Церковь в меняющемся мире
С 18 по 21 октября проходил IX Международный фестиваль «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации», в котором принимали участие и представители Покровской епархии. 21 октября состоялась онлайн-беседа Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегатами фестиваля. Предстоятель Русской Церкви благословил участников форума, обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и ответил на вопросы.
«Проповедник должен быть невидимым»
В своем Первосвятительском слове Патриарх Кирилл отметил: «Священник должен приводить человека ко Христу, а не к самому себе — хотел бы это еще и еще раз подчеркнуть. Я с вниманием слушаю проповеди, которые произносят священнослужители во время Патриарших богослужений, и с благодарностью Богу отмечаю возросший уровень проповеднического служения. Просто несравнимо по сравнению с тем, что было еще пятнадцать, тем более двадцать лет назад.
Но я также прислушиваюсь к интонациям и к некоей манере произнесения проповедей, и то, о чем я сейчас скажу, нередко явственно присутствует в проповеди священника. И этот грех нужно исцелять и исключать из нашей жизни — когда очень способный, хорошо говорящий священник старается не столько донести до людей содержание своей проповеди, сколько представить самого себя. Часто это связано с характером человека, его воспитанием, но хотел бы обратить внимание на то, что священнику нужно всячески контролировать не только содержание своих проповедей, но и манеру их произнесения.
В каком-то смысле проповедник должен быть почти невидимым. Люди не должны концентрироваться на внешности, на манере проповедника, изучать его внешний вид и определять уровень его культуры. Все должно быть сосредоточено на том, что священник говорит людям».
С любовью и осмотрительностью
– Ваше Святейшество, благословите! Священник Павел Островский, Одинцовская епархия. Я занимаюсь миссионерством в социальных сетях, большая часть аудитории – это люди, далекие от Церкви; около 100 тысяч человек – это старшеклассники, студенты. Они выросли в совершенно нецерковной среде и не знакомы с нашими традициями. Слава Богу, многие из них начинают интересоваться Христом, Евангелием, у них появляется искреннее желание прийти в храм исповедоваться, причаститься. Как Вы считаете, должно ли оказываться снисхождение, и не только к молодежи, но и к тем, кто совсем не знаком с нашими традициями, хоть они и родились в России?
– Ответ односложный: конечно, да! Конечно, должно быть снисхождение, ведь и в Писании сказано, что новоначальным не нужно давать твердую пищу (см.: Евр. 5, 12). А если вы на новоначального христианина будете сразу возлагать устав афонского монастыря, то ничего же не получится. Даже городской житель не может жить по уставу монастыря, а значит, мы признаем альтернативность: для монахов – одно, для белого духовенства и мирян – другое.
А вот в приходской практике мы не всегда, к сожалению, чувствительны к особенностям тех людей, которые только переступили порог храма. К ним нужно очень бережно относиться. В первую очередь, не надо никого сразу перевоспитывать, не надо говорить: «Как ты так жил? да что же ты творил?» и так далее. Нужно, чтобы вы, во-первых, стали для этого человека авторитетом, а не раздражителем. Тот факт, что он пришел в церковь, – это уже полдела.
А дальше нужно относиться к нему с любовью, но и с осмотрительностью. Любовь не должна быть прекраснодушием, потому что всякое может быть в жизни этого человека, в том числе такое, что потребует проявления пастырской принципиальности и строгости. Но все это надо увязывать с главной целью – не оттолкнуть человека, а закрепить его в церкви. Он должен почувствовать, что он пришел туда, где ему помогают.
Почему люди очень почитают тех, кто оказывает им материальную поддержку? Например, когда благотворитель помогает приходу, к нему всегда доброе отношение, и это естественно – в ответ на добро люди отвечают добром. Так и должно быть в Церкви – в первую очередь мы должны нести добро, любовь.
Но при этом, еще раз хочу сказать, проявлять также пастырскую осмотрительность, с тем чтобы не быть соучастниками развития совершенно неправильного мировоззрения у того или иного человека.
Активная роль отца
– Ваше Святейшество, благословите! Священник Вячеслав Клюев, Глазовская епархия. Не первый год участвую в деятельности общественных отцовских объединений – от общероссийского до местного уровня. 4 октября Президент России подписал указ об общероссийском ежегодном праздновании Дня отца. Очевидно, что социально активные и вовлеченные отцы, отцовство в целом является одним из столпов Церкви и государства и общества, гарантией сохранения преемственности поколений. Но сегодня в наших храмах, в целом по стране, мужчин мало. Как нам сделать так, чтобы отцовство стало важным фактором развития церковно-приходских общин, защиты семейных ценностей?
— Нужно делать все для того, чтобы развивать то, о чем Вы говорите. Но если хотите знать мое мнение, женщин в храмах всегда будет больше. Это касается не только православных храмов – это касается религиозной жизни людей вообще. Потому что женская психология, ответственность за себя, за своего ребенка, за семью, делает женщину более чувствительной, более открытой к религиозному измерению жизни. Она больше нуждается в молитве, она не такая сильная, как мужчина. Мужчина опирается на свои силы, а женщина, часто осознавая свою слабость, нуждается в помощи свыше и чувствует необходимость молитвы.
Может быть, существуют еще какие-то причины, почему религиозность среди женщин более развита, чем среди мужчин, но это факт. Еще раз хочу сказать: факт глобального масштаба. Хорошо это или плохо? Я считаю, что это хорошо, потому что женщина – хранительница домашнего очага. Конечно, мужчину мы называем главой семьи, но благополучие семьи в значительной мере зависит от матери, от жены. Она хранитель, она у очага, а если она уходит в сторону, очаг гаснет. Мужчина постоянно куда-то уходит – командировки, работа и так далее.
Конечно, сейчас права мужчин и женщин сравнялись, что на самом деле совсем не плохо, но ведь на женщин легла ответственность, в том числе, за материальное обеспечение семьи, которой раньше не было, и большинство женщин работают. Конечно, это нарушает определенные балансы в семейной жизни. Но с другой стороны, это данность, и многие женщины с удовольствием идут на работу, делают карьеру. В этом я не вижу ничего плохого. Вижу плохое только в том случае, если работа женщины, ее карьера строится без учета заботы о семье – тогда это, несомненно, грех. Ведь женщина несет особую ответственность за детей и за сохранение семейного очага, и если она, увлекаясь карьерой, забывает о семье, о муже, то это обычно приводит к самым печальным последствиям.
Поэтому я бы в первую очередь сказал о том, что сохранение семьи – это в большей степени ответственность женщины, хотя, конечно, при отсутствии должного отношения мужа к семье тоже ничего хорошего быть не может, и семья может распасться.
Но сама идея вовлечения отцов в более активную заботу о семье – через участие в церковных программах, через участие в приходской активности – несомненно, заслуживает внимания. Не скажу, что это просто осуществить, но если у нашего духовенства есть желание и возможность заниматься развитием особых отношений с мужской частью прихода, то здесь ничего плохого нет.
Однако нужно находить правильные инструменты для такой работы. Нужно вовлекать мужскую часть прихода, даже если это не очень активные прихожане, в такую деятельность, которая раскрывала бы значение церковной жизни. Например, ремонт, строительство, благотворительная деятельность, организация поездок – везде, где мужчины могут и должны сыграть свою роль, и не надо все это перекладывать на плечи наших прихожанок.
С полным текстом выступления Патриарха Кирилла и со всеми ответами на вопросы можно познакомиться на сайте Патриархия.ру.
8 ноября 2021 г.