Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Светильник Церкви

«О владыке можно говорить много, ибо жизнь его была проникнута любовью. Кто бы ни обращался к нему, не оставался без поддержки», – вспоминали духовные чада священномученика Фаддея (Успенского). Светильником Церкви называл его святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Ко дню памяти новомученика, служившего и на Саратовской земле, вспоминаем его житие.

Во время гонений

Святитель Фаддей родился в 1872 году в Нижегородской губернии в многодетной семье священника. По окончании учебы в Московской духовной академии принял монашеский постриг и был рукоположен в пресвитера.

В 1908 году святой стал епископом Владимиро-Волынским. Он нес это служение с великой любовью к пастве. Строго следуя монашеским уставам, епископ расходовал на благотворительность все поступавшие к нему пожертвования, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни.

Во время преследований Церкви владыка показал себя бескомпромиссным защитником Православия. После назначения архиепископом Астраханским он провел в заключении два года, а по освобождении из тюрьмы продолжил защиту Церкви. Получив свободу, владыка занял Тверскую кафедру. В разгар репрессий 1937 года священномученик Фаддей был в очередной раз арестован и расстрелян.

Место его захоронения оставалось неизвестным, но память об архипастыре не угасала среди православных тверчан на протяжении всей коммунистической эпохи. Мощи священномученика обрели 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери. Сегодня они почивают в Вознесенском соборе Твери. В 1997 году Церковь причислила архиепископа Фаддея к лику святых.

Утешитель заключенным

Митрополит Кирилл (Смирнов) так вспоминал их общее заключение во Владимирской тюрьме. «В камере свободных коек не было, мы поместились в углу. Обстановка среди воров и убийц действовала на меня удручающе... Владыка был спокоен и, сидя на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: "Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Не унывайте. Христос с нами". На душе стало спокойно и радостно.

Все передачи он отдавал старосте камеры, и тот делил на всех. Но однажды, когда поступила обычная передача, владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте. Я осторожно намекнул владыке, что, дескать, он сделал для себя запас. "Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?". Вечером привели в камеру епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку».

Растрогавший Патриарха

На Астраханскую кафедру архиепископ Фаддей приехал в разгар обновленчества. Обновленцы отнимали у православных храмы, и духовный сын владыки юрист Аркадий Ильич Кузнецов вызвался отправиться к Патриарху с просьбой оказать содействие в борьбе. Перед отъездом архиерей вручил Аркадию Ильичу письмо на имя Святейшего.

– Вы от Астраханского архиепископа Фаддея? – спросил Патриарх. – Владыка пишет мне о Вас, просит оказать содействие.

Патриарх расспросил, как живет Преосвященный Фаддей, как себя чувствует, как относятся к нему верующие, и, не ожидая ответа, продолжил:

– Знаете ли Вы, что владыка Фаддей святой? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига.

В августе 1924 года после Литургии в храме Донской иконы Божией Матери Патриарх Тихон пригласил владыку (праздновавшего тогда день именин) к себе. «Я знаю, Вы не любите торжественных приемов и многолюдных трапез, и пригласил Вас на скромный завтрак, тем более что хочу видеть Вас в самой простой, келейной обстановке». Во время завтрака Патриарх сказал теплое слово в адрес именинника, в ответ архиепископ сказал: «Я молюсь Богу, чтобы Он сохранил Вашу драгоценную жизнь для блага Церкви». При этих словах Патриарх прослезился.

Владыка почти не заботился о себе – ходил в залатанной рясе, чиненых сапогах, имел одно облачение и одну митру, но всегда был готов сказать слово утешения другому, оказать ему помощь, выслушать его. Зная, что глава епархии принимает в любое время, некоторые пользовались этим и приходили к нему рано утром. Владыка вставал с постели, наскоро умывался, одевался и принимал посетителя.

Укротитель вод

Во время непродолжительного служения владыки Фаддея в Саратове произошел такой случай. Однажды, когда Волга вышла из берегов, грозя затопить дома и поля, крестьяне пришли к архиепископу просить о помощи. Он вышел вместе с народом на берег, отслужил молебен, благословил воду, и после этого она начала быстро спадать.

В 1928 году владыку перевели в Тверь. Он поселился на тихой улочке в угловом доме с крошечным садом, огороженным деревянным забором. Вдоль забора шла тропинка, по которой он подолгу ходил и молился по вечерам. После молитвы он благословлял на все стороны город и уходил в дом.

Неподалеку от города, в селе Пречистый Бор он снимал дачу и ездил туда, когда хотел потрудиться. Но и там часто верующие посещали его. По свидетельству многих прихожан, владыка обладал даром прозорливости и исцеления. Как-то пришла к владыке женщина с просьбой благословить ее дочь на брак: «Жених богатый, приносил подарки. У нас завтра свадьба. Благословите». Владыка благословил ждать две недели. Через это время приехала жена «жениха» с двумя маленькими детьми и забрала его домой.

Чадо Матери Божией

После последнего ареста владыка пробыл в тюрьме недолго, но ему пришлось претерпеть множество унижений. Уголовники насмехались над ним и унижали. Тогда Матерь Божия Сама заступилась за праведника – Она явилась ночью главарю уголовников и грозно приказала не трогать святого мужа. Наутро он пересказал сон товарищам. Заглянув под нары, они увидели оттуда ослепительный свет и в ужасе отшатнулись, прося у святого прощения.

 

«В простоте и смирении сердца прибегающие к молитвам святых, особенно же Божией Матери пред Ее иконами, повсюду прославленными чудесами, никогда не постыдятся в своем уповании, но получат всегдашнюю помощь», - из проповеди священномученика Фаддея в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: