Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Рождества Христова

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова. Его мы ждали 40 дней, готовились постом, молитвой и, наконец, дожили и встречаем торжество. Эту радость, это утешение – для нашей Церкви и для каждого из нас. Я хотел бы всех вас поздравить с этим праздником и поблагодарить – за молитвы, за труды, за внимание к храму.

Рождество – это событие, которое случилось две тысячи лет назад, но и сегодня оно имеет огромное влияние на всю историю человечества, на всех людей – верующих и нецерковных, близких к храму и далеких от него. Независимо от своих убеждений, на самом деле, вся культура нашей цивилизации (по крайней мере, европейской) в той или иной степени связана с христианскими ценностями.

Когда в Вифлееме, куда Иосиф и Мария пришли, чтобы поучаствовать в переписи населения, они не нашли себе пристанища в жилище человеческом и остановились в вертепе, где пастухи держали свой скот, там родился Христос. Сегодня мы слышали евангелиста Матфея. Евангелист Лука более подробно описывает события Рождества Христова. Он говорит о том, что во время Рождества Христу пришли поклониться волхвы, пастухи; волхвов сопровождала звезда. Для каждого из нас все это многое значит, но часто ли мы задаем вопрос: почему все произошло именно так?

В этот вечер посреди храма лежит икона, которая является своего рода Евангелием, написанным красками. Часто на иконе может быть совмещено несколько исторических событий: события человеческой истории и Божественной, события земные и одновременно события небесные.

На иконе Рождества Христова мы видим тот самый вертеп, где родился Христос – пещера, вокруг горы, пустыня. Христос лежит в яслях, рядом с Ним Его Матерь. Тут же находятся те самые пастухи, которые пришли поклониться родившемуся Спасителю. Какое-то время Иосиф и Мария пробыли в Вифлееме, потому что им было нужно подождать своей очереди, чтобы поучаствовать в переписи.

Мы видим волхвов, которые приходят, это не в сам день Рождества Христова случилось. Некоторые толкователи считают, что Иосиф и Мария около двух лет пробыли в Вифлееме, отсюда, кстати, и приказ царя Ирода избить всех младенцев, которые были ниже двух лет, то есть он не знал точно, сколько уже Христос находится в этом мире и поэтому решил проблему кардинально.

Мы знаем, что во время пребывания в Вифлееме Матерь Христа и Иосиф носили Господа в Иерусалимский Храм, чтобы представить Его перед Богом, принести за Него жертвы. Затем, пробыв еще некоторое время в Вифлееме, они именно из этого города бегут в Египет.

Мы видим звезду. Как считают некоторые толкователи, это был Ангел Божий, который указывал путь волхвам.

Очень интересно, что в каждом персонаже, в каждой личности, которые изображены на иконе, иконописец пытается показать нам некий образ, которому мы должны следовать. Волхвы – это образ человечества, которое кланяется Господу; человечества образованного, глубокого, умного. Пастыри – это простые люди; неученые, многих вещей не знающие, но имеющие горячее сердце.

Мы видим, что на иконе и волхвов, и пастырей – по три человека, где же остальные люди? Иерусалим, как пишет евангелист, весь пришел в движение, но в Вифлеем никто не пришел. Ирод, заинтересовавшись Рождеством, видит в нем для себя опасность; он не желает разобраться, не желает выполнить то, что ему предписано, поклониться родившемуся Царю. Он думает лишь о своей славе, думает о власти, предпочитает убить Мессию, нежели столкнуться с Ним и испытать Его «конкуренцию».

Большинство людей – и это тоже, братья и сестры, хорошо видно, если мы оглядимся вокруг себя, – там, за воротами храма. Они заняты своими делами, повседневными заботами – не всегда плохими, не всегда греховными. Но, даже зная о празднике Рождества Христова, большинство наших сограждан, братьев и сестер, заняты подготовкой праздничного стола, украшением своего жилища, уборкой. И только небольшое количество людей собирается в храм, чтобы прославить Бога.

Богу нужно сердце человеческое. Конечно, традиции и праздник – это все замечательно, здорово, но без службы, без молитвы, без отдачи своего сердца Богу – праздник не праздник вовсе. Он проходит, а твое сердце остается пустым.

