Евангельские мотивы
Произведения многих русских писателей невозможно понять без Евангелия. И дело не в том, что писатели цитируют Священное Писание, они создавали христианские по духу произведения, наполненные евангельским смыслом. Как сказал в своем выступлении, посвященном русским писателям, епископ Покровский и Николаевский Пахомий: «Евангелие, а если шире сказать, то и все Священное Писание, придает совершенно иное, гораздо более глубокое измерение любому тексту, связанному с ним смысловыми нитями. Недаром слово “Библия” переводится просто – “книги”».
Книга про каждого из нас
У Антона Павловича Чехова есть рассказ «Пари», герой которого заключает пари с богатым банкиром и добровольно разрешает заточить себя на 15 лет, после чего получит большое вознаграждение.
Находясь в полном одиночестве, молодой человек прочитывает гору самых разных книг, учит иностранные языки, музицирует. Но на десятом году своего заключения просит принести ему Евангелие и в течение целого года читает только эту небольшую книгу, чем очень удивляет наблюдавшего за ним банкира. Но самое удивительное происходит потом. После прочтения Евангелия узник меняется настолько, что его перестает интересовать обещанная награда. Она оказывается ненужной, потому что ему открылась правда Божия, как евангельскому купцу, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13, 46).
В другом своем рассказе – «Студент», который Чехов особенно любил, он повествует о студенте духовной академии Иване Великопольском, который в Страстную Пятницу голодный, замерзший, в мрачном настроении возвращается домой и встречает у костра двух простых женщин. В этот момент он вспоминает о том, как апостол Петр, так же греясь у костра, трижды отрекся от Христа. Иван находит такие слова для рассказа этой евангельской истории, что женщины начинают плакать. «Студент подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». После этой встречи настроение семинариста меняется, и «радость вдруг заволновалась в его душе… и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Чему же так обрадовался студент, ведь усталость, голод, холод и бедность никуда не исчезли? Наверное, это была первая проповедь семинариста, она дошла до сердец простых женщин, и он осознал свою нужность и правильность выбранного в жизни пути.
После разговора с женщинами Ивану «показалось, что он только что видел оба конца цепи», которые соединяют всех людей в мире. Как сказал игумен Нектарий (Морозов): «Евангелие – это книга про каждого из нас». И про тех, кто жил тысячи лет назад, кто живет сейчас и кто будет жить.
Некоторые биографы Чехова утверждают, что он не был верующим человеком, но с этим трудно согласиться, потому что внутренний духовный мир писателя виден через его героев. Так описать радость своего героя, которому открылся истинный смысл жизни, его правда и красота, мог только человек, который сам испытал это чувство. Чехов хорошо знал и любил Церковь с детства, он был воспитан в строгой благочестивой семье, не пропускал церковных праздников и, по воспоминаниям брата, в пасхальную ночь всегда был в храме.
Образ кротости и смирения
Другой классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев признавался, что он далек от Церкви, но в «Записках охотника» писатель не только воспел красоту русской земли, но и, по словам поэта Ф.И. Тютчева, «изобразил человеческую жизнь со всем, что в ней есть сокровенного». Земляк Тургенева Н.С. Лесков испытал настоящее потрясение, впервые прочитав тургеневский цикл. Один только поразительный рассказ «Живые мощи» показал, как понимал и любил писатель душу верующего человека, живущего по Евангелию.
Из рассказа мы узнаем о дворовой девушке Лукерье, которая в прошлом была «первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!». Все это забрала страшная болезнь, лишившая ее здоровья, молодости, простого человеческого счастья. Но Лукерья не роптала на Бога, напротив, говорила о радостях своей жизни в амшанике, предназначенном для пчел, в котором она, почти всеми забытая, лежит уже несколько лет: «А у иного и пристанища нет! А иной – слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все».
Она признает, что поначалу была в унынии от своих телесных недугов, но и это ей удалось преодолеть. Лукерья – настоящий образ кротости и смирения, как и завещал Христос: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). До случившегося несчастья она была помолвлена, ее бывший жених нашел себе другую жену, и Лукерья искренне рада и благодарит Бога за то, что все у него в жизни сложилось хорошо. Ни зависти, ни злобы нет в ее душе – только любовь, которая не завидует… не ищет своего… не мыслит зла… все покрывает… все переносит (1 Кор. 13, 4–7).
Оторванная от жизни, она боится согрешить даже в помыслах – «Не думать, а пуще того – не вспоминать», на что священник отец Алексей, исповедующий ее, смеется и говорит, что грех ее не велик. Смирение Лукерьи так сильно, что она даже боится докучать Богу своими молитвами, полностью подчинившись Его воле: «О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал Он мне крест – значит, меня он любит». В этих словах для меня раскрыты сразу два евангельских стиха: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны (Мф. 6, 7); если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Даже деревенские люди говорят о ней: «Сама ничего не требует, а, напротив, – за все благодарна». Господь послал Лукерье тяжелое испытание, но Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его (Мф. 11, 12). Жизнь героини, полная смирения и подчинения воле Божией, – прямая иллюстрация к евангельскому учению. Это уже не жизнь, а житие святого человека, душа которого устремлена к Небу.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»
Вне евангельского представления о добродетелях, о главной заповеди любви к ближнему невозможно понять поведение мужика из «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Наделенный умом, трудолюбием, смекалкой мужик безропотно подчиняется абсурдным требованиям глупых, ленивых генералов, которые, попав на необитаемый остров, ни о чем не могут думать, кроме еды. Но жертвенность, щедрость, покорность воле Божией и любовь к ближнему – эти качества отличают христианина. В произведении сатирика нет явных евангельских мотивов, но я вижу в мужике настоящего христианина. Он жил по заповедям Божиим, главные из которых: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39); Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5).
Христос призывал людей не к социальному равенству между богатыми и бедными, а к духовному равенству перед Богом. Он учит смирению и любви к ближнему, уподобив оказание помощи нуждающимся, как Ему Самому. И если у христианина есть возможность помочь немощному человеку, он должен прийти на помощь, видя в каждом человеке образ Божий. В этом и заключается тайна христианской любви.
Нина Захарова
23 декабря 2021 г.