Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Послужить Церкви

Образцом для пастырей и архипастырей можно назвать святителя Николая Чудотворца. Десять лет назад в день его памяти состоялась хиротония епископа Покровского и Николаевского Пахомия. Десятки хиротоний священнослужителей после этого совершил он сам. Как обычный мирянин становится пастырем, а главное – как понять и принять этот путь? Об этом, а также о служении мирян мы говорим с архипастырем.

– Владыка, Вы часто говорите: «священник моего призыва» или «моего рекрутского набора». Много ли таких «рекрутов» появилось за 10 лет существования епархии?

– За десять лет в моей жизни происходило много интересных встреч с людьми, и в том числе с теми, кто принимал решение стать пастырем. Рукополагать священнослужителей – первая обязанность архиерея. Ведь архипастырь по сути тот же священник, его отличительная особенность лишь в том, что он может совершать Таинство Священства. По долгу службы я должен таких кандидатов выискивать, рукополагать и направлять на служение. И не оставлять затем – наставлять, поддерживать, а порой и наказывать, к сожалению.

Несколько десятков человек мне удалось за это время рукоположить. Это не очень много, но это живые, искренние люди, стремящиеся послужить Богу. Они разные – есть и молодежь, поступившая в семинарию после школы. А есть и те, кто прожил довольно долгую жизнь в миру, состоялся профессионально, семейно, как личность и в определенном возрасте задумался о служении Церкви.

– Как понять, что обычный прихожанин – молодой или зрелого возраста – находится в той точке выбора, когда ему не хватает лишь небольшого толчка, чтобы изменить свою жизнь?

– Трудно ответить на этот вопрос. Это чувствуешь во время общения. А лучшее общение – совместная молитва во время богослужения. Я езжу по разным приходам, бываю во всех уголках нашей епархии. Знакомлюсь с возможными кандидатами, говорю о них с духовенством. Замечаю людей, которые готовы принести пользу Церкви, причем порой они даже сами о себе этого не знают. Затем эти люди поступают в семинарию, учатся, потом я их рукополагаю и отправляю на служение на приходы.

Архиерей настроен на поиск новых кадров, и не только священнослужителей. Многие сотрудники, которые несут свое служение на приходах или в епархиальном управлении, тоже ведь моего призыва (улыбается). И сегодня они служат Богу и людям своими талантами. Задача архипастыря – дать людям такую возможность.

– Иногда ведь эти люди – и пастыри, и миряне – сами даже не помышляли о таком служении. То есть Вы в них увидели то, чего они сами в себе не видели…

– Да, некоторые батюшки, которые сегодня известны в нашей епархии, которых любят люди, несколько лет назад даже не догадывались, что такая перемена в их жизни может произойти (улыбается). Человек погружен в жизненные обстоятельства, часто жизнь его идет по накатанной. А со стороны ее можно увидеть совсем по-другому.

В этом году мы отмечаем десятилетие епархии, подводим некоторые итоги. И порой люди задают мне вопрос: «Как же Вам удалось сделать так много за эти десять лет?» Но один человек в принципе не может ничего сделать, все, что удалось за это десятилетие – это плод трудов колоссального количества людей – большой и настоящей семьи, ведь церковная жизнь объединяет.

– В одном из интервью Вы сказали, что сожалеете о том, что уходят «белые платочки» – церковные бабушки, носители веры, церковной культуры и православных традиций. Скажите, кто приходит им на смену, каков портрет современного прихожанина?

– Всегда в таких случаях я вспоминаю меткую шутку митрополита Питирима (Нечаева) о том, что наши бабушки бессмертны. А ведь это и правда так: церковная жизнь циклична – на смену одним прихожанам приходят другие. И мир будет существовать до тех пор, пока хотя бы один человек будет по-настоящему искать спасения.

Наши прихожане – это очень разные люди. Старшее поколение, те самые бабушки – очень простые, непритязательные, много потрудившиеся на своем веку. Конечно, со своими привычками и взглядами на жизнь. Те из них, кто пришел к Богу в советское время, сохранил верность Церкви в очень непростой период нашей истории. Молодежь уже об этом и не помнит. А ведь было время, когда в Саратовской области были закрыты храмы – все до одного. Только после войны у нас в Заволжье открыли несколько храмов. Несмотря на притеснения, на насмешки, люди ходили в эти храмы и как могли сохраняли Православие. И мы должны сохранять это наследие и быть благодарны тем, кто его передал.

Церковь богата традициями. Мы должны перенимать опыт старшего поколения и передавать его молодым. Если ты пришел в храм и ничему не учишься у старших, доброго, скорее всего, из этого не получится.

Старшее поколение уходит, от этого становится грустно и скорбно. Ведь что-то мы безвозвратно теряем. Но в то же время за последние годы в храмы пришло очень много молодых людей. Когда наблюдаешь за открытием прихода, строительством храма, становишься свидетелем не только внешних, но и внутренних процессов – как этот храм начинает наполняться новыми людьми. Приходит молодежь, потом в их семьях рождаются детки, вырастая, они учатся в воскресной школе и помогают батюшке в алтаре. Этот процесс удивительный, видеть его – большое счастье.

За эти годы мы открыли много приходов – и в районных центрах, и в селах. И точно нет ни одного из них, который был бы невостребованным. Напротив, сегодня мы испытываем кадровый голод – духовенства не хватает. Бывает часто, что один священник окормляет целый район, и жизнь его наполнена массой забот. Он служит, строит, общается. Это настоящая жизнь, которая приносит радость.

 

***

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении епископского жезла Преосвященному Пахомию (Брускову), епископу Покровскому и Николаевскому:

«Позлащенные праздничные ризы, по традиции приличествующие твоему сану, будут блеском своим скрывать от мира тяжесть архиерейского служения. Эту тяжесть сможешь почувствовать только ты, и никто другой, ибо никому другому не дано будет нести твой личный архипастырский крест. Символом этого крестоношения является архиерейский омофор, являющий образ заблудшей овцы, которую Пастырь Добрый принимает на свои плечи, чтобы спасти от волка лютого и принести в дом Отчий (см.: Лк. 15, 4-7). И потому, по примеру Небесного Пастыреначальника, потерявшуюся овцу отыщи, угнанную возврати, пораненную перевяжи, больную укрепи (см.: Иез. 34, 15-16).

Неукоснительно держись канонов церковных, научая клириков своих и народ Божий твердому стоянию в православной вере, верности Преданию Церкви, готовности хранить ее соборное единство перед лицом ложных мудрецов и расколоучителей.

Поволжье, эта традиционная житница России и малая родина многих наших святых, сильно пострадало в страшные годы атеистических гонений в XX веке. На протяжении десятилетий планомерно уничтожались храмы и монастыри, а из сознания народа вытеснялась вера в Бога. Возрождая полнокровную церковно-приходскую жизнь во вверенной твоему попечению епархии, старайся убедительным словом и личным благочестивым примером приводить людей ко Христу, свидетельствуя о непреходящих евангельских ценностях…»

Марина Шмелева
Поделиться в: