Армия побеждает духом
Ежегодно в феврале мы вспоминаем защитников Отечества: пишем поздравления военным, смотрим фильмы про войну, говорим о патриотизме. А как сегодня живут и служат те, кто из любви к Отечеству постоянно рискует жизнью? Как помочь им в этом служении? Об этом мы беседуем с руководителем Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Покровской епархии священником Виктором Лузганом.
— Отец Виктор, расскажите о целях создания этого отдела?
— Целью работы нашего отдела является организация пастырского окормления и воспитания военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений в духе Православия, патриотизма и любви к Отечеству, поддержание взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными структурами в духовно-просветительской деятельности. Отдел будет участвовать в социальной поддержке ветеранов войны, семей погибших военнослужащих, организовывать пастырские посещения священнослужителями православных верующих в военных гарнизонах.
Наш отдел призван к тому, чтобы помогать распространению интересного опыта отдельных частей и координировать работу всех православных священников Покровской епархии. На ее территории несколько военных частей, основной вес, конечно, приходится на Покровск — в городе находится Энгельсская авиабаза и части, которые либо здесь базируются, например, вертолетная эскадрилья внутренних войск, либо ее обслуживают. Есть несколько частей в Пугачевском районе, в Озинках. Взаимодействие с Церковью в этих частях уже идет, священники на приходах общаются с военными, но это все надо будет привести в систему. Нужно выработать стратегию и тактику работы в каждом воинском подразделении, ведь каждое из них имеет свою специфику: где-то больше военнослужащих срочной службы, где-то закрытые гарнизоны, где-то солдаты несут боевое дежурство, а где-то заняты охраной или техническим обслуживанием.
— Инициатива по взаимодействию исходит от Церкви или от самих военнослужащих?
— Если вспомнить, как начиналось взаимодействие с Вооруженными силами, то увидим, что инициаторами были именно военные. Например, в Дальней авиации в 1991 году летчики пришли к командиру полка и обратились с просьбой освятить боевые самолеты. Это было в гарнизоне в г. Сольцы Новгородской области. Для командира просьба летчиков стала полной неожиданностью, а когда обратились к архиерею, оказалось, что нет даже такого чинопоследования — освящения боевого самолета. Тогда обратились к Патриарху, разработали этот чин по образу освящения боевой ладьи, поскольку военно-воздушные силы свои традиции создавали по образу военно-морского флота (поэтому командир корабля, воздушный флот и т. д.).
Военные нуждаются в пастырском окормлении, как и все верующие. Тем более, они находятся в специфических условиях, связанных с риском для жизни, трудностями в быту и т. д. Церковь же всегда откликается на нужды паствы. Потому инициатива снизу приобрела юридические формы, было заключено соглашение между Патриархом Алексием II и министром обороны П. С. Грачевым. С того времени взаимодействие Церкви и Вооруженных сил идет уже 20 лет.
Сейчас в армии вводят должности военных священников. По указу президента введены 240 должностных единиц, но пока с их замещением возникают трудности, в первую очередь из-за нехватки духовенства. Чаще всего этот вопрос решается так: священника оставляют на приходе и дополнительно дают послушание окормлять войсковую часть. Но порой это осуществить сложно. К примеру, служит священник на атомной подводной лодке, а она уходит в плавание на полгода. И как быть, если он при этом настоятель другого храма? Или такой момент: если священник служит на приходе и не является военным, он приравнивается к гражданским служащим. А на территорию закрытой военной части служащие проходят в 8 утра и покидают ее в 16 часов вечера. И как тут совмещать? Приходится сейчас подобные вопросы обговаривать и решать.
— Вы являетесь настоятелем храма во имя святого пророка Илии на авиабазе г. Покровска (Энгельса). Скажите, пожалуйста, кто составляет приход вашего храма?
— Основную часть нашего прихода составляют жители Летного городка, случайных захожан практически нет. Первыми прихожанами храма были бабушки — жены военных отставников, дальше стали приходить их мужья, потом начали приходить на службу жены действующих офицеров, приводить в воскресную школу детей. Потом стали появляться офицеры, участвовать в приходской жизни. Сейчас военные часто заходят в храм помолиться перед вылетом.
В храм приходят много детей, сейчас у нас в воскресной школе уже более 100 человек. На Рождество в этом году было пять утренников, семь концертов. В школе работает на разной основе более 10 преподавателей. Среднюю группу собираемся разделить на две, не помещаются в классе. Школа увеличивается, приходят новые дети. И что особенно радует, первые ученики, пришедшие лет восемь назад, все остались в Церкви, продолжают исповедоваться, причащаться. Мальчики помогают в алтаре, девочки поют на клиросе, читают. На вечернем богослужении 50-й псалом у нас читают только дети.
