Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Суррогатное материнство — все на продажу?

Мы продолжаем знакомить наших читателей с работой семинара «Семейное душепопечение: подготовка к Таинству Брака и работа с семьей», который прошел в рамках Рождественских чтений. В этом номере мы публикуем доклад заведующей кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова, профессора, доктора философских наук Ирины Васильевны Силуяновой, посвященный этическим проблемам, которые возникают в связи с применением новых репродуктивных технологий.

Возникает закономерный вопрос: кто родители? Те, кто заказывает ребенка, те, кто сдает свой генетический материал? Или все-таки суррогатная мать, которая рожает этого ребенка?

Что это такое — репродуктивные технологии? Это новое явление, к которому мы относим методы экстракорпорального оплодотворения, суррогатное материнство, медикаментозные аборты, экстренную контрацепцию, стерилизацию, клонирование. В силу того, что эти новые технологии начинают массово применяться и становятся направлением практического здравоохранения, у некоторых священников испрашивают благословение на участие в этих технологиях: «Благословите, батюшка, на искусственное оплодотворение, на суррогатное материнство». Причем просят благословение не только суррогатные матери, но и те, кто заказывает эту процедуру.

Может ли быть дано благословение на участие в этих репродуктивных технологиях? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно четко понять суть этих инноваций. Биомедицинские технологии все чаще создаются и применяются в условиях разрыва взаимосвязи нравственности и науки. Ново ли это явление? Нет. Уже в IV веке святитель Василий Великий пророчески говорил об этом феномене: «Не имеют ли те, кто посвятил себя “полунауке”, глаза сов, ибо зрение совы, проникающее сквозь мрак ночи, поражается великолепием света». Об этом же писал Ф. М. Достоевский в «Бесах»: «”Полунаука” — это невиданный прежде деспот, имеющий своих собственных жрецов и рабов. Деспот, которому все преклонилось с любовью и суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему».

Если мы обратимся к современной науке, то увидим, что этот феномен существует и здесь. Появляется понятие «рациофашизм» и «утопический активизм», исходящий из понимания человека как активного творца техники, своей жизни, самого себя, не зависящего не только от Бога, но даже и от природы.

Под влиянием этих инноваций происходит трансформация социальных отношений. Все началось с отрицания традиционной морали. На основании этого формируются новые медицинские технологии. Эти новые медицинские технологии находятся как бы в идеологическом моральном вакууме и требуют своего оправдания. На основании этого возникает идеология прав человека, в частности, сексуальные и репродуктивные права, которые подкрепляются законом.

Эта новая идеология имеет свои конкретные результаты. Какие? Возникают новые стандарты поведения человека, изменяется традиционная семья. Вот в какой реальности мы сегодня живем: сожительство, гражданский брак и последовательная полигамия (когда я пять раз выхожу замуж и считаю это нормальным). Уже 30% семей в настоящее время входят в категорию неполных. И конечно, гомосексуальные браки, уже законодательно закрепленные в европейских государствах.

Как эта трансформация семьи закрепляется в ныне действующих законах? Федеральный закон от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» содержит нормы, которые касаются искусственных технологий. К примеру, «мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» (ч. 3, ст. 55). В предыдущем законе четко фиксировалось, что на применение этих технологий имели право только состоящие в браке мужчина и женщина. Сегодня это может сделать любой желающий.

Практика судебных процессов показывает, что этого хочет не только одинокая женщина, но и одинокий мужчина. Бабушкинский районный суд города Москвы в августе 2010 года вынес первое — прецедентное для России — решение обязать районный ЗАГС зарегистрировать ребенка, родившегося по программе суррогатного материнства для одинокого мужчины. Было получено первое в стране свидетельство о рождении ребенка с прочерком в графе «мать».

В результате всех этих современных технологий страдает именно ребенок. Спросите у него, хочет ли он жить в ситуации отсутствия родителей? Посмотрите, к чему приводит искусственное оплодотворение. Возникает закономерный вопрос: кто родители? Те, кто заказывает ребенка, те, кто сдает свой генетический материал? Или все-таки суррогатная мать, которая рожает этого ребенка? Таким образом, в настоящее время возникает новая проблема — кто мать? Вся православная традиция утверждает, что именно физиология родов была основанием для определения материнства. А сейчас роды уже не имеют значения. Начинает говорить логика рынка: кто заплатил, тот и обладает правом владения и приобретения и детей, и всех прав, с ними связанных.

