Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Неверующий» апостол

Апостол Фома, однажды проявивший сомнение в Воскресении Христовом, в последующее время ревностно обошел с проповедью Евангелия множество государств, возвещая слово Божие народам. Ко дню памяти «неверующего» святого вспоминаем его житие.

Апостол-близнец

Имя Фома имеет семитский корень, его можно перевести «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому у апостола было прозвище «близнец». Некоторые называли его близнецом Христа в буквальном смысле – не исключено, что он был внешне похож на Спасителя. Но важнее все же вера. И она на протяжении жизни апостола Фомы не только удваивалась, но умножалась во много крат. А он делил ее со многими.

В Евангелии от Иоанна апостол «выделяется» дважды. Во-первых, когда Спаситель идет воскрешать Лазаря. Христу угрожает опасность – первосвященники уже ищут случая, чтобы Его арестовать. Другие апостолы уговаривают Учителя никуда не ходить, но Фома призывает: Пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16).

Еще ярче личность Фомы в известном эпизоде неверия и уверения. Он до конца верит Христу и не верит в Его Воскресение. Он раздавлен смертью Учителя, ведь апостол жил идеей служения Ему и ожиданием Его Царства. И потерял – и цель жизни, и смысл. Но больше всего хотел верить в то, что не потерял, а обрел несравненно большее. Господь отвечает на горячее стремление сердца. И когда Он явился Фоме, тот сразу отмел сомнения: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).

Проповедуя Евангелие, апостол по жребию пошел дальше многих учеников Мессии и добрался до Индии. В государстве с кастовой системой без разрешения царя или раджи нельзя было проповедовать. Но некоторые правители терпимо относились к новым верованиям из дальних стран. Приносили их чаще всего купцы, следуя Великим шелковым путем между Европой и Китаем. По дороге в Индию Фома сумел основать христианские общины в Палестине, Месопотамии, Парфии и Эфиопии.

Апостол-хитрец

По прибытии в Индию апостол «приступил к строительству» дворца для царя. Однако все деньги, выданные правителем, он пустил не на стройматериалы, а раздал беднякам, не потратив на дворец ни одной монеты. Когда спустя два года Гундофар пришел посмотреть на свой роскошный дом и выяснил, что его обманули, он велел арестовать Фому и собирался его казнить.

Расстройству правителя, казалось, не было предела. Однако эта беда сменилась большей – у царя внезапно умер брат. Пока правитель безутешно рыдал о смерти брата, Ангел показывал новопреставленной душе обители Небесные, в том числе и палаты Гундофара. Тот был так поражен их великолепием, что убедил посланника Господня вернуть его душу в тело, чтобы явиться брату. Воскресший рассказал, что много обителей он видел на небесах, но самый прекрасный дом – тот, что возведен для Гундофара. На вопрос, кто же строил это дом, брат ответил, что имя строителю Фома. Правитель приказал отменить казнь.

Апостол-проповедник

Последние годы земной жизни апостол провел в индийском городе Мелипур. Там он обратил ко Христу супругу и сына царя Маздея. Правда, крестить их не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь это совершилось втайне от него, и велел взять Фому под стражу. Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять от него Крещение. Фома совершил над ними таинство, а затем через затворенные двери темницы вышел на волю и совершил для новообращенных Литургию.

Тюремная стража сочла исчезнувшего узника за колдуна и доложила царю. Когда Фома вернулся в место своего заключения, его отправили на допрос. Маздей спросил Фому: «Кто ты? Раб или свободный?» На что апостол ответил: «Не раб я, и нет у тебя власти надо мной». Тогда царь поинтересовался, зачем же тот, сбежав из темницы, вернулся туда. «Я прибыл сюда, чтобы спасти многих и самому стать помощью для всех, кто хотел освободиться», – отвечал святой. «А кто твой господин? Каково его имя и из какой он земли?» – не унимался Маздей. «Господь мой – Владыка мой и твой. Ибо Он Господин небес и земли», – исповедовал Христа апостол. Так он открыл мироощущение богосыновства людей всех национальностей, возрастов, положений и каст.

Индийскому царю странно было услышать такие слова, и он приговорил апостола к казни, даже народный протест не повлиял на его решение. Апостол не сопротивлялся – он желал себе смерти ради Христа, скорбя только о том, что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в иереи, а новообращенного сына царя – в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял мученическую смерть – его пронзили копьями.

Апостол-чудотворец

Вскоре в сына царя Маздея вселился нечистый дух. Правитель понимал – это наказание за убийство святого. Тогда он последовал ко гробу апостола в Мелипур, чтобы взять его останки и коснуться ими сына. Когда Маздей хотел исполнить задуманное, ему явился сам апостол со словами: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос ради великого Своего милосердия». Но все же, придя ко гробу, Маздей не нашел там так нужных ему мощей.

Тогда он взял горсть песка с места захоронения апостола и поспешил домой. Маздей призвал имя Господа Иисуса Христа, отрекся от дьявола и дал сыну приложиться к песку с могилы, и тот получил исцеление. Царь попросил рукоположенного Фомой пресвитера Сифора крестить его. Это трогательное свидетельство о главном чуде, возможном для человека, – перемене его сердца.

Апостол-путешественник

Интересна и судьба мощей апостола. Из Индии их перенесли в Эдессу. Когда ее грабили турки, останки святого вместе с другими святынями спрятали христиане. Спустя время мощи разыскали на греческом острове Хиос. А оттуда в 1258 году мореплаватель Лион перевез их в итальянскую Ортону, где они покоятся и сегодня. Как говорят историки, апостол Фома, при жизни ушедший с Запада на Восток, после земной кончины за несколько веков совершил обратное путешествие.

Апостол Фома всю свою жизнь горел верой во Христа и привел к Нему тысячи людей. Порой его поступки шли вразрез с земной логикой, но он всегда понимал, ради чего все это совершает. И все препятствия были для него преодолимы, потому что Бог, однажды став рядом с ним, уже никогда не оставлял Своего ученика.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: