Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Найти прекрасное рядом

Не многие хорошо помнят фильм грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние», вышедший в 1984 году. Но гораздо более на слуху знаменитая фраза в конце этой картины: «Зачем нужна дорога, если она не приводит к храму?» А как быть, если к храму ведут дороги, и по ним даже ходят, но в жертву гордости и властолюбию приносят правду и красоту? Как спастись от фарисейства, столь живучего в сердце каждого из нас? И есть ли спасение? Непростые вопросы зрителю задает фильм-притча «Древо желания».

Диагноз: фарисейство

«Поопаситесь: не сбиться бы на путь хладно ходящих в исправном внешнем поведении, без внутренних чувств, освящающих человека, и благодать Божию привлекающих», – предупреждает одного из своих корреспондентов святитель Феофан Затворник. «От смирения честь высокотворящую, от возношения же падение видя лютое, мытаревым ревнуй добрым, и фарисейскую злобу возненавиждь», – наставляет нас Церковь в Неделю о мытаре и фарисее. За несколько недель начинает она готовить нас к Великому посту, предупреждая, что гордость и превозношение могут привести к беде.

Но человеку свойственно привыкать – и к назиданиям тоже. Мы начинаем гордиться, почти не гордясь, в том числе и тем, что мы хоть и грешники, зато честные. Требуется труд, чтобы увидеть язвы души. Помочь в этом призвано христианское искусство.

«Фарисейство – это употребление слова Божия для удовлетворения своих личных стремлений, возвеличивания себя, а не Бога. Фарисей уничижает, конечно же, “грешников”, “мытарей и блудниц”, ненавидит “врагов Божиих” и превозносится над “невеждами в законе”. Фарисей стремится к власти над ближними – уверяя других и, возможно, самого себя в том, что ближние нуждаются в его контроле», – пишет Гоги Вардзиели в рецензии на этот прекрасный грузинский фильм.

Фильм-притча, фильм-мечта

«Фильм – о людях, которые умеют мечтать. О тех, чьи мечты и грезы озарены солнцем и светом. У моих персонажей разные идеалы – некоторые смотрят на небеса, некоторые довольствуются земной жизнью. Один похож на сверхчеловека, кто-то – просто ничтожество. О чем этот фильм? Какая проблема в нем? Дело в том, что фильм должен быть ни о чем, и при этом зритель должен найти ответы на все вопросы. Чем глубже идешь в тематику фильма, тем осторожнее становишься» – из рабочих тетрадей Тенгиза Евгеньевича Абуладзе.

Книга Георгия Николаевича Леонидзе «Волшебное дерево», послужившая основой для сценария, состоит из множества новелл, она переносит нас в грузинскую деревню дореволюционной поры. Она словно альбом с акварелями, где нежно и лирично прописаны нравы, обычаи и чудаковатость земляков. Она – как глубокая и немногословная библейская притча, говорит вдумчивому читателю и зрителю гораздо больше того, что сказано словами. Недаром автор – выпускник духовного училища и семинарии (хоть и советский писатель).

Из этих новелл родился сценарий удивительного фильма, где каждый герой не главный и не второстепенный, он просто рассказывает зрителю свою историю и задает свои вопросы. Впрочем, самая главная героиня все же есть – красота. И ее живое воплощение – простая крестьянская девочка Марита в прекрасном исполнении Лики Кавжарадзе.

«Не солнце ли спустилось на землю?» – спрашивает деревенский чудак Элоиз, впервые увидев Мариту. «Может, и ты кусочек солнца?» – вторит ему влюбленный Гедия. Марита любит весь мир – тихо и кротко, каждый затихает в ее присутствии, даже подвыпившие односельчане становятся возвышенными и благородными.

Но вот приходит в этот светлый мир беда – выдают Мариту замуж за нелюбимого, недоброго, но богатого. «Продали, ясноликую Тамар продали. За красненькие червонцы продали», – кричит на свадьбе еще один местный чудак. Мотивы у старших не только корыстны, но и возвышенны даже. «Не много нас, грузин, на свете, потому все хорошее и породистое мы должны беречь и преумножать», – принимает решение дедушка Цицикоре – законник и самопровозглашенный пастырь односельчан. «Кто тебя нашим пастырем назначил? Тебя бы самого такой правдой судить!» – только чудак, а точнее блаженный, может сказать это вершителю судеб в лицо.

Благими намерениями понятно куда дорога выстлана, погибает мир Мариты – не видит она больше солнечного света, не слышит шелест листьев и пения птиц. Только встреча с Гедия – мимолетная, на сон похожая – вернула улыбку, но вскоре отняла жизнь. Сельчане, так любовавшиеся красотой девочки, посадили ее на осла и забросали комьями грязи. Погибает Гедия, умирает Марита, подарив на прощание всем кроткую и всепрощающую улыбку. «Каждый проходит свою Голгофу», – отметит в своем дневнике режиссер.

«Не убивайте в себе Мариту»

«Противоборство Мариты и Цицикоры можно воспринять как духовную драму человека и как трагедию всего общества в целом. Слепая и неграмотная сила темной власти приписывает себе справедливость и, как инквизиция, уничтожает все светлое. Ему не дано почувствовать духовные взлеты, не дано подняться на вершины, поэтому он все косит. Выше его никто не должен подняться», – размышляет Тенгиз Евгеньевич.

Прекрасна работа оператора, прекрасна мимика актеров, говорящая о многом. Взгляд Мариты – словно бабочка лица коснулась, взгляд Цицикоре – тяжелый, взвешивающий и оценивающий всех и вся. Оценивающий, чтобы вынести суд. Он стоит за порядок и норму, но тотальный порядок без любви убивает жизнь.

Очень живыми показаны деревенские чудаки – анархист, сотрясающий окрестности своими громкими речами, местный учитель, который тоже проповедует. Хоровод почти нищих девочек провожает своего отца – чудака Элоиза – на поиски волшебного дерева желания. Немолодая, но молодящаяся бродяжка Фуфала расхаживает по горам с зонтиком и рассказывает встречным бесконечную историю своей любви. И только гибель Мариты дает ей силы признать: «Одна я, совсем одна». Все эти чудаки кажутся гротеском рядом с правильным дедушкой-фарисеем. Но есть в них многое от настоящих юродивых, только они и могут восстать против чудовищного насилия в рамках кажущейся правды.

По законам библейской притчи есть в фильме и блудница – местная красавица Наргиза, насмешница над внешней праведностью всех, в том числе и Цицикоре. Именно у нее достает сил не только крикнуть: «Злодей ты, душегуб!», но и кинуть комок осенней грязи в старосту-законника, а не в Мариту.

«Марита не только человек, это человек-идея», – писал Тенгиз Абуладзе. Чем очевиднее и беспощаднее зло, тем драгоценнее добро и красота в мире, который плачет без любви. «Найти прекрасное рядом. Найти прекрасное помогает само прекрасное. Красота, как цветочек, требует нежности и теплоты. Люди, не убивайте в себе Мариту», – просит нас с вами режиссер.

Отдельный герой фильма – грузинский язык, мы можем насладиться его горным рокотом, ведь перевод не вполне синхронен. Абуладзе дает нам возможность прикоснуться к его глубокой поэтике. Само название фильма – «Древо желания» – на грузинском заключает в себе более широкий смысл. Слово «натра» – это не просто «желание». Это жажда чего-то нематериального, высокого и светлого. Идеала, который перенесет нас в вечность.

 

Марина Шмелева
Поделиться в: