Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Рождество Богородицы – интересный разговор с детьми

Мы стараемся заинтересовать и удивить детей на уроках, чтобы им захотелось побольше узнать. А им и стараться не приходиться – они и так удивляют. Может, для того, чтобы нам захотелось подумать. Много раз я беседовала о церковных праздниках со школьниками разного возраста. Надеюсь, что эти беседы были им интересны.

Время важных вопросов

«Послушайте! Вы святой человек?» «Знаешь, если честно, пока нет» «Но ради всего святого, что есть у Вас, скажите – как бороться с тьмой в своей душе?» Это не цитата из русской классики, не Патерик и не богословский диспут. Это отрывок из моего разговора с учеником четвертого класса школы №5 города Энгельса (Покровска) Саратовской области. Обычной очень школы.

Каждый раз, общаясь с учениками, изучающими в четвертом классе предметы, посвященные духовной культуре (их много и они довольно часто меняют свое название), я поражаюсь Промыслу Божию. Десять-одиннадцать лет идеальный, на мой взгляд, возраст для подобного рода бесед. Уже не малыши и еще не стеснительные подростки. Самое время задавать вопросы о свете и тьме в своей душе. И так грустно думать, что не все вопросы находят людей, желающих дать на них ответ.

Рождество Пресвятой Богородицы открывает не только церковный, но и учебный год. И в школе, и в храме, и дома это повод для интересной беседы. Церковные праздники – прекрасный повод поговорить с детьми не только об истории. Этот удивительно светлый и радостный праздник предлагает нам подумать о важных понятиях. Таких как…

Чудо

Рождение Матери Божией от престарелых родителей очевидное чудо. Но ведь сначала нужно договориться о понятиях с учениками, подчас или даже зачастую из нецерковных семей. И потому перед нашей встречей они пишут ответ на вопрос: «Что такое чудо?»

Ответы детей я храню и временами перечитываю. Дарья: «Некоторые думают, что чудо – очень редкая штука. Я считаю, что это не так, надо просто присмотреться». Дмитрий: «Чудо – это радость, которую приносит нам Бог». Артём: «Чудо – это красота: воздух, деревья, цветы, радуга, всё, что нас окружает». Забавное – «глаза, потому что они у нас разные». Критичное – «то, что не может сделать человек». И ошеломляюще мудрое для девочки десяти лет – «это когда тебя любят».

Вначале мне казалось, что про чудесное рождение ребенка нужно будет объяснять. Но каждый третий написал «рождение ребенка» самостоятельно. Причем, обычное рождение в обычной семье.

Дальше беседу строить уже не сложно – говорим о родителях и роде. О том, что каждый из них уже сейчас приносит в свою семью что-то ценное и доброе. И, конечно, о том, за что и почему мы чтим родителей – Богородицы и своих.

Память

Чудо мало пережить, его важно запомнить. Вторая тема беседы об этом празднике – память. Размышляем вместе с детьми на тему «Что помогает нам сохранить память о важных событиях?» Чтобы нагляднее был разговор, вспоминаем о знаменательном событии, которое произошло на Рождество Богородицы в 1380 году.

Памятные даты, памятники, поминовение. Все находит подтверждение в благодарной памяти об этой битве. Здесь мы и с храмами в честь Рождества Богородицы знакомимся, и с памятниками героям, и о Димитриевской субботе говорим.

А еще говорим о помянниках. Дети слушают и рассматривают книжечки с именами с интересом, а взрослые – учителя, библиотекари – с удивлением: «Это, оказывается, помянник у моей бабушки был! Она его каждый день читала» А говорить о них, конечно, нужно. Чтобы ценили память о мамах и бабушках, чтобы не выбрасывали после их смерти эти драгоценные сокровищницы памяти. За ненадобностью.

Благодарность

Но память бывает и злой, и тогда какой в ней прок? Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память. Предлагаю ученикам заполнить небольшие открытки со словом «Спасибо» и подарить их кому захочется.

Наступает тишина – дети пишут добрые слова родителям, бабушкам, учителям, друзьям. Они проникаются торжественностью момента. И столько добрых благодарных слов находят дети, что нам, взрослым, впору поучиться.

На вопрос: «А за что каждый из нас может поблагодарить Бога?» дети дают очень осмысленные ответы. Где-то быстрее, где-то медленнее. Вот мальчик поднимает руку и говорит: «А у нас в субботу сгорела крыша…» Делаю глубокий вдох и готовлюсь услышать обычное: «Где был ваш Бог? Почему Он это допустил». И слышу продолжение: «Я думаю, что нужно поблагодарить Бога, что все остались живы»

А вам сегодня есть за что поблагодарить Господа?

 

 

 

 

Православие.RU

 

 

 

Марина Шмелева
Поделиться в: