Песнопения Великого поста
Часто именно богослужебное пение — первое, что трогает ум и сердце человека, посетившего храм. Церковное пение, начинаясь на небе как ангельское славословие, продолжается на земле в храме и в каждом верующем сердце. Восприятие его смысла, организационного порядка делает молящегося уже на земле причастником блаженной будущей жизни. Урок церковного пения ведет регент архиерейского хора Свято-Троицкого собора г. Покровска Светлана Владимировна Хахалина.
Всем известно, как важно красивое гармоничное пение хора за богослужением. Его легче воспринимать, чем монотонное чтение, верующие в зависимости от тональности и характера исполнения произведения легче настраиваются на определенный молитвенный лад: покаяние или благодарение, восхваление или прошение.
Церковное пение, подчиняясь общим законам музыкальной гармонии, все же имеет свою специфику. Основное его отличие состоит в том, что оно осмысленное. Церковное пение не просто оформляет чинопоследования, но раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви, является мелодической проповедью, звуковой иконой богослужения. Не зная богослужебного текста, не имея понятия, о чем это произведение, нельзя его донести до молящихся в храме. Я всегда говорю певчим в хоре: «Пойте с душой, пропускайте смысл произведения через свое сердце». Иначе при самой блестящей технике исполнения произведение не будет звучать как молитва, а напомнит скорее светский концерт.
Еще одно отличие: пение не должно быть излишне эмоциональным, страстным. Певчие — люди творческие и порой стремятся выразить свои эмоции внешне. А я всегда говорю: «Переживайте внутри, в сердце, не стремитесь эмоцию изобразить громким голосом или интонацией». Ведь когда человек просит чего-то у Господа, он же не кричит, не требует. Может, у него душа разрывается от боли, от беспомощности, но он смиренно просит. Поэтому исполнять церковные песнопения нужно очень сдержанно, даже если они выражают покаяние или скорбь.
Урок церковного пения
Собственно постовые мотивы в богослужении начинают звучать с подготовительных седмиц. Все великопостные произведения отличаются покаянным характером, глубиной, проникновенностью, трепетом. Это мои самые любимые песнопения. Их нельзя петь просто, только с сердцем, осмысленно. В них нет фанфарных интонаций, внешних эффектов. Часто регенты выбирают песнопения различных распевов: знаменного, валаамского, греческого, киево-печерского. В наши дни написано множество прекрасных церковных произведений, поэтому перед регентом стоит задача грамотно составить службу: так подобрать песнопения разных авторов, чтобы они были схожи по стилю, манере исполнения. От того, насколько правильно подобран репертуар, осмысленно и проникновенно проинтерпретирован, зависит атмосфера храма, а следовательно, духовно-молитвенное, сердечное расположение верующих. Если регент подбирает разноплановые произведения, будет нарушаться целостность службы.
Многие композиторы (дореволюционные или современные) брали за основу одноголосный знаменный распев и создавали гармонизацию для смешанного хора. Мы часто исполняем эти произведения. Очень много гармонизаций знаменного распева было создано архимандритом Матфеем (Мормылем). Его произведения мы исполняем, начиная с подготовительных седмиц.
Песнопения подготовительных седмиц
Во время подготовительных седмиц не совершается особенных богослужений, но исполнение нескольких песнопений живо напоминает молящимся о приближении Великого поста, настраивает душу, понемногу готовит ее к восприятию постовых служб. С Недели о мытаре и фарисее на всенощном бдении в храмах в полумраке хор поет «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Это — первое из великопостных песнопений, которое включается в последование воскресного богослужения, и теперь оно будет петься на всех воскресных утренях, вплоть до пятой недели Святой Четыредесятницы. Многие композиторы писали мелодии к этой стихире. Но наиболее традиционным и часто исполняемым в наших храмах является «Покаяние…» А. Л. Веделя. Это произведение, хотя и отличается от строгих знаменных распевов, но очень трогательно и всем понятно.
