Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Отец Василий – один из тысяч

Память новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуют в первое воскресенье февраля. Около 1800 человек уже прославлено, их имена внесены в святцы. Но чувствует верующее сердце: у Бога в «книзе жизни» их имен не счесть. Жития новомучеников часто похожи: «Родился, получил образование, принял священный сан. Был оклеветан, отбывал наказания по ложным доносам… Забит, замучан, расстрелян». Но за каждым «не сдался на допросе, не признал вину, не проводил антисоветской агитации» стоит личный подвиг.

Унаследованное благочестие

Если мельком взглянуть на содержание хотя бы одного из томов книги «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века» игумена Дамаскина (Орловского), в глаза бросаются фамилии: Никольский, Успенский, Богословский, Смирнов, Дьячкова… А за фамилиями – то благородное происхождение и целый иерейский род, то намек на добродетель семинариста – будущего пастыря, то почитание церковного праздника или святого. И как трогает это сердце, и как заставляет задуматься о том, сможем ли мы, христиане XXI века, сохранить нашу веру и Церковь, прошедшую через столько испытаний.

Годы красного террора можно сравнить с массовым истреблением христиан в первые века от Рождества Христова. Богоборческая власть отдавала беспощадные указы об уничтожении лучших русских людей. Аппарат, занимающийся истреблением неугодных власти, возрастал, в концлагерях мучили голодом, непосильным трудом, заражали инфекциями, издевались, пытались выбить отречение от Христа. Только за 1922 год было расстреляно более 6000 священников и монашествующих.

В 1937 году по распоряжению Сталина был издан оперативный указ о расстреле всех, находящихся в тюрьмах и лагерях. Так появились стрелковые полигоны в городах и пригородах. Только за тот год на Бутовском было уничтожено 21 765 человек. В их числе – священномученик Василий Архангельский.

Священники Архангельские

Детство отца Василия проходило в благочестивой семейной обстановке, где наставником в духовном воспитании являлся отец – священник Михаил Архангельский, горячо любимый пастырь Покровской церкви села Русалкино. Отец Михаил имел незаурядные педагогические способности, он не признавал никакого насилия над личностью ребенка: ни розг, ни побоев, ни грубых окриков и резкостей в обращении с детьми. «Это был ласковый и необыкновенно нежный отец, который исправлял погрешности детей единственно сердечным и разумным внушением, всегда применяясь к их личным особенностям», – так вспоминал о нем священник Петр Ильинский.

«Правильное воспитание родителями детей посеяло в душах последних глубокую любовь и уважение к ним; движимые этой любовью, они с успехом прошли свое учение и потом навсегда остались крепко связанными теплым сердечным отношением со своим родным кровом», – писал отец Петр. Дети отца Михаила, уже будучи священниками, каждый год собирались на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в родительский дом, в родную церковь. И после смерти родителей, и во времена гонений братья неизменно сговаривались и съезжались со своих отдаленных приходов ежегодно к родному пепелищу.

По окончании семинарии Василий Михайлович был рукоположен во священника в 1902 году. Он одновременно состоял законоучителем в трех начальных земских школах, относящихся к приходу Успенской церкви Люблина. Накануне октябрьского переворота отцу Василию было 43 года, а его матушке 36 лет. Впереди их ждали тяжелые испытания… Батюшка остался пастырем прихода вверенной ему Успенской церкви до конца своих дней. Из этой церкви пошел он по пути, ведущему в Царство Небесное.

Бесстрашный проповедник

Очередной этап гонений на Церковь начался в 1929 году. В начале тридцатых годов власти, намереваясь закрыть храм и изгнать священника, предложили ему уплатить налог в виде сельскохозяйственной продукции. Отец Василий не мог этого сделать и был приговорен к трем годам ссылки. Он подал прошение о пересмотре дела и областным судом был оправдан.

В конце 30-х годов общественное мнение обрабатывали уже таким образом, чтобы создать представление о подготовке в стране широкого заговора духовенства, руководимого зарубежными центрами и направленного на свержение советской власти. Политбюро приняло решение о проведении массовых репрессий. В 1937 году были арестованы 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляны 85 300. Все эти события коснулись и настоятеля с приходом Успенской церкви Люблина Каширского. В 1937 году отца Василия обвинили в проведении контрреволюционной деятельности среди рабочих и крестьян и заключили в Каширскую тюрьму. Дома остались матушка и шестеро детей.

Допросы свидетелей, в том числе из бывших прихожан, продолжались с 17 октября по 1 ноября 1937 года. «Доброжелатели» доносили о каждом действии, которое могло «заинтересовать» советскую власть. В результате проповеднической деятельности отца Василия в церковь вновь приводят маленьких детей, приходят пионеры, молодые люди с местной фабрики. Было чем обеспокоиться. Несмотря на репрессии, священник продолжает проповедовать, а его паства посещает богослужения.

2 ноября 1937 года Каширское УНКВД выдвинуло обвинительное заключение. 14 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Архангельский был расстрелян через день, 16 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле».

Села Люблина с его Успенской церковью уже нет, как и тысяч приходов. Разрушены, разобраны до основания… но есть память – об этих церквях и их настоятелях, защищавших Церковь Христову от поругания и забвения, они до последнего своего часа исполняли свой пастырский долг и вели свою паству ко Христу.

Дар свободы исповедовать Православие и участвовать в таинствах мы получили дорогой ценой подвига новомучеников, их жертвой ради нас, ради сохранения зерен веры, могущих прорасти и дать обильные всходы. Научиться бы нам беречь это сокровище...

Татьяна Уютова
Поделиться в: