Апостол Пермской земли
Известно немало проповедников, открывших для себя истину христианской веры и обративших в христианство целые народы. Церковь прославляет их в лике равноапостольных. 9 мая мы вспоминаем одного из них — святителя Стефана Великопермского, ревностного миссионера, мудрого пастыря, да и просто искреннего христианина, из любви к Богу и к людям принесшего спасительную весть в дикие языческие края.
Будущий святитель родился в Великом Устюге около 1340 года в семье пономаря. Когда его матери было три года, ее встретил на церковной паперти блаженный Прокопий, Устюжский чудотворец, и, поклонившись до земли, сказал: «Се, грядет матерь великого мужа, епископа и учителя Пермского». В то время Пермский край был полностью языческим, и невозможно было даже представить, что там будет основана православная кафедра, но пророчество святого исполнилось в точности.
Стефан сознательно избегал детских шалостей и игр, которыми увлекались его сверстники, считая это пустой тратой времени. Он быстро освоил грамоту и стал помогать отцу, исполняя должность чтеца в соборной церкви Успения Божией Матери.
В 1365 году будущий святитель переселился в Ростов, где поступил в монастырь святого Григория Богослова, чтобы приготовиться к прохождению миссионерского служения. Вскоре он принял постриг с тем же именем Стефан.
Обитель славилась богатой библиотекой, и юный инок с ревностью взялся за изучение книг. Чтобы пользоваться Священным Писанием и творениями отцов Церкви, он изучил греческий язык. Строгой подвижнической жизнью укреплял себя для великого дела, которое было назначено ему исполнить.
Готовя себя к духовно-просветительской миссии в зырянском крае, будущий святитель в 1375 году составил свою знаменитую зырянскую азбуку — Анбур (Абур), названную им так по первым двум буквам. Используя ее, он перевел основные богослужебные книги с греческого на зырянский язык. Этот выдающийся труд Стефан предпринял с целью создания национальной зырянской Церкви. Именно поэтому он вышел на проповедь с созданной им зырянской азбукой, со своими переводами Литургии и части Священного Писания. Уважая самобытность зырян, он обращался к ним на их родном языке.
Зырянская письменность, созданная святым Стефаном, просуществовала три столетия. В XVII веке она была вытеснена письменностью на славянорусской основе. Интересен тот факт, что стефановским письмом в качестве тайнописи пользовались и московские писцы XV–XVI веков — в рукописях того времени встречаются приписки, сделанные древнепермскими буквами, но на русском языке. В наше время даже созданы компьютерные шрифты на основе стефановской азбуки для операционной системы Windows.
За четырнадцать лет пребывания в монастыре-затворе святой Стефан полностью подготовил себя к апостольскому служению. Осенью 1379 года по благословению Коломенского епископа Герасима он отправился в Пермский край. Святому проповеднику было 40 лет.
Стефан много слышал о Пермской земле и знал, что это — дикий край, еще не тронутый христианской проповедью. Населяли его люди, приносившие жертвы идолам, занимавшиеся волхованиями и колдовством.
Миссия пермского просветителя началась с г. Пырас (ныне г. Котлас). Встретили его крайне враждебно: схватили и окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной. Кроткий вид и бесстрашие святителя обезоружили язычников.
Везде, где бывал, святой Стефан строил церкви и часовни, уничтожая языческие кумирни — избы, увешанные шкурами дорогих зверей в виде приношений богам. Святой рубил «обухом в лоб» идола и, расколов на мелкие щепки, сжигал вместе со всем пушным богатством. Разрушение кумирен было практическим доказательством бессилия языческих богов. Показывая беспомощность рукотворных идолов, не способных и самих себя защитить, святой Стефан устраивал взамен кумирен места истинного христианского поклонения. Так в Усть-Выме появляется церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с умножением паствы — и другие храмы в селениях зырян.
В словесных поединках с местными волхвами, стоявшими за свою архаическую веру и обычаи, святой проповедник неизменно выходил победителем. Его убедительные проповеди на родном для зырян языке, терпение, бесстрашие, непоколебимая твердость характера — все это располагало к нему язычников, и многие из них обращались в христианскую веру. Повсюду он призывал их оставить языческие заблуждения: «…Зачем поклоняетесь вы идолам, и почитаете их, и богами называете их, истуканов идольских? Кумиры ваши — это куски дерева бездушные, дело рук человеческих… А христиане веруют в Бога, и чтут, и славят Его. И я вам говорю, что Он есть истинный Бог, и нет инаго Бога, кроме Него…». Всех крещеных, взрослых и детей, он обучал изобретенной им грамоте и наставлял читать Часослов, Осмогласник, Псалтирь и «прочие книги».
Но было и немало тех, которые отвергли его и от которых пришлось святителю претерпеть немало скорбей и поношений. Неоднократно святого пытались сжечь, однако Господь всегда хранил Своего угодника. Однажды состоялся спор святого Стефана с волхвом Памом, «знаменитым кудесником, знахарям старейшиной». Святой Стефан и Пам, взявшись за руки, должны были пройти через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спуститься через одну прорубь, а подняться через другую). Однако волхв отказался и потерял свой авторитет среди народа. Люди в негодовании отдали его святителю со словами: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть», но святой отпустил Пама.
Посрамлением волхва Пама язычеству в Перми был нанесен решающий удар. «Тогда захотели креститься некрещеные пермяне. И собрались к нему люди во множестве, народ, мужчины, женщины и дети».
В 1383 году Стефан был назначен первым епископом новой Пермской епархии. Поставление в архиереи святого Стефана оказалось неожиданным для него. «Не добивался он владычества, не вертелся, не старался, не выскакивал, не подкупал, не давал посулы…» — пишет автор его жития.
После возведения в сан он вернулся к своим прежним делам: дерзновенно проповедовал слово Божие, обращал и крестил язычников. «И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и святые церкви ставил им и освящал, иконами украшал и книгами наполнял, и монастыри устраивал, и в чернецы постригал, и игуменов им назначал, священников-попов и диаконов сам поставлял…»
Епископ Стефан создавал школы, странноприимные дома и богадельни, основал ряд монастырей: кроме Михаило-Архангельского в Усть-Выми, Архангельский в Яренске, а также два — Спасский и Стефановский — в районе Усть-Сысольска (ныне г. Сыктывкар). На реке Печора существовал Троицкий монастырь, основанный также святителем Стефаном. В этом месте находится ныне г. Троицко-Печорск, центр самого юго-восточного района Республики Коми. На реке Верхней Вычегде он основал пустынь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Таким образом, за время своего миссионерства святитель Стефан сумел охватить своей проповедью не менее трети нынешней Республики Коми, т. е. территорию, равную, например, Греции в ее нынешних границах.
Епископу Стефану пришлось заботиться не только о делах духовных. Приходилось также защищать епархию от врагов внешних — нападения вогуличей, новгородцев, вятчан и местных разбойников. Распространяя евангельскую весть, апостол зырян никогда не прибегал к насилию, а действовал лишь словом и силой своей веры. И этим он стяжал себе любовь просвещенного им зырянского народа, в памяти которого он остался не просто как первосвятитель, а как народный герой.
Скончался святой 9 мая 1396 года в Москве и был похоронен в северном приделе кремлевской церкви Спаса на Бору. В 1472 году известный агиограф Пахомий Серб в знак почитания написал службу святителю Стефану. Для общецерковного почитания святитель Стефан Пермский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.
До нашествия поляков его мощи хранились открытыми, но затем были утеряны. Рядом с гробницей находился и епископский посох Стефана, который с 1849 года и по настоящее время хранится в запасниках Пермского краеведческого музея. Посох представляет собой палку из лиственницы длиной около 1,5 метров, украшенную пластинками с резьбой по кости.
Сегодня герб Перми хранит память об исторической миссии святителя Стефана. Его геральдическое описание гласит: «В червленом (красном) поле серебряный идущий медведь, несущий на спине золотое Евангелие и сопровождаемый во главе щита серебряным уширенным крестом». Именно евангельским светом просвещал святой Стефан суровых язычников.
Так вместе с Христовой верой в совершенно дикой стране зажегся очаг христианской культуры. Все могло бы быть иначе, если бы однажды не появился на свет человек, расслышавший в своем сердце призыв Спасителя: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам… (Мф. 28, 19–20).
Полосу подготовила Наталия Бондаренко
8 мая 2014 г.