И вот, дорогие братья и сестры, совершая это торжество, взирая на икону, мы должны найти себя на этой иконе. Спросить себя: «На кого похож я? Могу ли я причислить себя к пастырям – простой человек, без лишних помыслов, не лукавый, труженик, работяга, который просто услышал, что запели ангелы, встал, оставил свое стадо и пошел поклониться? Если так – слава Богу.

Может быть, кто-то увидит себя в образе волхва – человека ученого, знающего, опытного; находящегося в возрасте, прожившего жизнь. Увидит себя как человека, который от знания, размышления пришел ко Христу. Таким людям бывает труднее, но, познав Христа, они более глубоко и более серьезно понимают веру, даже что-то пытаются развивать в церковной жизни.

Но, мне кажется, дорогие братья и сестры, что в большинстве своем, как бы это ни показалось вам странным, мы можем себя различить в еще одном персонаже. Иосиф Обручник – его часто вообще не замечают. Казалось бы – как можно себя сравнить с праведником, с тем, кто был хранителем девства Пресвятой Богородицы. А в этом есть определенная логика, и я попытаюсь объяснить, почему.

Если мы внимательно посмотрим на икону и вслушаемся в евангельский текст, то увидим, что было во время Рождества Христова, а точнее – за некоторое время до Рождества Христова. Какие мысли посетили старца Иосифа, о чем он размышлял? На иконе он изображен отвернувшимся от Вифлеемского вертепа. Рядом с ним стоит некий старец, которое что-то ему говорит, а Иосиф внимательно слушает. Пресвятая Богородица смотрит не на Христа, а на Иосифа. Старчик, который что-то шепчет Иосифу, – это диавол, он искушает праведника лукавым помыслом. Когда Мария зачала, Иосифа стали смущать мысли, «как такое может быть, если я не знал Ее, как Она может родить, ибо Она была Дева?». И вот, Ангел Божий явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20-21). Иосиф, будучи человеком простым и, самое главное, глубоко верующим, принимает эту мысль и перестает смущаться. Он просыпается и принимает Марию. И когда Христос рождается, он становится хранителем уже не только Марии, но и Самого Христа, бежит с Ним в Египет, воспитывает Его, учит Его ремеслу, учит Его каким-то житейским навыкам.

Это, братья и сестры, одновременно, очень возвышенно, но, одновременно, и очень просто. Мы тоже часто оказываемся в положении Иосифа, нам тоже часто что-то кажется, что-то думается, в голову приходят те или иные мысли, и не всегда мысли связанные с верой или с сомнениями в вере, нет. Просто человек устроен так, что, подумав о чем-то, увидев что-то, мы принимаем эту мысль, мы делаем ее главной в своей жизни, и за этой мыслью не замечаем, может быть, самого важного и самого главного. Мы забываем о ближних своих, порой мы даже теряем самих себя.

И вот когда Господь постучит в сердце, когда Он скажет: «Эй, остановись, задумайся о главном», – в это мгновение очень важно, подобно Иосифу, восстать от сна тревоги, сна раздумий разных, и сказать: «Господи, я с Тобой, я Твой, я иду за Тобой, я принимаю Тебя, и что бы это мне не стоило, я постараюсь быть верным Тебе».

Вот, дорогие братья и сестры, такие размышления, такие мысли посещают в канун Рождества Христова, когда мы собрались в храме, чтобы помолиться, совершить Всенощное бдение.

Дорогие братья и сестры, я сердечно хотел бы вас поздравить с праздником, пожелать вам помощи Божией, сил. Через несколько часов мы с вами снова соберемся в этом храме, чтобы совершить Литургию, причаститься Святых Христовых Тайн.

Я желаю вам сил, здоровья, чтобы эта ночь, эта радость, которую мы обретем, всегда будет в наших сердцах. Ждем всех вас на ночную службу, а тех, кто по тем или иным причинам не сможет прийти ночью, будем ждать завтра, с утра, на позднюю Божественную литургию. Еще раз с праздником всех поздравляю, храни вас Господь и Матерь Божия. Аминь.

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

 

 

 

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Поделиться в: