Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чтобы храм для детей был родным

Сегодня в православных храмах много детей, причем возраста самого разного. Их приводят и приносят родители, которые хотят дать своим чадам то, чего не было у них — церковную жизнь с младенчества. А есть и такие родители, которые сами еще только начинают узнавать Церковь, но уже поняли, что вне христианского мировоззрения в современном мире им будет сложно воспитать своих детей нравственными людьми. С какого возраста нужно начинать религиозное образование? Что способен усвоить ребенок в возрасте двух лет? Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем православного семейного центра «Колосок» при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова Ульяной Владимировной Абрамовой.


— Ульяна Владимировна, расскажите: какие подразделения входят в ваш семейный центр?

— В него входят детская православная студия, воскресная школа, кружки, ансамбль древнерусского пения.

— С какого возраста к вам приводят детей?

— В студию приводят детей с двух лет.

— Как Вы думаете, желание отдать ребенка в студию связано с отсутствием достаточного количества детских садов? Или есть такой социальный запрос — развивать ребенка со столь раннего возраста?

— Думаю, такой запрос есть, особенно у самих мам. Из своего материнского опыта помню, что после года хочется с ребенком куда-то идти, поскольку дома все время сидеть становится уже тяжело. Хотя острой необходимости в год-два отдавать ребенка в студию, конечно, нет. Потому что нормальная мама дома с ребенком и лепит, и рисует, и простые песенки поет. И у нас в студии педагоги стараются привлечь к занятиям родителей, чтобы они не отстранялись от процесса обучения, а приучались заниматься с ребенком. Хорошо бы, чтобы, выучив новые методики, родители продолжили осваивать их с детьми дома.

А вот с трех лет желательно, чтобы с ребенком занимался профессионал.

— Почему именно с трех лет? Ведь сейчас многие считают, что в идеале мама должна с ребенком до школы сидеть дома. Ребенок в таком случае меньше болеет, больше привязан к семье, к родителям, у него более глубокие дружественные связи с немногими, но верными друзьями…

— Что касается детского сада, тут все зависит от материальных возможностей семьи. Если может мама себе позволить не работать, то и ребенка в детский сад не нужно отдавать. А вот на творческих занятиях педагоги могут многое дать не только ребенку, но и маме. Ведь не все глубоко интересуются темой воспитания, не у всех развиты творческие способности. На занятиях же они открывают для себя много нового.

— Проводите ли Вы отдельные занятия специально для родителей?

— Нет. Организовать их не получается по чисто техническим причинам — ведь родители приходят к нам на занятия с маленькими детьми. Пока идут занятия для детей, все педагоги заняты. А после занятий родители не могут оставить детей.

Но мы стараемся так построить занятие, чтобы и родители получали знания. У нас некоторые удивляются, зачем мы двухлетним детям рассказываем, к примеру, о Сретении? Мол, что они могут понять? А мы говорим, что это не столько для малышей, сколько для родителей. В последнее время проводим в конце занятия специальную «пятиминутку» для родителей — показываем презентацию о празднике или святом, рассчитанную специально на взрослых. Потому что у нас довольно много невоцерковленных родителей. Они приводят в православный центр детей, чтобы «их научили чему-то хорошему». Сначала взрослые с удивлением смотрят, как мы с детьми молимся перед занятием, но со временем привыкают. Потом кого-то из них мы уже видим в храме, на исповеди, причастии.

Перед каждым праздником мы стараемся готовить раздаточный материал для родителей, создаем для них библиотечку православных книг. Они берут, читают. Регулярно проходят собрания настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Абрамова с родителями, на которых не только решаем организационные вопросы, но и затрагиваем духовные темы. Родители, конечно, все разные, но много активных, неравнодушных людей.

5.1.jpg— Ваша цель — помочь в общем развитии детей или все-таки вы стараетесь способствовать их воцерковлению?

— Цель у нас — и творческие способности детей развивать, и первые понятия о вере детям дать, чтобы они были знакомы с явлениями духовной жизни. Чтобы знали, кто такие святые, что такое икона, храм, как прикладываться к иконе, как креститься. Важно, чтобы у детей было понятие совместной молитвы, ведь дома они молятся вместе с мамой, да и перед занятиями мы вместе читаем «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся».

Для малышей мы проводим уроки добра: берем сказку, часто разыгрываем ее в кукольном театре, а затем обсуждаем, кто правильно поступил, кто нет. Ребенок должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Причем не с точки зрения своего «я», своей выгоды, а с позиций христианства.

Важно также, чтобы помимо представления о светских торжествах, у детей было понятие и о православных праздниках. Мы отмечаем Пасху, Рождество, Покров. К этому дню педагоги с детьми месяца два готовят большую программу, дети на празднике получают подарки.

