Какая разница между понятиями «осуждать» и «обсуждать» кого то?
Часто говорят: «Я не осуждаю, а просто констатирую факт» ...
– «Констатировать факт» можно только тогда, когда мы действительно болеем за человека. Например, когда родители начинают говорить о своих детях: «Вот, у меня сын такой-то!» – они их не осуждают. Ведь сколько боли, скорби порой в словах матери о своем непутевом сыне или в словах жены по поводу своего непутевого мужа. Это не осуждение, а страдание, переживание, желание помочь человеку.
Внимательный человек, заботящийся о своем духовном развитии, старается никого не судить и даже ничего не констатировать. Но если это все же приходится делать, то нужно это делать с большой любовью и желанием помочь человеку исправиться, предложить ему руку помощи, протянуть ему, как говорят святые отцы, жезл для того, чтобы человек ухватился за него и попытался выйти из этого состояния. А иначе это просто осуждение.
«Благодарю тебя, Господи, что я не такой как сей мытарь», – молился фарисей в храме. Спору нет, мытарь был грешником – и обманывал, наверное, и чужое себе присваивал. А фарисей, вполне вероятно, был добродетельным человеком – и десятину давал, и Бога почитал. Бог мог похвалить этого человека, но Он его осуждает. Осуждает за то, что, молясь Богу, он осудил мытаря, перечислив свои добродетели, которые по сути таковыми и являлись. Но они все превратились в ничто, полностью уничтожились одним осуждением ближнего, кающегося грешника. Здесь как раз и проявляется человеческая, мирская правда. Прав был фарисей, когда сказал, что он ни как тот мытарь – действительно, нельзя же брать пример с него. Но есть правда Божья, есть духовная жизнь, когда человек по-настоящему смиряется, старается ни над кем не превозноситься, а прежде всего смотрит в свое сердце, в котором, наверняка, как в сердце того же фарисея были свои недостатки. Нельзя ни над кем превозноситься, считать себя лучше кого-то.
Преподобный авва Дорофей пишет, что когда видел согрешающего брата, говорил: «Господи, согрешил брат, но я не знаю как он покаялся. Но знаю, что если я так поступлю, то точно погибну». Вот это очень правильный ход мысли. Да, человек согрешил, но если бы я оказался на его месте, то, может быть, еще сильнее согрешил. Если этот человек согрешает, вполне вероятно, что он и покается в этом или уже это сделал. А я не уверен, что смогу это сделать. Я не уверен, что во мне хватит сил, достанет мужества, такта, терпения принести покаяние. Для меня это будет гибельно. Зачем тогда в этом всем пачкаться?
Епископ Пахомий, записала Наталья Комиссарова
9 ноября 2021 г.