О духовном наставничестве. На вопросы отвечает епископ Пахомий
Ф.М. Достоевский, говоря о нашей земной жизни, очень точно подметил: «Тут дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». Человек несовершенен и ему нужна духовная помощь – как молитвенная, так и практическая. Эту помощь ему может оказать духовник. О том, зачем нужен духовник, как его найти, и так ли он важен для духовного роста христианина, наша следующая глава.
– Скажите, Владыка, каждому ли человеку нужен духовник и если да, то для чего?
– Это сродни вопросу каждому ли человеку нужен лечащий врач. Лечащий врач, может, есть не у всякого, но, когда мы попадаем в больницу, к каждому больному прикрепляют того или иного доктора, который на протяжении того времени, пока человек лежит в больнице, меряет температуру, смотрит анализы, сравнивает. Врач за это время может изучить своего пациента и его организм. Если когда-то человек снова попадет в эту клинику, доктор уже на основании полученных результатов сможет сделать какие-то выводы. Пациент будет ему уже знаком, а его картина болезни – ясна и понятна.
То же самое и в Церкви. Конечно, исповедь может принять любой священник, но, когда есть определенный батюшка, который регулярно выслушивает исповедь того или иного прихожанина, между ними складываются доверительные отношения. Священник, как лечащий врач, знает немощи, особенности этого человека и в соответствии с этими особенностями и его духовным устроением может не только выслушать, но и дать какие-то советы, послушания, епитимью – т.е. то наставление, которое поможет человеку исправиться.
Духовник очень важен для нормального развития духовной жизни христианина, и потому я считаю, что у человека должен быть духовник. Но искусственным образом – я хочу, и пусть будет так! – это сделать невозможно. Человек, исповедующийся и приходящий в Церковь, не должен руководствоваться каким-либо пристрастием. Отношения духовника и прихожанина должны сложиться. Должно проявиться родство душ, некая совместная устремленность к одной цели. Человек ищет духовника по своему сердцу.
– А можно самому подойти к понравившемуся батюшке и попросить его стать духовным отцом?
– Когда у человека появляется желание найти священника, который руководил бы его по жизни, я бы посоветовал, прежде всего, обратиться к Богу и попросить в молитве, чтобы такой пастырь был послан. Когда человек молится, Бог, видя его искреннее искание духовной жизни, ему такого священника обязательно пошлет. Примеров тому масса в жизни многих людей.
Нужно, конечно, регулярно ходить исповедоваться и облегчать свою совесть, но при этом присматриваться. Если это большой храм, в котором несколько священников и можно выбирать, то надо посмотреть, к кому располагается сердце.
К сожалению, часто люди выбирают в духовники не того, который будет лечить, а того, который будет говорить то, что хочется услышать. Но когда мы ищем врача, мы все-таки ищем профессионала, который, несмотря на горькие таблетки, какие-то прижигания или болезненные процедуры, принесет нам здоровье, а не того, кто нам будет красиво говорить: «Ой, как Вы здоровы! Какая у Вас хорошая температура. И анализы у Вас нормальные, с такими тоже живут».
Также и в духовной жизни человек должен выбирать себе духовника не того, кто будет тешить слух и потакать твоим страстям, а того, кто, действительно, сможет помочь и, наряду с похвалой и словом утешения, сумеет сказать слово, которое отрезвит и приведет к покаянию. А если это по тем или иным причинам невозможно – нет храма или какого-то выбора, тогда нужно довольствоваться тем, что есть. В любом случае лучше исповедоваться у священника, который не является твоим духовником, чем не исповедоваться вовсе.
– Нужно ли прислушиваться к советам священника на исповеди, если это не твой духовник?
– Судить человека должен его духовник. Если мы по разным причинам исповедуемся у другого священника, то не нужно задавать каких-то глубоких вопросов, потому что есть батюшка, который знает тебя и то, что тебе можно, а чего нельзя. Поэтому лучше подождать возможности пообщаться со своим духовником и ему эти вопросы задать.
Но, конечно, бывают разные ситуации, когда порой не спрашиваешь, а тебе батюшка что-то говорит. И здесь нужно понимать, что, если есть духовник, то определенный совет другого священника можно не исполнить. Важно не только думать о том, что скажет священник, а помнить, что главная добродетель, которой должен обладать человек – это рассуждение.
– А если человеку видится что-то не так, как его духовнику, можно ли возразить и настаивать на своем мнении?
– Общение между духовным чадом и духовником напоминает отношения между родителем и ребенком. Разве мать или отец в воспитании своего ребенка только лишь хвалит, щекочет и приговаривает: «Какой ты у нас замечательный!»? Ведь и по попе порой нахлопают, и в угол поставят, и сладкого лишат. А все потому, что хотят добра, чтобы из ребенка вырос человек.
Так и мы, когда приходим к духовнику, должны уметь, в том числе и какое-то резкое слово от него принять. Священник тебе сказал свое мнение, хочешь принять – прими, не хочешь – не принимай. Это уже зависит от веры человека и его духовного развития. Духовничество – это дело добровольное. Никто никого не должен заставлять. Священник имеет определенный опыт в духовной жизни и знания. Человек, который приходит задать тот или иной вопрос, узнать волю Божию, просит батюшку поделиться своим опытом. Священник этими знаниями может и должен поделиться. И если человек это принимает – очень хорошо, если нет, то это его право.
Я все время вспоминаю архимандрита Кирилла (Павлова), Лаврского духовника, старца, к которому мы ездили исповедоваться. Это человек, который всю жизнь посвятил Церкви и Богу, прошедший всю войну, имеющий колоссальный житейский опыт и искушенный в монашестве. На любой вопрос, который мы, молодые послушники, ему задавали, он сначала спрашивал: «А что ты сам думаешь по этому поводу? Как ты видишь эту ситуацию?». Мы должны нести ответственность за то, в чем мы каемся на исповеди, о чем вопрошаем. Должны уметь отвечать за свои поступки и их последствия. Поэтому духовник порой и спрашивает: «А что ты сам об этом думаешь?».
– Батюшка как мне поступить – замуж выходить, или в монастырь идти? – задают вопрос.
– За твое решение, отвечать потом придется только тебе. Как ты сама это ощущаешь?
А уже в зависимости от того, что человек отвечает, священник может ему предложить то решение, которое видит он. Священник должен всегда руководствоваться Евангелием и тем, что говорят святые отцы.
– Если духовник во время исповеди отругает человека за какой-то грех и тот, сильно расстроившись от этого, впадет в печаль, как с этим бороться?
– Если это духовник, то он знает исповедующегося человека и знает, что может человек понести, а что нет. Когда мы открываем свою душу, мы должны набраться мужества и понимать: сможем ли мы понести то, что нам будет сказано? Очень часто говорят: «А я вот хочу к старцу поехать, чтобы мне волю Божию сказал!». А ты не боишься, что волю Божию, которую тебе откроет старец, ты не сможешь принять? Ведь когда человек так говорит, он должен быть внутренне настроен принять то, что ему будет сказано и поверить этому. Если есть вера, настоящее упование на Бога и желание познать и принять Его волю, тогда такой вопрос можно задавать. Если нет – не надо Бога искушать. При наличии у человека веры, и младенец проречет ему волю Божию.
Беседовала Наталья Комиссарова
16 ноября 2021 г.