Кроме того, у нас еще есть праздничные занятия, посвященные двунадесятым праздникам, Масленице, дням памяти особо чтимых святых. Они скромнее по форме, но тоже проходят по особенной программе. У нас очень хороший музыкальный руководитель — Тамара Владимировна Чесакова. Она задолго начинает готовить с детьми песни к празднику. Причем иногда берет хорошие стихи и сама перекладывает их на музыку.

Также к праздникам на протяжении нескольких занятий мы готовим поделки, устраиваем конкурсы, чтобы оформить праздничную выставку.

— Кто приходит на эти праздники и праздничные занятия?

— У нас двери открыты для всех. Помню, приходили и родители, и дедушки с бабушками, и братья-сестры. Тесновато, но зато весело. Могут и дети не из студии прийти, но с ними тяжело, ведь они не адаптированы к помещению, к детям, не знают программу.

— Посещают ли ваши дети храм? И в каком порядке — добровольном или обязательном?

— В добровольном, конечно. Но мы рекомендуем родителям дни Причастия. У нас висит расписание служб, и там подчеркнут день, когда группа причащается вместе. Когда идем на прогулку, часто тоже заходим в храм (центр располагается рядом). Каждый воспитатель проводит цикл бесед о храме, об иконах. Важно, чтобы храм для детей был родным, знакомым местом, куда бы они могли зайти и не чувствовать себя чужими.

На всех собраниях отец Алексий призывает родителей хоть иногда причащаться и исповедоваться, самим меняться, себя воспитывать, стараться молиться дома, вместе с детьми ходить в храм. Хотя бы в интересах собственных детей. Ведь в противном случае возникает двойственность, которую ребенку понять тяжело.

— Дети знают имена своих небесных покровителей?

— Да, конечно, хорошо знают. Особенно дети постарше. Мы отмечаем именины, сделали специальный стенд, куда в день праздника вставляем икону святого. К этому стенду подводим детей, кратко рассказываем о житии, поем «Многая лета» имениннику. Потом, конечно, и «Каравай» поем.

— Как Вы, исходя из своего опыта, можете ответить на такой вопрос: а вообще, понимают ли малыши, что происходит в храме, усваивают ли ваши уроки?

— Я думаю, что да. Хочу привести в пример одну девочку — Полину. Ей сейчас два с небольшим года. Она практически не говорит, только несколько слов знает. Но при этом она очень серьезный, вдумчивый ребенок. Ее старшей сестре должны были сделать небольшую операцию, и родители при Полине стали переживать, что вдруг сестру оставят в больнице. Алену завели в кабинет, а Полина стала креститься и кланяться — молилась за сестру. И Алену отпустили домой.

Мне кажется, что уроки Закона Божия потом обязательно находят свое отражение в повседневной жизни детей. Одного мальчика при мне спросили: «Почему у тигра полоски?», а он не растерялся и ответил: «Потому что Бог его таким создал».

Дети, конечно, все очень разные из-за различного домашнего воспитания. Со временем они выравниваются, узнают, что можно, что нельзя. Ведь в некоторых семьях представления от том, «что такое хорошо, а что такое плохо», существенно отличаются от христианского понимания. Очень развито самолюбие — я самый первый, самый лучший, должен только выигрывать. Проигрывая, дети часто по-настоящему рыдают. Помню, как одна девочка перед эстафетой усиленно молилась, чтобы выиграть. И проиграла. Нам пришлось долго объяснять, что Бог не всегда исполняет наши прошения и почему так происходит.

— Какие книги, сайты, программы Вы посоветовали бы для занятий с дошкольниками?

— С малышами нужно просто брать детские книги хороших авторов, к примеру В. Г. Сутеева, К. И. Чуковского, и не просто читать, но и обсуждать, чтобы у ребенка возникал образ произведения. По рассказам из серии «Зернышки» мы даже ставим небольшие спектакли.

Замечательные мультфильмы, программы выходят на телеканале «Радость моя». Мы на уроках иногда смотрим их мультфильмы в записи. К примеру, у старших по Ветхому Завету была тема о сотворении мира. Мы разбирали сотворение рыб: я им делала презентацию, рассказывала, какие рыбы бывают, их особенности. Во время урока мы сделали интересный вывод: рыбы не поддаются дрессировке, они послушны воле Божией. А было такое морское животное — кит — которое также выполнило волю Божию необычным образом… И далее мы смотрели мультфильм про пророка Иону. А в конце обязательно задавали детям вопросы, чтобы понять, насколько они поняли мультфильм.

— Если родители не могут или не хотят водить детей в детский сад, можно ли самостоятельно устроить полноценные занятия дома?

— Творческие занятия можно постараться устроить, приложив к этому усилия. А что касается религиозных, нужно в первую очередь родителям с детьми регулярно посещать храм. И тогда ребенок будет иметь представление о том, кто такой батюшка, что в храме происходит. А если просто отдельно рассказывать истории из Евангелия, то это будут просто хорошие, добрые истории, которые ребенок не будет соотносить со своей жизнью.

Беседовала Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: