О науке и вере
Современный человек живет в мире инновационных технологий, но все это плоды трудов ученых, которые 8 февраля в нашем Отечестве отмечают свой профессиональный праздник. Наука очень тесно сочетается с верой в Создателя у многих ученых, добывающих то, что мы впоследствии называем научным знанием. Таких людей немало в истории науки и Церкви, они вдохновляют наших современников и поражают глубиной веры и знаний. Наши респонденты – клирик и прихожане кафедрального собора – рассказывают, кто из великих ученых является для них образцом для подражания.
Устами движет Бог
Священник Димитрий Вразовский, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):
– Один из известнейших русских ученых, в равной степени уделявших внимание и науке, и религии, конечно же, Михаил Васильевич Ломоносов. Человек он был очень набожный, очень религиозный. Творец не только русской учености, но крайне многогранная личность, в том числе и с духовной точки зрения. Вспомнить только его приложения псалмов, его литературное творчество, посвященное Богу.
В своих собственно научных трудах он стремился к богопознанию и к познанию мира через Бога. Одно из его стихотворений о Боге звучит так:
Устами движет Бог; я с Ним начну вещать.
Я тайности свои и небеса отверзу,
Свидения ума священного открою.
Я дело стану петь, несведомое прежним!
Ходить превыше звезд влечет меня охота
И облаком нестись, презрев земную низкость. (1747)
Биография знаменитого ученого говорит нам о том, что науки Михаил Васильевич постигал за рубежом, то есть в протестантской среде, в которой на тот момент процветало вольнодумство. Но он остался верен Православию. И тема Бога как великого премудрого Механика, Творца всего сущего проходит красной линией во всех его творениях, в его научных трактатах. Ломоносов – человек науки, стремящийся к познанию мира, – постигает тайну этого великого единого механизма, Творец которого Сам Бог.
Физика для укрепления веры и наоборот
Алексей Александрович Клецов, кандидат физико-математических наук, доцент СГУ им. Н.Г. Чернышевского, прихожанин Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):
– Для истории науки и Церкви, а также лично для меня одним из таких примеров является священник Глеб Каледа. Он был ученым – доктором геолого-минералогических наук – и православным верующим, тайно принявшим священнический сан в годы советской власти.
Отец Глеб Каледа как ученый не мог не видеть надуманность противоречий между наукой и Священным Писанием, повествующим о создании мира Богом. «Малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему», – эти слова британского философа Фрэнсиса Бэкона стали девизом всех научных работ ученого. Отец Глеб видел цель своего научного служения в познании законов изменения мира, определенных Богом. После кончины отца Глеба в 1994 году была издана книга «Священник Глеб Каледа – ученый и пастырь», в которой собраны его труды и воспоминания о нем.
Его работы, а также «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, в котором описываются шесть дней творения в согласовании с теми данными науки, которые были известны на момент издания книги (60-е годы XX века) заинтересовали меня как физика. Постепенно я сам начал понимать, как можно использовать научные знания для защиты православных истин о мире и его Творце.
Христиане верят, что мир имел начало, которое положено Богом – Святой Троицей, сотворившей мир по преизбытку благости. Материалисты же, соглашаясь с древнегреческим философом Эпикуром, верят, не задумываясь, что материя существовала вечно, и что наша вселенная возникла из этой материи сама собой. Атеисты-материалисты усиленно атакуют именно этот догмат, надеясь опровергнуть существование Бога.
Такие-то агрессивные нападки на веру и сподвигли меня к тому, чтобы проводить собственные научные исследования и потом делиться с людьми. В своих книгах и статьях я показываю, как современные физические теории и данные о Вселенной согласуются с христианскими истинами о начале мира и жизни. Когда рассказываю студентам, например, о физическом вакууме, то есть субстанции, которая по современной научной теории была первоначальной и появилась из ничего, то прибавляю: «То же самое, кстати, утверждает и христианское учение». Кого-то это может заставить размышлять дальше.
Часто мне начинают доказывать, что теория Дарвина не может быть неверной. А я парирую: «Дарвин писал, что между различными видами должны существовать переходные виды, а новые данные показывают, что предсказанных Дарвином останков переходных видов от докембрийских животных к кембрийским нет». После таких разговоров некоторые проявляют интерес, говорят, что сами почитают, разберутся.
Все имеет причину. Мы, христиане, утверждаем, что причина нашего мира – Бог. А как утверждал священник и религиозный философ Павел Флоренский, для понимания истины нужно благодатное состояние души; рассудку неподвластно принять истину, она кажется ему парадоксальной, потому как рассудок человека поврежден грехом и страстями.
Заглянуть за завесу смерти
Людмила Анатольевна Джумайлова, библиотекарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):
– Русский православный ученый Петр Петрович Калиновский, врач-клиницист, сам был из семьи медиков. Его отец основал в местном медицинском институте кафедру госпитальной хирургии и первым в России начал делать операции на сердце. Мать – доцент кафедры гинекологии мединститута. Сын пошел по стопам своих родителей, в 1930-м стал доцентом кафедры своего отца.
Я узнала о нем благодаря его книге «Переход. Последняя болезнь, смерть и после». Врач по специальности, христианин по жизни, он пишет глубокую книгу о важных вопросах жизни души после смерти простым и понятным большинству людей языком. Калиновский рассматривал эту тему с двух сторон – как врач и как христианин. В своем труде он с научной точки зрения подтверждает христианскую истину, что есть прекращение жизни тела, но душа продолжает жить дальше. Наука подтверждает то, чему всегда учило христианство.
«Лучшие умы человечества видели духовную сторону мира и верили в Бога и в бессмертие души человека. Все великие философы древности, включая Платона и Сократа, верили в бессмертие», – пишет автор.
В своей работе Калиновский опирался на труды таких докторов, как Элизабет Кюблер-Росс – американский психолог, Ремонд Муди – американский философ, психолог и врач. Последний наиболее известен благодаря своим книгам о жизни после смерти и околосмертным переживаниям – этот термин он предложил в 1975 году.
Подлинная наука никогда не противоречила подлинной вере в Бога. Современному человеку открывается возможность с помощью достижений реаниматологии заглянуть за завесу смерти и убедиться, что за этой завесой нас ожидает новая жизнь.
***
Ученый-нефтяник и исповедник Православия В.Н. Щелкачев писал: «Настоящая вера сродни науке. Ведь что такое наука? Это совокупность знаний, основанных на наблюдениях, опыте и умозаключениях. А что есть религиозная вера? Религиозная вера – это убеждения, также основанные на наблюдениях, опыте и умозаключениях».
Думаю, ученые как раньше, так и сейчас, с горячей любовью к Богу и великому делу науки доказывали эту точку зрения себе и всему ученому и христианскому миру на протяжении всей своей жизни.
Юлия Вертеева
8 февраля 2022 г.