Когда Бог стал надеждой
Однажды во время молитвы святителю Нектарию Эгинскому явилась Богородица в сопровождении ангелов, поющих особым напевом. Святой записал песнопение, которое известно теперь во всем мире под названием «Агни Парфене». 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась всероссийская премьера фильма «Человек Божий» о жизни святителя – страдальца, молитвенника, чудотворца.
Обрели близкого друга
Фильм о святом – это всегда риск и для режиссера, и для актеров, и для зрителей. Так боязно ошибиться, взять неверный тон, провести неточную линию. Тем более, что зрители разные и разного ждут от картины – кто-то захватывающей драмы, кто-то понятной морали, кто-то сильных эмоций.
Но дорогу осилит лишь идущий. Важно, чтобы трепет и уважение были, и тогда труд и профессиональные навыки получат невидимую помощь свыше – от самого святителя, прославленного не так давно, в 1961 году. «Он стал невероятно близок мне духовно – это как внезапно обрести друга и почувствовать, что ваша связь вечна. Изучив его жизнеописание, я увидел, как человек не страшится невзгод, лишь увеличивая свою веру в Бога, не меняет своего доброго отношения к людям, хотя многие стремятся его уничтожить», – делится известный греческий актер Арис Серветалис, сыгравший роль святителя Нектария.
О таком друге мечтает каждый, счастлив, кто встретил на своем жизненном пути настолько настоящего человека. Главное, мимо него не пройти или (что страшнее) не стать его гонителем. Последних в жизни святителя хватало, но друзей и духовных чад было все же больше. Роль одного из них – секретаря и верного помощника святого – исполнил российский актер Александр Петров. «История Костаса, человека, которого я играю, сильно повлияла на меня. Я как будто вместе с ним прохожу собственное внутреннее очищение. Каждая роль учит вас чему-то новому, вы приобретаете новый опыт. Благодаря этой работе я получил ответы на вопросы, которые часто задавал себе» – похоже, святитель Нектарий стал другом не только Костаса, но и Александра.
«Есть несколько моментов, которые могут способствовать тому, что твой фильм увидит большое количество людей. Однозначно, этому очень помогают узнаваемые актеры, особенно учитывая непростую тематику фильма», – признается режиссер американка сербского происхождения Елена Попович. Роль парализованного человека, которому в последние минуты жизни помогает чудотворец, исполняет Микки Рурк. Звезду Голливуда потряс образ святителя, и на роль он согласился не раздумывая.
Фильм позволяет нам увидеть места, где жил и проповедовал святитель. Красота природы, простота и бедность обстановки и замечательная музыка лауреата Берлинского кинофестиваля Збигнева Прайснера рождают неповторимое ощущение от картины.
Как становятся ангелами
«Горе мне, если вера моя зависит от людей», – вот и весь ответ святителя на клевету, предательство, оскорбления. По одному только наговору от него отрекается Александрийский Патриарх Софроний – не просто руководитель, но в первую очередь духовник и отец. Святителя Нектария лишают кафедры, средств к существованию, доброго имени.
По всем признакам герой картины – неудачник. Ведь так часто мы ищем удачи, успеха, признания. Даже в Церкви, даже в монашестве, даже в покаянии и самоуничижении. А он не ищет, не добивается быть патриархом и называет власть раковой опухолью, постепенно меняющей ее носителя. «Сегодня справедливость восторжествует, и я не стану патриархом», – говорит святитель, поражая своих друзей.
С карьерой у него сплошные неудачи, а вот с влиянием на людей, с незаметным и неброским преображением сердец все лучше и лучше. Воспитание будущих пастырей, сестер Троицкой обители, проповедь и забота о людях стали делом жизни святого. На этом пути он обрел внутренний покой, ведь «не обязательно быть патриархом, чтобы делать что-то значимое». Правда, методы воспитания уж больно своеобразны – наказание себя голодом за подравшихся воспитанников. Но действуют куда лучше жестких мер и гневных речей, потому что «строгости не должно быть больше, чем доброты».
«Ты нужен Греции», – говорит митрополит архиепископу без кафедры и без греческого гражданства. Наверное, когда человек по-настоящему нужен, ему не обязательно платить взаимностью. Он и так будет трудиться изо всех сил, а после смерти прославит свою Родину и свой народ великими чудесами.
Коснуться сердца
Такие фильмы – общая работа, движение навстречу авторов и зрителей. Так важно здесь потрудиться на общий результат. В Сети встречаются рецензии разные, в том числе – разочарованные. «У жития как кинематографического жанра, наверное, есть будущее. Всегда найдутся зрители, которым важно просто увидеть на экране воплощение христианских добродетелей или узнать историю какого-то конкретного человека, причисленного к лику святых. Именно им в первую очередь и адресован фильм Елены Попович. Но всем остальным тут ловить нечего: святость не радость», – пишет Ксения Реутова для сайта «Киноафиша».
С ней сложно не согласиться. Святость – радость для тех, кто пользуется ее плодами (для нас, то есть). А для самого святого она и боль, и одиночество, и страдание, и оставленность. И все это очень хорошо – деликатно, тонко, реалистично – показано в фильме.
Молитва тяжелобольного старца у иконы Матушки Богородицы трогает до слез: «Помоги, больно, так больно, что не могу уже терпеть». И такой он близкий, родной и очень понятный в этот момент. И потому вся жизнь, без остатка посвященная Богу, тоже очень понятна. И может стать реальностью в любом столетии, хотя бы и в нашем.
Другой рецензент сетует на отсутствие яркой драмы или хотя бы ярких видов Афона и Греции на крайний случай. И говорит-то, мол, святой все как-то бледно и об одном и том же.
И он тоже прав – об одном, о спасении души все мысли и немногословные беседы святителя. Его слова кратки и напоминают Древний Патерик.
«Я ничего не избегаю, я люблю простых людей».
«Честный и тяжелый труд украшает каждого».
«Добрая совесть – это самое великое из всех благ. Она – цена душевного мира и сердечного покоя».
«Когда Бог становится единственной надеждой, четче ощущаешь его присутствие».
***
Выходим из кинозала притихшие, задумчивые. До конца не верящие своему счастью – что вот так, запросто, в светском кинотеатре, можно посмотреть фильм о великом святом. «Наверное, вот такими задумчивыми и озаренными хорошо бы всегда выходить после кино», – говорит священник Димитрий Попеко. Как же хочется, чтобы таких фильмов было как можно больше.
22 октября 2021 г.