Возникают этические проблемы. Причем не на уровне религиозного сознания и богословия, а на уровне реальных социальных отношений. Это мощное технологическое основание разрушения семьи, включение в логику ее развития договорных финансовых отношений. И самое главное — это попрание прав ребенка и его родителей, программирование социального сиротства. Потому что, если ребенок, зачатый искусственным способом, рождается больным (а главный педиатр России утверждает, что 75% детей, рожденных подобным способом, это дети-инвалиды), от него чаще всего отказываются.

Цена суррогатного материнства — тысячи долларов. И самое страшное в том, что количество женщин, желающих заработать на продаже своих детей, в десять раз больше, чем количество заказчиков. То есть налицо изменение в сознании, новое понимание нравственности. Материнство превращается в договорную работу, в которой преобладает стремление к личной выгоде.

Суррогатное материнство служит обесцениванию материнства. Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что среди всех видов человеческих привязанностей материнская любовь — это максимально близкое подобие любви Бога к человеку. Материнство — уникальное явление, оно отвечает за сохранность человечности в человеческих отношениях. И именно оно сегодня обесценивается. Все на продажу. Почему же мы удивляемся жестокости, агрессии, хамству в нашем обществе? Все это следствие разрушения морали в человеческих отношениях.

Почему эти технологии возникают и массово используются? Безусловно, к этому привело отрицание христианской морали и легализация абортов. Вторая половина ХХ века для всех европейских стран и для России в том числе ознаменована легализацией абортов. И это массовое разрешение абортов приводит к вторичному бесплодию. Сексуальная революция влечет за собой массовый рост венерических заболеваний. И вроде бы они так легко лечатся: принял таблеточку утром, а к вечеру уже здоров. Но они имеют свои последствия, то есть вторичное воздействие, также нередко приводящее к бесплодию. ЭКО воспринимается как способ терапии бесплодия, но нужно иметь в виду, что это новая форма размножения.

Очень важно понять, что форм искусственного оплодотворения очень много. К этим формам относится искусственное осеменение, и оно, в общем-то, допустимо, если оплодотворение происходит в утробе матери. А вот любое экстракорпоральное оплодотворение (искусственное создание эмбриона вне чрева матери) — это те формы, к которым Церковь относится отрицательно. Возникает вопрос: почему? В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных” эмбрионов». Эта концепция создавалась в 2000 году, но теперь ситуация изменилась. Сегодня существуют методики мягкого экстракорпорального оплодотворения — создается очень ограниченное количество эмбрионов, например три. Так, три создаются, три подсаживаются в матку, и если они все прикрепились, троих и рожают. И в общем-то, уничтожения эмбрионов не происходит, а это основное условие отрицательного отношения Церкви к искусственному оплодотворению.

Для обсуждения этого вопроса было созвано социальное совещание Церковно-общественного совета, где приняли решение о том, что даже если уничтожения эмбрионов не происходит, Церковь все равно сохраняет свое отрицательное отношение к искусственному оплодотворению на основании того, что в Библии неоднократно констатируется, что процесс возникновения человека формируется во чреве матери. И любой вынос процесса сотворения человеческой жизни за пределы чрева матери можно расценивать как противоестественное явление.

Социальное признание новых биомедицинских технологий идет путем подмены религиозной морали. И это очень мощная тенденция. Это результат изменения в человеческом сознании, разрушения нравственных установок. История человечества в конце концов завершится. И одна из причин — не в том, что наступят войны, падут великие державы, возникнет мировое государство, а в том, что изменится мораль, в соответствии с которой все это станет возможным. Что же нам делать? Смириться и спокойно наблюдать? Нет, этим тенденциям по мере своих сил нужно противостоять, сохраняя традиционный образ семьи.

Подготовила Христина Добрынина


Оставить комментарий
Поделиться в: