Ребенок-пономарь: за и против…
Для многих пономарь, алтарник — человек загадочный. Пока мы — простые прихожане — молимся во время службы, ему приходится совершать множество всяких действий (понятных и не очень). Но особое умиление вызывают юные пономари. Кажется, что это особенные дети, которым неведомы простые шалости. Так ли это? Полезно ли маленькому мальчику оказаться в алтаре? Об этом мы беседуем с иеромонахом Спиридоном (Савиным).
— Отец Спиридон, скажите, а что вообще входит в обязанности пономаря?
— Слово «пономарь» происходит от греческого «параномарь» — приставник, в Типиконе его еще называют «параекклисиарх» или «кандиловжигатель». Так с древности именовали человека, который помогает священнику готовиться к богослужению — приносит просфоры, вино, возжигает свечи в алтаре. Во время богослужения пономарь возжигает и подает кадило, готовит теплоту, а также следит за чистотой и порядком в алтаре и храме.
Чтобы совершать все эти действия, пономарь должен знать службу, Устав. Для этого и книги, конечно, читать нужно, но и практический навык тоже помогает. Конечно, пономарь должен быть человеком нравственным, благоговейным, вести себя в алтаре так, чтобы совесть не обличала.
— Как Вы в начале своего церковного пути поняли богослужение? Ведь многие говорят, что они ничего не понимают в храме и потому на службу не ходят.
— Если есть желание понять, это уже залог успеха. Потом очень важно постоянство. Не нужно бояться задать вопрос священнику, прочитать книги по богослужебному Уставу. Мне очень помогло, что на протяжении довольно долгого времени я нес послушание пономаря и уставщика.
— Вам приходится координировать работу маленьких помощников. Как Вы относитесь к служению мальчиков и юношей в алтаре?
— Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, ребенок, помогая в алтаре, может раньше впитать то светлое и доброе, что дает богослужение. Ведь сама атмосфера храма воздействует благоприятно на душу. Но есть опасность, что ребенок может привыкнуть к святыне, потерять благоговение. Поэтому дети в алтаре требуют особого внимания. Нельзя их просто ввести в алтарь, чтобы они там сами как-то возрастали. Как для дерева в саду нужен садовник, иначе оно вырастет дикообразным, так и для души ребенка требуется воспитатель. В том числе и в храме.
Ребенок есть ребенок. Ему свойственно что-то не понимать, к чему-то относиться легко и поверхностно. И это легкое, поверхностное отношение к храму, к богослужению и в результате к Самому Богу тоже может сохраниться на всю жизнь. Поэтому я считаю, что дети должны помогать в алтаре, но спрос с них должен быть особый. Конечно, им нужно делать послабление, но не в поведении. При этом, безусловно, нельзя что-то требовать с ребенка, если ты этого не выполняешь сам. Дети должны видеть, что все присутствующие в алтаре стремятся к идеалу в богослужении. Очень опасно, если дети, потеряв благоговение, будут вести себя в алтаре, как на улице. Тогда из алтаря выйдут безбожники. А ответим перед Богом за это мы — те, на которых лежала ответственность за их воспитание.
Если ребенок в алтарь пришел, на него должно быть возложено послушание. Он должен за что-то отвечать, пусть за мелочь, но отвечать серьезно. Родители должны присмотреться, кому они отдают ребенка на воспитание. Если священник взял мальчика в алтарь и не спрашивает с него ничего, лучше ребенку будет не ходить в алтарь. Польза или вред для души ребенка будет от пребывания в алтаре, зависит, прежде всего, от воли взрослых, их ответственности.
— Как Вы думаете, с какого возраста детей стоит вводить в алтарь? Или это все очень индивидуально?
— Нет универсального ответа на этот вопрос. Это как, например, с исповедью. Установлено, что дети начинают исповедоваться с семи лет. Но бывают случаи, что подходит к аналою пятилетний малыш, но он уже читает молитвы, кается, переживает. А есть восьмилетние, которые еще не совсем понимают, что такое грех. Я думаю, в алтарь нужно брать мальчиков школьного возраста.
— Как вести себя родителям, чтобы их сын воспринимал помощь в алтаре не как тяжелую повинность, а испытывал радость, но при этом не забывал и об ответственности?
— Родители должны тоже чувствовать ответственность. Нельзя думать, что мы отдадим сыновей в алтарь, и они там превратятся в ангелочков автоматически. Родители должны сами молиться дома с детьми, беседовать с ними. Если видят, что ребенок не хочет идти в алтарь, нужно выяснить причину. Может, она и от храма не зависит. А может, в алтаре у него слишком маленькая нагрузка, и нужно дать ему еще какие-то поручения. Или, напротив, загрузили ребенка и требуют с него непомерных трудов. Думаю, во всем нужна золотая середина.
— А родители могут делать замечания по поводу поведения на службе, в алтаре? Могут ли советоваться с батюшкой и говорить ему о своих наблюдениях? Или ребенок попадает в алтарь и обретает там новых наставников, а родителей эта сторона его деятельности не касается?
— Родители в любом случае авторитетны для своих детей. И не надо питать иллюзий: вот его в стихарь одели — и все хорошо. Нужно понимать, что идет духовная борьба за сердце каждого из нас. В алтаре мальчик или не в алтаре, она не прекращается. Благодать в храме, конечно, дается человеку. Но она без наших усилий нас не спасает.
Нельзя устраняться от воспитания собственных детей. Нужно разговаривать со священником, самим исповедоваться, причащаться, молиться о своих детях. Родителям дается власть над детьми, а мы — священники, сотрудники храма — соработники Богу и людям, лишь их помощники.
— Как воспитывать у детей благоговение? Как Вы думаете, дети вообще способны слышать и понимать разговоры на высокие духовные темы?
— Конечно, способны. Нужно только палку не перегибать. Порой и пошутить можно немного, когда они устали и служба была долгая, порой нужно быть требовательным и серьезным. Дети чувствуют искренность, честность. Если в переходном возрасте подростки начинают баловаться, шуметь в алтаре, нужно делить их на группы, устанавливать череду. Не допускать того, чтобы их было много, чтобы им нечего было делать. Ребенка нужно постоянно занимать. В противном случае лучше, чтобы он в алтарь не попадал.
— А бывают ситуации, когда ребенка лучше отстранить от помощи в алтаре?
— Конечно, если мальчик стал вести себя там как-то неадекватно, его нужно наказать — то есть преподнести урок в воспитательных целях, показать, что он лишается радости, чести помогать в храме. Думаю, что так нужно делать. Конечно, от человека, от его семьи зависит, пойдет ли ему это наказание на пользу.
— Как Вы учите детей? Вряд ли с юных лет они читают серьезные книги по литургике.
— Провожу устные беседы, сделал для них специальные письменные подсказки, памятки. Требую, чтобы у каждого был блокнот, куда поначалу пономарь записывает ход службы, замечания. Кто относится к этому прилежно, быстро изучает службу. Это еще и от воспитания зависит — помогает ли ребенок дома в уборке, приучен ли он к труду. Если да, то и нам с ним в алтаре легче.
— В наши дни очень многие матери вынуждены в одиночку воспитывать сыновей. И отдавая мальчика в алтарь, они стремятся восполнить недостаток мужского воспитания. Как Вы думаете, их ожидания оправданны?
— Отчасти да. Конечно, воспитание дает семья, и отца священник не заменит. Но если батюшка горит душой, то он может закинуть семена веры в душу мальчика, стать для него положительным примером.
— Взрослому тяжело совмещать выполнение внешних действий и молитву, а ребенку возможно ли?
— Опять-таки зависит много от родителей. Если мама учит его молитве, то можно. Священник должен напоминать, что алтарь — место молитвы. Хотя с детей, конечно, спрос другой. С них не требуются молитвенные стояния, подвиги, просто внимание, доброе расположение. А самое главное послушание для него — выполнять четко внешние действия, чтобы священнику не мешать, а помогать молиться.
— Как становятся пономарями?
— Для этого недостаточно одного желания ребенка. Ему сначала нужно объяснить суть этого послушания. Затем подойти за благословением к настоятелю. А потом можно и попробовать потрудиться на этом поприще.
— Юный пономарь обязательно становится в будущем священником?
— Не обязательно. Время пономарства дается мальчику, юноше, чтобы он мог понять, хочет ли посвятить свою жизнь служению Церкви. Если да, то этот опыт очень пригодится ему в будущем. Но он может избрать и другой путь, и никто его не осудит за это. Он станет просто добрым христианином, мирянином, который будет служить Богу и людям на ином поприще. Никто свободу выбора мальчишек не ущемляет. Можно вообще всю жизнь помогать в алтаре. Есть ведь даже в наших святцах святые пономари.
Беседовала Марина Шмелева
14 апреля 2014 г.