Невыдуманные афонские истории
Наше путешествие по Афону, в которое мы с читателями газеты отправились вместе с епископом Пахомием, завершается в этом номере. Это значит, что пора вспомнить что-то важное. А еще – поделиться поучительными и добрыми историями из жизни паломников. Надеемся, что все рассказанное владыкой побудит наших читателей взять в руки книги афонских подвижников и напитать душу их простыми и ясными поучениями.
Афон и сам – удивительная история
Монастырские традиции на Святой Горе никогда не прерывались, даже во время турецкого владычества на Балканах, Первой мировой войны и в период фашистской оккупации. Это у нас, в России, как катком прошлись по ним и по всему, что было связано с Церковью. Между нами и нашими предками произошел такой духовный разрыв, что потребуются десятилетия, пройдет не одно поколение, прежде чем что-то возродится и восстановится. Монастырская, церковная жизнь – очень тонкая вещь, в ней так важна преемственность, а у нас она была разрушена, утрачена.
Но не нужно думать, что афонские монахи живут, как в каменном веке. При каждом монастыре есть библиотека, канцелярия, которая осуществляет связь с внешним миром и оснащена всей необходимой для этого оргтехникой.
Церковь в Греции – государственная и на Афоне, и на материке. Государство поддерживает ее во всем, что касается сохранения памятников истории и культуры, полностью содержит храмы, выплачивает духовенству зарплату. Греческие священнослужители не сталкиваются с теми проблемами, которые есть у нашего духовенства. Но у нас свои плюсы – больше свободы.
У самоуправляемой монашеской республики есть своя столица под названием Карея, тоже сохранившая средневековый облик, как и все афонские монастыри. Существует и свой административный орган – кинот, своего рода совет, в который входят представители всех афонских монастырей. В киноте решают все вопросы – и бытовые, и богослужебные. Имеется у республики и губернатор, представляющий греческое государство. В Карее размещены подворья всех монастырей, гостиницы, магазины. Оказываясь в афонской столице, ты попадаешь в небольшой город с лицом средневековья, жителями которого являются монахи.
В нашем современном мире, переживающем духовный кризис, существование такой монашеской республики, строго соблюдающей правила и традиции с тысячелетней историей, само по себе явление уникальное и удивительное.
Устав есть устав
Кстати, о строгом соблюдении традиций. У митрополита Лонгина был такой случай. Уже в архиерейском сане он возглавлял русскую делегацию, направленную на престольный праздник Пантелеймонова монастыря.
После всех торжеств по этому случаю у паломников осталось свободное время. Во время прогулки владыка Лонгин предложил своему спутнику зайти в магазин и что-нибудь купить на случай, если к их возвращению в монастырь трапеза уже закончится. «Ну как же, двух митрополитов и не покормят!» – уверенно произнес тот.
Еды они все-таки купили. А к трапезе опоздали, и исключения для них не сделали, несмотря на их сан. Устав есть устав.
Секатор от старца Паисия
А эту историю я услышал от одного хорошего человека. Александр Михайлович в 90-е годы оказался волею судьбы в одной из первых групп паломников, направлявшихся из России на Афон. Стоит напомнить, что в ХХ веке после большого перерыва первая партия русских монахов попала на Святую Гору лишь в 60-годы.
Так вот прибывшую группу русских паломников привели к небольшому домику, как позже выяснилось – к келье. Оттуда вышел к ним старец и в процессе общения стал дарить всем что-нибудь на память. А нашему Михалычу ничего не досталось.
Он про себя подумал: «Старец благословил, и достаточно». А старец пошел в свою келью и, возвратившись оттуда, направился прямо к нему. Протягивает небольшой садовый секатор: «Возьми, – говорит, – может быть, в жизни пригодится». Это уже спустя годы паломники поняли, какой удивительный старец беседовал с ними. Как вы наверняка догадались, это был Паисий Святогорец.
В те годы о преподобном Паисии мало что было известно в России. Только в 1998 году была издана первая книга «Архондарик под открытым небом» – маленькая брошюрка, переведенная с греческого языка. Она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Уже потом началось активное издание его книг, писем, сборников, литературы о самом старце. Считаю, что они оказали колоссальное влияние на развитие церковной жизни в России, да и на многих людей, как мирян, так и священнослужителей, в том числе и на мою монашескую жизнь, на мое христианское мировоззрение. Благодаря этим изданиям для очень многих россиян святогорец Паисий стал наставником и духовным учителем.
А секатор нашему Михалычу через несколько лет действительно пригодился, и еще как. Жизнь его, мирского человека, круто изменилась. Он начал активно участвовать в обустройстве сада на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры. И вы бы видели, с каким почтением носил он этот секатор на поясе в чехле типа кобуры. Достанет его, перекрестится, приложится, а потом и мы поцелуем этот секатор – промыслительное благословение старца.
Как на Афоне побывала!
Впервые я оказался на Святой Горе в 1998 году. Тогда Афон был уже открыт для паломников из России, и это были люди, имеющие прямое отношение к Церкви. Туристы стали посещать монашескую республику позже. Впоследствии мне довелось еще несколько раз побывать на Святой Горе. Я там молился, служил в разных монастырях, путешествовал.
Когда едешь на Афон, друзья, знакомые, прихожане обычно передают записки о здравии, об упокоении близких, чтобы во время богослужений в афонских монастырях помолились за всех, кто им дорог. И конечно, просят, по возможности, привезти оттуда какие-нибудь святыни. В одной из таких поездок мы с моим другом – благочинным отцом Дионисием – все, что могли, накупили, набрали камешков со Святой Горы. Получился полный рюкзак святынь.
В первый же день в храме подходит к отцу Дионисию прихожанка и говорит: «Батюшка, как же мне быть, так хочу побывать на Афоне. Ну что же такое, женщин туда не пускают». Отец Дионисий улыбнулся: «Вы знаете, сестра, у вас есть уникальная возможность побывать на Афоне». – «Как?!». – «Вы можете ступить на Афонскую землю». Достает из кармана камень и кладет его на пол: «Будьте любезны». Довольная женщина встает на него и радостно восклицает: «Ну как на Афоне побывала!».
***
Каждый паломник, побывав на Афоне, сохраняет в сердце, в душе что-то свое – впечатления, ощущения, переживания, открытия. Но, наверное, одинаково для всех Святая Гора становится местом, где ты приближаешься к Богу и возрастаешь духовно, где испытываешь особое чувство покаяния. И происходит в полном смысле и значении этого слова перемена ума.
Записала Наталья Абрамова
30 августа 2021 г.