Только бы Церкви была польза
Православная Церковь трижды в год чтит память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, первого после двухсотлетнего перерыва Предстоятеля Русской Православной Церкви. На ответственном посту он пробыл семь с половиной лет в один из самых трагических периодов нашей истории, когда «до основания» была разрушена российская государственность, а религия объявлена пережитком прошлого.
Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий) родился 1 февраля 1865 года в маленьком селе Клин близ города Торопца Псковской губернии, в семье приходского священника. Детство его прошло в деревне, среди простого народа, в крестьянском труде. Однажды его отцу во сне явилась мать, бабушка Василия, и предсказала судьбу трех своих внуков. Про одного она сказала, что он будет горюном всю жизнь, про другого — что умрет молодым, а Василий будет великим. Пророчество исполнилось на всех трех братьях.
Начальное образование Василий Белавин получил в духовном училище города Торопца. В 1878 году он покинул родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии, а затем в Духовной Академии. Удивительная врожденная простота, постоянная доброжелательность ко всем, особенный дар рассудительности — все это сделало Василия любимцем товарищей-студентов, которые шутя прозвали его «патриархом».
В 1888 году Василий со степенью кандидата богословия вернулся в Псковскую семинарию и стал преподавать там богословие и французский язык, а в свободное от работы время писал свои первые статьи и проповеди.
В 1891 году преподаватель Белавин подал прошение правящему архиерею о принятии монашеского пострига, и 14 декабря состоялось его посвящение в иноческий чин с именем Тихон. Было ему тогда 26 лет. Уже на следующий день его рукоположили в иеродиакона и вскоре — в иеромонаха. В 1892 году отца Тихона переводят инспектором в Холмскую духовную семинарию, где он становится ректором в сане архимандрита.
19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась его хиротония во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, как только пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали не только православные, но и униаты и католики. Люди пришли на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них эту драгоценную жемчужину.
Такие проводы сопровождали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где он в течение десяти лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке, Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании. Число православных приходов при епископе Тихоне возросло с пятнадцати до семидесяти пяти. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.
После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 году был назначен на Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он духовно сплотил епархию. Руководство его было терпеливым и гуманным. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 году высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским. Здесь владыку застала война. Когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывез в Москву мощи Виленских мучеников вместе с другими святынями. Возвратившись, часто выезжал на линию фронта, поддерживал воинов. Нередко богослужение ему приходилось служить под обстрелом.
На открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви обсуждали восстановление патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха». Из трех кандидатов — архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина) — Патриархом Московским и всея Руси по жребию был выбран святитель Тихон.
Это избрание святитель встретил словами: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: “Плач, и стон, и горе”, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль». Он понимал всю глубину ответственности, которая падает на него, всю тяжесть его креста. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными живоцерковниками, обновленцами, автокефалистами. Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Это было время, когда отбирали церковное имущество, духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову.
Скромность отличала святителя Тихона, но как это часто бывает в жизни, за скромной внешностью скрывались героические свойства души. Чтобы поддержать верующих, Святейший проводил в столице грандиозные крестные ходы и службы в храмах. Он безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже подверг анафеме тех, кто от лица власти творил кровавые расправы и уничтожал святыни. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «…а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою…».
Личной проповедью и твердым исповеданием христианской правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различные храмы Москвы и за ее пределы. О своей жизни и своем будущем святитель совсем не думал, но был готов на гибель ежедневно. Много раз ему предлагали уехать заграницу. На это Патриарх отвечал, что не намерен оставлять свою паству и готов страдать вместе со своим народом и Церковью до того предела, который установлен ему Господом. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — всегда говорил он.
В ноябре 1924 года на Патриарха Тихона было совершено очередное нападение. Несколько преступников ворвались в его комнаты и убили вышедшего на шум келейника Якова Полозова. В связи с этим и без того слабое здоровье Святейшего Патриарха резко пошатнулось. 5 апреля 1925 года он отслужил свою последнюю Литургию, а 7 апреля отошел ко Господу.
Лично проститься со святителем пришло не менее одного миллиона человек. Территория Донского монастыря, где проходило прощание, днем и ночью была заполнена десятками тысяч верующих, которые шли сюда, несмотря на опасность преследований. Патриарх Тихон был погребен у южной стены внутри Малого собора Донского монастыря.
В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в Соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви Патриарха Тихона. А в 1989 году, в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
В начале 1992 года в Малом соборе неизвестные совершили поджог. В результате выгорела значительная часть храма, а при разборе завалов были найдены мощи святителя Тихона. 19 февраля 1992 года состоялось их обретение. Сегодня святыня хранится в Большом соборе Донского монастыря.
Замечательные слова сказал о святителе Тихоне митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии ставший Патриархом: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем как православные люди». В черную годину для русского народа Патриарх Тихон стал настоящим светочем, свидетелем правды Христовой.
18 ноября 2016 г.