Святитель Василий Великий. В назидание современнику
Святитель Василий Великий, как писал о нем святой Амфилохий Иконийский, принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим. Память архиепископа Кесарии Каппадокийской Церковь совершает 14 января.
О счастье и несчастье
Как приятные и для многих желательные вещи, постоянства и твердости в себе не имеют, так и все печальные приключения долго и непоколебимо пребывать не могут, но все, как бы волнению некоему и нечаянным переменам подвержено. Ни здравие телесное, ни юности цвет, ни изобилие дому, ниже прочее житейское благополучие долго пребывает, но в тихом спокойствии жития сего ожидай некогда и бури вещей: приидет бо недуг, приидет убожество, ибо ветр не всегда созади дышет. И самого славного и по всему подражания достойного мужа нечаянное нещастие нередко постигает, и непредвиденные обстоятельства, аки ветренные некие бури все благопоспешество житейское возмущают. Учащение зол, аки волны тебе суть, едина за другой восставая. Но увидишь некогда, что и сие прейдет в веселие, и в приятную тишину пременится. Как не возможно морю в одном и том же состоянии долго пребыть, которое теперь видится тихо и постоянно, мало же после усмотришь оное от сильных ветров волнуемое, а кипящее волною в глубокую тишину скоро прелагается, так и житейские вещи удобно на обе страны превращаются. Того ради благоустроитель потребен есть, да и в тишине житейской, когда вся по желанию бывают, переменам внемлет, а не аки в бессмертных, в настоящих почивает, и в злополучном состоянии не отчаявается, да не излишнею печалию пожерт бывши погрузится. При всем же сем кормчий не может сам устроить в мори тишины, когда хощет, а нам небурное житие себе сотворить легко можно, когда только от страстей наших внутрь нас воздвизаемые волны укротим, и духу нашему от всех внешних приключений не попустим быть побеждаему. поелику чрезмерно пекущиеся о жизни, так как тучные птицы, вотще крыла имущия, купно с бескрыльными животными по земли пресмыкаются.
О терпении
нещастия некогда людям для искушения душ приключаются, чтоб чрез сие испытана была добродетель, как богатых, так и бедных. Здесь оба они искушаются терпением: и в сем случае ясно видеть можно богатого, когда имеет он щедрость и братолюбие, убогого же, когда произносит благодарение, а не хулу, потому что с переменою жития вскоре переменяются у людей и самые нравы. Как кормчего погода, подвижника поприще, полководца сражение, великодушного нещастие, так христианина показывает искушение. Как труды в сражении употребленные, подвижникам приобретают венцы, так христианам во искушениях непоколебимость подает совершенство, когда все от Господа ниспосылаемое с пристойным терпением благодарности исполненные приемлем.
Не будь малодушен, но уповай на Бога. Неужели не видит Он нашей крайности, конечно имеет Он пищу в руках, но дать медлит, чтоб показать твое постоянство, чтоб открыть мысли, не таковые ли они, каковые у безумных и неблагодарных бывают.
О молитве
Не допускай, чтобы половина жизни твоей в бесчувственном сне без пользы оставалась; но и ночное время раздели себе на сон и молитву; да и сон самый будет тебе размышлением о благочестии; ибо сонные мечты часто бывают, аки бы отзывами некиими дневных упражнений. Что убо блаженнее есть человека купно с начинающимся днем на молитвы поспешающего, и песньми и пениями Создателю своему честь возсылающего, потом солнцу уже воссиявшу на дело свое обращающегося, соприсущей повсюду молитве, аки соли вкусность деланию придающей? поелику утешения содержащияся в песнях духовных веселым и беспечальным соделывают души состояние. Молитвы пред ядением должны быть достойны даров Божиих, которые ныне подает, и которые хранит для нас в будущее время. По ядении должны благодарить за принятие даемых, и просить обещанных благ, молитва же благая есть та, которая влагает в душу ясное о Боге понятие. И сие, то есть Божие, в нас пребывание, чтоб в памяти иметь живущего в нас Бога. Таким образом, бываем мы храмом Божиим, когда земными попечениями всегдашняя о Боге память не пресекается, ниже нечаянными страстьми ум смущается, но от всего удалившись, любим только одного Бога, и к Нему прибегая, изгоняем страсти побуждающия нас к невоздержанию, и пребываем во упражнениях к добродетели ведущих. Итак, что другим есть утро, то упражняющимся в благочестии полунощь, ибо тогда наипаче подает спокойствие душе нощная тишина, когда ни очи, ни уши вредительных слышаний, или зрений в сердце не допускают, но един ум с Богом пребывая, исправляет себя воспоминанием грехов своих, и предел положив ко уклонению зла, просит от Бога споспешествования к совершению желаемого.