Кроме того, мы проводим занятия в двух школах, в двух детских садах, действует православная группа в доме престарелых из 47 человек, сейчас там открываем храм. Из детских садов детей по желанию родителей в праздники до завтрака приводят в храм на Причастие. Поэтому мы надеемся, что когда они подрастут, тоже станут нашими сознательными и активными прихожанами.
— Военный человек, наверное, чаще других задумывается о жизни и смерти, о цели нашей жизни, ведь ему приходится порой рисковать собой. Легко ли с военными говорить о вере?
— Говорить о вере с любым человеком просто и легко, а вот привести его к вере сложно, потому что вера — это дар Божий. Но в целом народ наш обращается к Богу, а военные — часть народа. Хотя, конечно, это специфическая категория людей, с ними и общаться надо по-особенному.
Служба в армии в чем-то схожа со службой в Церкви, потому что и там и там служение, а не работа, и там и там в основе этого служения духовный импульс. Что бы сейчас про военных ни говорили, но для военнослужащих сверхсрочной службы основным поводом для служения является патриотизм. Служба в армии всегда была связана с тяготами, лишениями, я сам 23 года служил в Вооруженных силах и знаю об этом не понаслышке.
Поэтому говорить о вере с военными можно и нужно, и мы будем продолжать эту работу. Тем более что и сами военные продолжают требовать, чтобы у них в части были священники. Психологически в армии сложнее, чем в миру. Если взять солдата-срочника, то он попадает в условия режима дня, когда он сам не распоряжается своим временем, находится в подчинении у командиров, попадает в мужской коллектив с его спецификой. Ему нужна поддержка.
Нужна поддержка и офицерам, и их семьям. Ведь и в наше время случаются трагедии, катастрофы. Я на Литургии поминаю погибших летчиков, всего в списке 68 имен. Военный человек, конечно, понимает опасность своего служения, но все равно ему бывает очень тяжело. У нас в Летном городке каждая катастрофа приводит и летчиков, и семьи в шок. Ведь такое может случиться с каждым.
Вообще, для выполнения столь серьезной работы, как защита Отечества, нужны очень прочные духовные основания, во все времена армия побеждала прежде всего духом. Главное, чтобы дух веры, жертвенности первенствовал в служении. Когда я в свое время прочитал книгу о Суворове, меня поразила одна цифра. Когда он в качестве главнокомандующего участвовал в южно-французской кампании, потери русских войск составляли один к семнадцати, причем русская сторона была наступающей. А наступающая сторона по законам военной науки должна нести потери три к одному. Чем объяснить? Только силой духа русского воинства.
— Чего от работы отдела ждете Вы и чего ждут военные?
— Военные ждут улучшения внутреннего климата в коллективе, уменьшения случаев суицида, нарушений воинской дисциплины, чрезвычайных происшествий. Мы ждем того же, но главное — посредством нашей деятельности мы надеемся сформировать православное воинство. Если ко Христу придет хотя бы десять процентов офицерского состава Вооруженных сил, то у нас будет непобедимая армия. А наше Отечество в ней сегодня очень нуждается.
— Расскажите немного о том, как будет строиться взаимодействие с правоохранительными органами.
— Это очень важно в первую очередь для самих сотрудников, потому что им тяжело. Им приходится бороться со злом, и трудно при этом самому остаться неповрежденным. Потому и поддержка нужна, и воспитательная, и реабилитационная работа. Будем эту работу вести. Честно сказать, здесь у нас наработок меньше, чем по взаимодействию с военными. Но будем стараться организовывать беседы, встречи со священнослужителями. Конечно, реакция вначале может быть разной. Но и когда священники пришли в армию, то бывшие замполиты, ныне начальники по воспитательной работе, часто воспринимали нас как конкурентов. А оказалось, что мы дополняем друг друга, помогаем в решении общих проблем. Сейчас с воспитателями у нас самые замечательные отношения. Надеюсь, также будет и в правоохранительных органах.
— Отец Виктор, что бы Вы пожелали мужчинам в нашем Отечестве?
— Я пожелал бы им оставаться мужчинами, а самая главная функция мужчин — быть защитником и нести ответственность за окружающих.
Беседовала Марина Шмелева
5 марта 2012 г.