чтобы спасти от голода земледельца, превратил змею в золото. Когда земледелец вернул ему этот залог, справившись с нуждой, святитель снова обратил золото в змею. Об этом событии мы слышим также и в тропаре святителю Спиридону.
В одиннадцатом кондаке и икосе мы узнаем о том, как святителю вместо певчих на службе сослужил хор Ангелов. Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к храму, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями. «Радуйся, видимый образе нашего преображения», — обращаемся и мы к святителю Спиридону.
Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», — писал близкий к монашеским кругам Созомен в своей «Церковной истории». Святитель всегда ставил любовь к людям выше внешних формальных норм и правил.
Одна из историй, сообщенных Созоменом, также весьма характерна для святителя: у него был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета. А Сократ Схоластик рассказывает о том, что к святителю Спиридону забрались воры. Но Господь связал их, так что они не смогли совершить свое злодеяние. Наутро святитель Спиридон не только развязал и отпустил незадачливых преступников, но еще и подарил каждому по овце, сказав: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриарх созвал Собор ради сокрушения идолов и языческих капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение великого чудотворца.
«Странник и пришлец был еси на земли, якоже и прочии человецы», — слышим мы в восьмом кондаке акафиста. Время земного странствия святителя Спиридона закончилось в середине IV века. Мощи святителя долгое время находились в Тримифунте, затем были перенесены в Константинополь, а оттуда — на остров Корфу, где пребывают по сей день. «Завеса ветхозаветной скинии закрываше во Святая Святых ковчег, манну и скрижали. И храм твой, святителю Спиридоне, имеет раку твою, яко ковчег, святыя мощи твоя, яко манну, сердце твое, яко скрижали Божественная благодати, на нихже зрим начертанную песнь: Аллилуиа», — поем мы в акафисте.
Во время Второй мировой войны, когда итальянцы по приказу Муссолини напали на Грецию, одной из их первых жертв оказался соседний остров Корфу. Бомбардировка началась 1 ноября 1940 года и продолжалась месяцами. У Корфу не было средств противовоздушной обороны, поэтому итальянские бомбардировщики могли летать на особенно низкой высоте. Однако во время бомбежек происходили странные вещи: и летчики, и те, кто находился на земле, замечали, что многие бомбы непонятным образом падают не прямо вниз, а под углом, и попадают в море. Во время бомбежек люди стекались в единственное убежище, где не сомневались найти защиту и спасение, — церковь святителя Спиридона. Все здания вокруг церкви были сильно повреждены или разрушены, а сама она сохранилась до конца войны без единого повреждения, даже ни одно оконное стекло не треснуло.
Господь сохранил мощи этого святого в полном нетлении, до сих пор на них меняют стертые башмачки — жители острова и паломники уверены, что святой и по сей день помогает всем просящим у него помощи. А башмачки эти как святыню на молитвенную память увозят в храмы, расположенные во всем мире. И пожалуй, нет такого человека, который бы от всего сердца молился святителю Спиридону и не получил бы помощи и утешения.
25 декабря 2015 г.