О печали
Печалию, яко огнем злато, искушается душа, и истинные оскорбления добре предуготовившим себя служат, как бы некоторою пищею, или подвижническим упражнением, ко отеческой славе подвижника возводящия. Чрезмерная же скорбь виною бывает греха, когда печаль совсем погружает мысль, уныние же приводит оную в пропасть, а недоумение рождает неблагодарность. Итак, срамно есть благодарить токмо в благоденствии, молчать же в печальных и прискорбных случаях, но в сих еще паче надлежит воссылать благодарность, ведая, что, его же любит Господь, наказует. (Евр.12:6). Также избавляет от скорби Святых Бог, не без искушения их оставляя, но подавая терпение. Ежели скорбь терпение соделывает, (Рим.5:3), терпение же подает искус, то отрицающийся скорби, искуса себе лишает. И как никто без противоборца не венчается, так ниже искусен кто явитися может, разве чрез скорби, от всех убо скорбей избавит их, то есть, праведных Господь, не аки бы скорбети им не попущал, но что со искушением дарствует им и силу к понесению оного. Глаголющий же, что недостоит имети скорби праведному, то же глаголет, что и подвижнику непристойно иметь противоборца.
А поелику приобщение воплей подает некоторое утешение плачущим, сего ради не неприлично есть скорбеть и о нещастии других. Ибо чрез сие снищешь себе любовь у страждущего, ни веселым себе являя при бедствиях других, ниже без жалости снося чужое нещастие.
О генве и вражде
Весьма предосудительно Христианину готову быти на отмщение, и всяким образом тщатися о равном воздаянии оскорбившим. Ибо, как может научить другого, чтоб никому зла за зло не воздавать, тот, который сам всячески старается отмщевать, и взаимные причинять досады раздражившему его, не подражая кротости Давида глаголющего: аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощ? (Пс.7:5). Итак, должно тебе, Христианин, свирепое и безумное движение духа удерживать, представляя в пример блаженного Давида, как он кротко претерпел укорение Семеино, не дал времени гневу подвигнуться, вознося мысль к Богу, и глаголя: яко Господь рече Семею проклинати Давида. (2Цар.16:10). Он, будучи нарицаем мужем кровей, и мужем беззаконным, не стужал ему, но себе смирял, аки бы достойно укорение на него произносимо было. Тем паче, что всякое обличение, явно обличаемого касающееся, заставляет его совестию терзаться, поелику представляет ему студ греха; так что много благодетельствует тому, который своих преступлений не чувствует, приводя его к чувствию и истинному раскаянию.
Когда, о Христианин, увидишь гневливого изощряющего зубы, то помысли, что сей человек подобен вепрю, внутреннюю ярость скрежетом зубов показующему. В злых противоборствах нещастнейший есть тот, кто побеждает; поелику отходит с вящшим грехом, ты же ярость твою устремляй точию противу змия.
О зависти и злобе
Как тля тлит пшеницу, так зависть растлевает дружество. Сколько зависть не свойственна благости, столько, напротив, прилична она диаволу. Ржа железо, а зависть погубляет душу, в коей обитает. Ехидны породившую их утробу, разъедая, рождаются; подобно и зависть душу, в которой рождается, снедает. Завистливый единые отрады злобе своей ищет, когда бы увидеть кого из завидимых им упадша. Вся цель зависти состоит в том, чтоб завидимого из благополучного бедным, и из щастливого нещастным видеть. Тогда завистливый примиряется и другом творится, когда увидит другого слезяща, когда плачуща узрит, с благодушствующим не веселится, а с плачущим купно слезит, и о перемене жития, из чего во что прешел, сожалеет, не от человеколюбия и сострадания похваляя прежнее его благосостояние, но дабы тяжчайшим падшему учинить злоключение.
Почему многия рыбы, без опасения плавая, аки к камню, к полипу приходят, и готовою добычею коварному сему зверю бывают. Таковых нравов суть те, которые всегда предержащим властям ласкательствуют, ко всякому случаю приноравливаяся, и ниже в одном и том же расположении духа всегда пребывают; но непрестанно различные виды на себя приемля, во угождение каждого мысли свои переменяют. От таковых людей как уклониться, так и от вреда их себя предостеречь трудно, потому что под видом дружества ухищренная злоба в сердце их глубоко сокровенна бывает. Они, питая ненависть в сердце, наружно любовь показывают наподобие находящихся в мори камней, которые сокровенны, будучи в воде, нечаянное зло не предвидящим причиняют. Почему не надобно при клеветах молчать, не для того, чтобы отражением оных себя защищать, но дабы не дать распространиться лжи, и не попустить обольщенным претерпеть вреда. Ибо клеветник трем купно вред наносит, во-первых, оклеветываемому, во-вторых, тому, пред кем оклеветывает, третие, напоследок, себе самому. Итак, когда знаем, что клеветать и поносить кого-либо невоздержным языком и несмысленным разумом, есть дело людей злобных и враждолюбных, напротив же сего, признаваемым злыми по причине наносимые клеветы со всяким тщанием стараться ложь доказательствами опровергнуть, есть дело мужей целомудренных, которые сами о себе добре промышляя, безопасность многих за велико почитают. Первых убо да избегаем злобы, последних же добродетели да ревнуем в чаянии получения будущих благ о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Святитель Василий Великий
14 января 2022 г.