Затем наступает второе воскресенье подготовки к Великому посту, в которое читается Евангелие о блудном сыне. В это и в два последующих воскресенья, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских». Существует множество вариантов исполнения этого песнопения. Известен и любим верующими псалом в гармонизации архимандрита Матфея (Мормыля) с соло баритона. Я также очень люблю это песнопение знаменного распева. Оно лишено внешних эффектов, может быть, не так волнует, но рождает очень мирное и светлое состояние души, хотя при этом достаточно динамично.
В Неделю Страшного суда исполняется стихира «Помышляю день страшный» на музыку А. А. Архангельского. В этой трогательной стихире заключен назидательный для каждого верующего человека смысл. Мы должны не отклонять от себя мысль о Страшном суде, а наоборот — постоянно помышлять о нем и оплакивать свои лукавые деяния, свои грехи.
На Прощеное воскресенье одним из самых запоминающихся произведений является стихира «Седе Адам», которую мы исполняем на музыку А. А. Третьякова. Не только текст, но и сама музыка в этом песнопении передает предельную скорбь человека, его глубочайшее раскаяние, она пронизана интонациями плача, рыданий: «Раю мой, раю!». Композитор стремится не только запечатлеть в сознании слушателя эти скорбные слова, но и выделяет их средствами музыки.
Великопостные песнопения
Песнопения Великого поста, с одной стороны, исполнены глубоким покаянным чувством, пробуждают умиление и сокрушение о своих грехах. «Вскую унывающи, душе моя, греху работаеши? И вскую немощна сущи, ко Врачу не притекаеши? Се время благоприятное, се спасения ныне день истинный: возстани, омый твое лице покаяния слезами, и елеем благотворения свещу просвети (зажги): яко да обрящеши очищение от Христа Бога и велию милость». И в то же время Церковь в песнопениях Святой Четыредесятницы время поста называет не печальным, а «веселия временем». Потому что «чистоты световидныя и любви чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно» (через истинный пост), мы приобщаемся к свету Богообщения, к «сладости жизни» во Христе, Господе и Спасителе нашем.
Поэтому великопостные песнопения исполнены особого настроения светлой печали. Они настолько спокойны, настолько сдержанны, их не надо кричать, не надо придумывать какого-то вычурного, картинного исполнения, просто спеть с душой, и получается очень красиво. В пример можно привести песнопения великого повечерия «С нами Бог», «Господи сил, с нами буди», «Помилуй нас, Господи», которые мы исполняем валаамским распевом. Их отличает особая, сдержанная и строгая красота.
Говоря о великопостных песнопениях, нельзя, конечно, умолчать о Литургии Преждеосвященных Даров. Одним из самых ярких произведений здесь является песнопение «Да исправится молитва моя». Исполняет его либо один солист, либо трио. Несмотря на то что это довольно простая знаменная мелодия, она не может не трогать сердце не только покаянным чувством, но и красотой. Очень красиво также песнопение «Ныне силы Небесныя», которое исполняется на этой Литургии вместо Херувимской песни. Мы поем его на музыку Г. Львовского, гармонизовавшего древний распев.
Особое место занимают песнопения Пассии. Здесь хочется отметить «Тебе одеющагося» болгарского распева в обработке протоиерея П. Турчанинова, известного церковного композитора XIX века, который первый начал гармонизовать древнерусские распевы. Это песнопение отличается красивой, по-восточному витиеватой мелодией, в которой слышатся мотивы оплакивания Господа. Очень сильно и проникновенно звучит прокимен «Разделиша ризы моя себе». Непередаваемая скорбь, раскаяние в наших грехах и в то же время уверенность в силе и милосердии Божием слышны в 15 антифоне «Днесь висит на Древе». Мы исполняем знаменный распев в гармонизации архимандрита Матфея (Мормыля), причем два раза: сначала песнопение пропевает солист, а затем хор.
Великий пост — особое время в жизни каждого христианина. Кто хотя бы раз в жизни с вниманием молился за постовыми службами, на всю жизнь запомнит красоту, светлую печаль покаянных распевов и гораздо глубже поймет радость Светлого Христова Воскресения.
12 марта 2012 г.