С заботой о храме
В День Святой Троицы несколько храмов нашей епархии отмечают престольный праздник. Среди них — Свято-Троицкий храм в Балаково — памятник архитектуры с богатой историей. А как сегодня живет его приход? Об этом мы беседуем с настоятелем этого храма и по совместительству благочинным Балаковского округа игуменом Амвросием (Волковым).
— Отец Амвросий, расскажите, пожалуйста, как Вы стали настоятелем Троицкого храма. Вы сами родом из Балаково?
— Нет, я родился на Дону — в Ростовской области. У меня был верующий дедушка, с которым в школьные годы я начал ходить в храм. Настоятелем храма в нашей станице был отец Иосиф Сухомлинский, ему было за 80, священство он принял еще в царские годы. Родители не были против того, что я в храм хожу, а вот в школе пытались перевоспитывать: ругали, домой приходили.
Вообще, на Дону храмов было меньше разрушено, в основном их просто закрывали. Наверное, потому, что власти даже тогда понимали, что казачество — это сила, и ее побаивались. До сих пор в станицах сохранились большие старинные храмы. Хотя, конечно, и там время гонений подорвало живую связь казачества и Церкви.
16 лет я прослужил священником в Казахстане. После чего переехал служить на Дон, в Ростовскую область, и прослужил там долгое время. В Саратовскую область переехал десять лет назад. Сначала год отслужил в Покровском храме Саратова, а затем Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит) направил меня служить настоятелем в Балаково в Свято-Троицкий храм и одновременно благочинным Балаковского округа.
— Какое впечатление произвел на Вас храм? Вам пришлось принять участие в его реставрации?
— Храм наш, величественный и необычайно красивый, построен в стиле русского модерна. Он по праву является памятником архитектуры федерального значения.
Троицкий храм передали Русской Православной Церкви в 1992 году в сильно изуродованном состоянии. Это храм-мученик, как и многие другие в нашей стране. Работы велись и в конце ХХ века, но значительный вклад в реставрацию храма был сделан уже при Владыке Лонгине: расчищен и отремонтирован подвал, покрыта медью крыша, сооружен новый иконостас, произведен капитальный ремонт всего храма.
В последнее время реставрация стала проходить более активно благодаря помощи Балаковского завода минеральных удобрений. Ведь силами одного прихода отреставрировать храм, так сильно поврежденный в советские годы, невозможно. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия для центрального храма в мае прошлого года был изготовлен новый иконостас, а в июне на колокольне появились новые купола.
Кроме храма нам передали еще и комплекс зданий недалеко от храма, в которых сейчас располагаются воскресная школа и административно-хозяйственные службы.
— Как известно, храм был построен в начале ХХ века старообрядцами. Современные старообрядцы не были против передачи храма православным? Ощущается ли сегодня религиозное влияние старообрядцев?
— К началу ХХ века в Балаково насчитывалось всего 20 тысяч жителей, часть которых составляли старообрядцы. Из всех храмов, которые были в городе, в советское время уцелел только Троицкий, старообрядческий. Но с просьбой вернуть храм обратилась Саратовская епархия. Я думаю, что сегодня у старообрядцев нет возможности восстановить и содержать такой храм.
В наши дни влияние старообрядцев в городе незначительно. Ведь бурное развитие Балаково связано с послевоенными стройками: ГЭС, АЭС, заводов минеральных наполнителей, резино-технических изделий, химического. На эти стройки ехали люди, как правило, далекие от Церкви: комсомольцы, ссыльные. Это наложило отпечаток на любое религиозное, не только старообрядческое, влияние. Я не раз замечал, что в городах, имеющих многовековую историю, говорить с людьми о вере гораздо легче. Люди живут здесь и знают, что тут их корни, что здесь жили их родители, деды, прадеды, поэтому отношение к своему храму, к вере гораздо глубже. А в тех городах, которые построили в годы больших советских строек, у многих людей нет духовной связи с этим местом.
— Из кого сегодня состоит приход вашего храма?
— Наш храм расположен в старой части города. Он отрезан от остальной территории с одной стороны — обводным каналом, а с другой стороны — Волгой, и теперь располагается в островной его части. Это создает неудобства в посещении храма. Прихожанам очень неудобно добираться, особенно по вечерам в будние дни. Но храм наш старинный, красивый, в нем находится мощевик с частицами мощей разных святых, в том числе Иоанна Предтечи. Поэтому есть и постоянные прихожане, которые часто ходят, участвуют в жизни прихода, и люди, которые заходят в храм от случая к случаю.
— Что входит в Ваши обязанности благочинного?
— В наше благочиние входят два района: Балаковский и Краснопартизанский, в них около двадцати приходов и один мужской монастырь в Криволучье. Причем надо отметить, что в последнее время растет количество приходов в Балаково. В мои обязанности входит: посещать приходы, смотреть за исправным совершением богослужений, чистотой в храмах, работой воскресных школ. Одним словом, помогать архиерею на этих приходах «чинить благо».
Мы часто служим вместе с нашими священниками в каком-нибудь храме, чаще — в Троицком. Принимаем у себя крестный ход «Саратов — Балаково — Вавилов Дол», который раньше начинался в нашем городе. Эти мероприятия объединяют людей.
— Расскажите, пожалуйста, немного об этом крестном ходе. Не все понимают, зачем вообще нужно в него идти.
— Этому крестному ходу уже 15 лет. В первый крестный ход пошли всего семь человек. Сейчас из Саратова выходят человек 400, по пути кто-то уходит, кто-то добавляется. Каждый день начинается с Литургии, на которой причащаются и крестоходцы, и жители окрестных сел. Для человека, находящегося вне Церкви, это возможность увидеть людей, которые живут другими ценностями. Крестный ход для самих участников — это усилие, которое совершается в память о чем-то, в нашем случае — в память о новомучениках и исповедниках Российских. Это время, когда человек, отложив житейское попечение — дом, работу, огород, совершает служение, находится в состоянии богомыслия. Это стоп-кадр, который может сделать человек в жизни, чтобы оценить, как он живет.
— Ваши пожелания нашим читателям в этот праздник, который мы отмечаем как день рождения Церкви.
— Всем верующим людям можно пожелать, чтобы они любили Церковь Христову, а храм стал для них вторым домом. Вспомнились стихи: «Не храм, не золотое зданье, не круг отобранных друзей, Христова Церковь есть собрание Крестом искупленных людей». Приход — это, прежде всего, община, объединенная целью спасения. Хочу пожелать, чтобы храм стал для всех нас местом объединения, источником сил и терпения. И чтобы мы сами заботились о нем.
Беседовала Марина Шмелева
10 июня 2014 г.