Символ благодарной любви
Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Значит ли это, что сам праздник Богородичной Пасхи как-то особенно почитался на Руси? В преддверии празднования ищем ответ на этот вопрос.
С чего все началось?
В древности в вопросе посвящения храмов, конечно, существовала определенная логика, и «виды» посвящения можно поделить на несколько групп. Событийные – храмы освящали в память о значимом событии в истории государства, города, села или прихода. Ктиторские связывали с именем благотворителя или с его пожеланием. Престолы освящали и в честь местночтимых святынь.
Выделяют группу престолов, названную по времени основания. Например, если какой-либо из двунадесятых праздников в год закладки храма приходился на воскресный день, то престол освящается в честь этого праздника. Еще одна группа связана с заимствованием посвящений. Яркий пример – Софийские соборы, построенные в XI веке в Киеве, Новгороде и Полоцке. Большинство кафедральных соборов, освященных в честь Успения, можно отнести к заимствованиям.
Первый каменный храм на Руси (так называемая Десятинная церковь) был посвящен Богородице. Правда, нет точных сведений, какому именно празднику, но есть версия, что это было Успение. Да и само посвящение уже говорит об особом отношении русского народа к покровительству Божией Матери.
Софийские храмы всегда посвящали Господу Иисусу Христу – Премудрости (Софии) Бога-Отца. В России после XVII века с Софией стали отождествлять Пресвятую Богородицу. Сложилась традиция, когда храмы были посвящены Господу, но престольные торжества в них отмечали в Богородичные праздники.
В ответ на любовь и помощь
Главный храм Киевской Руси назвали Софийским собором по аналогии с главным Византийским храмом – Софией Константинопольской. Во втором по величине городе Киевской Руси, Новгороде, в XI веке тоже строят Софийский собор. И престольные праздники в русских Софийских соборах приходятся на Богородичные: Рождество в Киеве и Успение – в Новгороде.
Когда благоверный князь Андрей Боголюбский захотел перенести столицу из Киева во Владимир-на-Клязьме, он, прежде всего, построил каменный Успенский собор как будущий кафедральный собор Руси. Его мечта о стольном граде Владимире не осуществилась, но главным храмом Руси Московской все же стал Успенский собор.
Столица стала представлять и политический, и культурный, и духовный образец. По всем градам и весям большие соборы и малые церквушки стали посвящать Успению Божьей Матери.
Но есть и духовная сторона этой традиции – любовь нашего народа к Царице Небесной. В словах тропаря праздника «во Успении мира не оставила еси, Богородице» будто кроется разгадка этой любви, этой потребности чувствовать над собой Ее покров. Ведь именно по переходе в вечность Пречистая получила возможность помогать всем, кто молитвенно к Ней обращается.
«Во всех ситуациях Пресвятая Богородица проявляет себя человеком смиренным, послушным, скромным и незаметным. Еще в Кане Галилейской Матерь Божия произносит важные слова: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). А когда Господь говорит, указывая на учеников Своих: вот матерь Моя и братья Мои (Мф. 12, 46), Пресвятая Дева смиряется. И такой Она остается в нашей памяти. Такой предстает перед нами, когда мы к Ней обращаемся. Все чудеса Она являет через чудотворные иконы. Она никогда не являет их напрямую даже праведникам. Богородица продолжает оставаться незаметной, продолжает оставаться в тени Своего Сына», – подчеркивает епископ Пахомий.
Знаменитые храмы
Успенский кафедральный собор Владимира – уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов. Храм поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр города, и является важным элементом его панорамы.
В 990 году во Владимире-на-Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, впоследствии названной Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни.
За много веков этот дом Божий стал настоящим мучеником, неоднократно подвергался пожарам и разграблениям. После 1917 года собор был закрыт, и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины храм открыли, и с тех пор он действует по сей день.
Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. В числе святынь собора – мощи благоверного князя Андрея Боголюбского и других святых. Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений представителей Владимирского великокняжеского рода и архиереев.
Символ древнего Ярославля – кафедральный Успенский собор. Это белокаменный красавец с пятью сверкающими куполами, величественно возвышающийся над правым берегом Волги, по праву считается визитной карточкой города. Он находится на месте существовавшего здесь храма XIII века. За многовековую историю город подвергался испепеляющим пожарам. Потому храм обветшал, и в XVII веке взамен его возвели новую соборную церковь в византийском стиле с пятью куполами и богатейшей росписью интерьера. На протяжении столетий здание не подвергалось существенным изменениям. Но в ходе антирелигиозной кампании 26 августа 1937 года собор взорвали.
Дату открытия и освящения вновь отстроенного храма приурочили к празднованию тысячелетия основания Ярославля – 12 сентября 2010 года. В собор вернули исторические святыни – мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославскую икону Богородицы.
Над входом в храм помещена икона Богородицы, выполненная в мозаичной технике. Белоснежные стены украшают цветные изразцы. Настоящим украшением является иконостас, выполненный по всем канонам.
Интерес посетителей вызывают установленные в музее собора стенды с историческими документами и фотографиями. Здесь же представлены древние артефакты, найденные при раскопках. Во дворе собора находится скульптурная композиция «Троица», являющаяся единственным подобным художественным изображением Святой Троицы в России.
26 августа 2021 г.