Всенощное бдение в Воскресенском соборном храме Николаевска
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сердечно вас приветствую. В сегодняшний вечер, когда мы собрались с вами на соборную молитву, наша Церковь продолжает нам напоминать о празднике Крещения Господня, о Богоявлении – об этом удивительном событии, которое описывается в Евангелии и которое хорошо нам всем с вами, верующим людям, знакомо.
У праздника этого есть еще второе наименование – день Богоявления, и, наверное, это название праздника во многом более глубокое и более отображает суть события, которое случилось тогда, почти что две тысячи лет назад. Христос не просто пришел креститься – и, конечно, мы понимаем, что, будучи безгрешным, Он не нуждался в крещении покаяния, – но, как Он Сам сказал, чтобы исполнить всякую правду, Он дозволяет Иоанну Крестителю совершить над Ним этот обряд. Христос исполняет эту правду, но миру является Троица, ведь мы, дорогие братья и сестры, с вами исповедуем единого Бога в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа. И вот, во время Крещения раздается глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем же Мое благоволение», и Дух Святой в виде голубя сходит на Христа.
Этот праздник требует очень глубокой внутренней осмысленной работы сердечной, он требует и некоей внутренней подготовки, хотя человек в полной мере никогда не может познать Бога. Однако же ровно столько, сколько открывает Себя Господь миру, столько мы и можем принять, но все равно для этого требуется большая внутренняя глубокая духовная и душевная работа. В эти дни мы многократно в течение каждой службы слышим кондак Богоявления «Явился еси днесь Вселенней и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя. Пришел еси, явился еси, Свет Неприступный». «В разуме поющих Тя», – то есть, люди, мы, ожидающие этой встречи, как бы сами себя называем, что мы понимаем, кого мы славим, мы в разуме совершаем поклонение. А по-другому и нельзя, дорогие братья и сестры, и это очень важный и нужный аспект, который всегда нужно помнить нам.
Многие люди думают, что вера, Церковь – это просто какая-то странная традиция, что в Бога можно верить, не вникая ни в какие подробности, ни в какие богословские споры. Вообще многие люди даже не подозревают, что есть какие-то догматы, просто Бог – и все. Но церковный человек знает, от того, как ты исповедуешь и кого ты исповедуешь – кем, зависит очень многое. Если мы говорим, что мы христиане, значит, мы – ученики Христа, значит, мы исповедуем Его – Богом и Человеком одновременно. Наряду с Троичным догматом, догмат о природах Иисуса Христа является одним из самых главных догматов христианской Церкви.
Праздник Богоявления – это торжество, которое наполнено очень многими внешними атрибутами церковной жизни: освящение воды, которое, конечно, полностью захватывает внимание верующих, прихожан, захожан; шествие на Иордан, освящение купели, погружение зимой, в лютый мороз, в реку или озеро. Но, конечно, дорогие братья и сестры, это лишь внешняя сторона праздника, и не она определяет его суть, все намного глубже. Бог открывает Себя человеку, это – праздник Богопознания.
Я думаю, что каждый из нас, если в разуме, если более или менее чувствует себя нормально, никогда не скажет: «Я знаю Бога, я умею все, мне все по плечу, я многие годы в храме, поэтому нет ничего такого, что не было бы мне известно». Человек должен быть учеником всю свою жизнь – от младенчества до гробовой доски. Перестав учиться, мы перестаем, по большому счету, быть людьми, а уж тем более – учениками Христа. Христос, прежде чем выйти проповедовать Евангелие миру, прежде чем открыть Себя, посылает Предтечу – Иоанна Крестителя, чтобы готовит народ Божий для встречи со своим Спасителем.
И вот, когда мы обретаем Бога, когда мы открываем для себя Церковь, ее жизнь, обязательно должен быть некто, кто будет предтечей в этом познании для каждого из нас. Я думаю, что у каждого из нас такой предтеча был или есть. Это может быть наши родители, которые научили нас верить, это может быть священник, духовник, который наставлял нас, открывал для нас службу, учил нас исповедоваться. Ведь Иоанн Креститель – это по сути духовник, который наставляет народ.
Посмотрите, в Евангелии очень ярко и четко сказано: «Выходила к нему вся страна Иорданская, все окрестности Иерусалима, и Иоанн Крестил их покаянием», то есть он их исповедовал и давал наставления, в ответ на вопрос: «что же делать нам». Говорил: «Будьте людьми. Есть у тебя пища – поделись ей, есть одежда, две одежды – отдай одну», то есть, помоги ближнему своему, это же просто. И для того, чтобы действительно ощутить покаянное чувство, нужно начинать с малого: увидеть рядом с собой человека – брата, сестру, которому нужна помощь, самая простая, самая элементарная.
Иоанн Креститель давал слово наставления и мытарям, и воинам, и, я думаю, многим и многим другим людям, просто о них не обо всех сказано в Евангелии, но для каждого он находил нужное слово. Кому-то давал наставление, а кого-то обличал. Например, фарисеев он назвал «порождения ехидновы», то есть, змееныши. Это может показаться даже очень обидным выражением. И мы тоже прекрасно знаем, что, наставляя детей, не только по головке нужно гладить, ставить пятерки и хвалить. Иногда нужно и поругать, и наказать, и строго сказать, выговорить что-то ребенку, юноше, потому что без этого человек не может быть образованным, воспитанным.
Также и в вере человек должен получить некое воспитание. Каждый из нас – носитель той или иной религиозной традиции, которую мы впитываем себя от наших наставников, учителей. И вот, братья и сестры, праздник Крещения, Богоявления Господня – это не только явление миру Бога, в Троице единого, это не только радость и небесное торжество, это еще и праздник духовничества, наставничества. Иоанн Креститель – это действительно наставник, и, повторюсь, в жизни каждого из нас такие наставники должны быть и мы должны им быть всегда благодарны.
Мы сегодня совершаем память святителя Феофана Затворника. Помню, еще будучи юношей, познакомился я с его трудами, открыл его письма, его богословские творения. Он был очень плодовитым писателем – богословствовал, занимался переводами, редактурой. Человеком святитель был очень образованным, интересным, самое главное – высокодуховным.
В одном из писем святитель Феофан пишет: «Тому, кто привел нас к Богу, кто был нашим учителем и наставником в делах веры, мы должны быть по гроб жизни благодарны и должны всегда молиться за него. Ведь этот человек оказал нам благодеяние, как никто другой». Нам чаще нужно вспоминать наших наставников и быть благодарными им. Это могут быть и родители, и учителя, и священник, и просто близкий по духу человек. Потому что по-другому по-настоящему верить, по-настоящему быть церковным человеком невозможно. Ибо если нет у нас наставников, то, скорее всего, мы глубоко заблуждаемся и не знаем ничего.
Вот этим, дорогие братья и сестры, я хотел бы с вами поделиться сегодня и пожелать, чтобы мы чаще надеялись не на себя, а на Бога, и, конечно, обращали внимание на своих учителей.
Храни вас Господь. Сердечно всех вас поздравляю, благодарю наше духовенство, хор за службу, за прекрасное пение. Всех вас поздравляю с праздниками прошедшими. Желаю вам сил, помощи Божией и здоровья. Храни вас Господь, дорогие братья и сестры.
Соборный храм в честь Воскресения Христова г. Николаевска (Пугачева)
22 января 2022 г.