Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В память о прошлом

Культурное наследие региона – понятие широкое и многогранное. Это не только архитектура, история и искусство, но и духовное наследие. Оно значительно пострадало в богоборческий период гонений, когда уничтожали храмы и православные святыни, верующие гибли в лагерях и тюрьмах. Сегодня мы пытаемся возродить наши святыни. О поиске утраченного и пойдет наш рассказ.

Орлов Гай

Без духовных корней народ не может полноценно жить и развиваться. Примеров этому в истории мы видим немало. В своей статье я хочу привлечь внимание к проблеме сохранения культурно-исторического наследия в селе Орлов Гай Ершовского района Саратовской области. Это моя малая Родина. И жители этого села стремятся возродить утраченные святыни, поддержать угасающую жизнь на селе.

Село Орлов Гай расположено на правом берегу реки Большой Узень в степном Заволжье. По мнению историка А.П. Новикова, Орлов Гай возник в середине 1780-х годов в качестве форпоста – здесь служили саратовские казаки.

Река Большой Узень, на которой расположено село, имеет множество извилин, тем самым образуя заливные плодородные места – урочища, такие места стали называть Гаем. Также в этом месте водилось множество степных орлов, от этого и появилось название Орлов Гай.

Кстати, слово «гай» имеет происхождение из древнееврейского языка и означает «груда обломков», так назывался ветхозаветный город, находившийся недалеко от Иерусалима. Священное Писание повествует о том, что этот город был разрушен Иисусом Навином и превращен в развалины (см.: Нав. 8).

Существуют разные мнения по поводу первых поселенцев этих земель – это могли быть раскольники, так как в селе находилось большое количество разных общин: молокане, хлысты, пятидесятники, духоборцы, баптисты. К концу XIX века большинство населения было православным. Большая часть православных находилась в северной части села.

Орлов Гай стал развиваться по большей части с 1810 по 1830 год. Вначале это был небольшой хутор с пятью дворами. Однодворческие и ясачные крестьяне стали заселять село, и к 1811 году уже было построено 30 дворов. В Орлов Гае был свой староста, два добросовестных крестьянских судьи, ктитор (так называли церковного старосту). Согласно господствовавшей в XIX веке политике «государственного попечительства», государственные органы и учреждения призваны были наставлять и опекать подведомственные им податные сословия. Власти обеспечивали крестьян землей, укрепляли их хозяйство и заботились о поддержании добронравия и православной веры.

Сельские храмы

Особое место в селе занимал храм. Это не просто архитектурное сооружение, это основа духовной жизни села, полноценной и многосторонней деятельности церковной общины. Не случайно строительство храма полностью происходило по инициативе сельчан. Именно они собрали деньги на создание своей церкви и активно участвовали в ее строительстве и обустройстве.

К 1880 году в селе было построено три деревянных храма, насчитывалось шесть дворов духовенства и две церковно-приходские школы. Первая церковь, о которой на данный момент ничего не известно, была освящена во имя святого Гурия, она лишь упоминается в описях церковного имущества. Спасо-Преображенская церковь была разрушена в конце 1950-х годов, осталась фотография, известно место, где она находилась.

Третий храм был освящен в честь Архистратига Божия Михаила. Это была деревянная пятиглавая церковь с колокольней, основана в 1880 году, известно место, где она находилась, сейчас на этом месте – школьная спортивная площадка. Согласно описи, на строительство было потрачено 15 000 золотых, размер храма 1197 квадратных аршин, или 605 квадратных метров. Также была построена колокольня с шестью колоколами общим весом в 310 пудов, на которые было потрачено еще 3000 золотых.

На сегодняшний день сохранилось несколько икон из храма: Преображение Господне, первоверховных апостолов Петра и Павла, икона Божией Матери, именуемая «Всецарица», икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Также сохранился небольшой колокол.

Эти данные отражены в описи 1923 года, которая была составлена при подписании договора между коллективом верующих и Советом рабочих и крестьянских депутатов в бессрочное и бесплатное пользование церковным имуществом. Согласно этим сведениям, храм был довольно состоятельным, имел большое количество книг, утвари и богослужебных предметов. Михаило-Архангельская церковь имела в своем пользовании три дома: один занимал сторож, другие два были построены для священника и диакона.

Духовные наставники

Данные о духовенстве села Орлов Гай довольно скудны. В 1924 году клириком этого храма являлся священник Александр Александрович Замочанский, ему был 51 год, окончил Самарскую православную духовную семинарию в 1895 году. Также на местном кладбище я обнаружил могилу неизвестного священника. Сомневаться в том, что это захоронение священника, не приходится, на это указывают местные жители и надгробный камень, на котором указаны его имя и фамилия. Но проблема заключается в том, что он очень плохо сохранился, и прочитать надпись пока не удается. Совершенно удивительный случай, потому что, как правило, духовенство хоронили на территории храма, редко можно встретить такое захоронение на общем кладбище.

Еще сохранилось упоминание о двух псаломщиках. Одного звали Федор Матвеевич Лебедев, он нес послушание в одном из храмов села Орлов Гай в 1859 году, но через несколько месяцев был переведен в другое поселение. Другого звали Долматов Василий Акимович, 1893 года рождения, был переведен в другое поселение и арестован за антисоветскую агитацию 17 августа 1929 года, осужден 3 декабря 1929 года на пять лет ссылки.

Конечно же, нужно упомянуть о двух важных событиях церковной жизни Орлов-Гайской волости. В 1902 году Преосвященный Гурий, епископ Самарский и Ставропольский, посетил село Орлов Гай. Вот как об этом говорится в «Самарских епархиальных ведомостях»: «На другой день, отслужив Литургию, отбыл из Куриловки в Орлов Гай, где должно было быть служение всенощного бдения и Литургии».

В 1903 году маршрут следования чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», проходил через это село, икону встречали практически все жители.

Восстанавливаем по крупицам

По рассказам местных жителей, к 1970 году все три церкви были разрушены полностью. Естественно, закрытие и осквернение храма не могло не сказаться на состоянии духовной жизни жителей села. Отсутствие духовного центра, каким для русского человека является храм, во многом оказало разрушительное воздействие.

Сейчас в селе действует храм во имя блаженной Ксении Петербургской, прихожане посещают богослужение и причащаются Святых Христовых Таин.

Более полно историю села и его церквей еще предстоит восстановить. Сложно восстанавливать исторические факты и события спустя годы. Что уж говорить о столетиях! В архивах порой не сохранилось даже важных метрических записей, осуществлявшихся церковными служителями. В таких условиях каждый сохранившийся факт имеет весомую историческую ценность. Надеюсь, что на пути этого поиска меня ждет множество открытий.

Дмитрий Яковлев

 

 

Поделиться в: