Можем ли мы просить Бога простить грехи не кающихся ближних ? - отвечает епископ Пахомий
– А можем ли мы просить у Бога о прощении грехов наших близких, даже если они не осознают что делают?
– Обязательно надо молиться вообще за всех. Это наша обязанность– молиться и за верующих, и за неверующих, за грешников и за добродетельных людей и всем просить Божией милости. Молитва, пожалуй, самое действенное средство во всех случаях жизни.
Если мы хотим обратить человека к покаянию, конечно, мы должны молиться за него, т.е. просить Бога, чтобы Христос просветил своим светом этого человека, его тьму душевную, его пристрастие к греху и ожесточенность. Без Божьего просвещения человек никогда не сможет исправиться. В Евангелии Господь говорит «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6, 43-44). Кроме молитвы стараться самому жить по-христиански, а также иногда найти возможность поговорить с человеком, поделиться с ним какими-то своими чувствами.
– Но я слышала такой совет – сначала духовно укрепиться самому, и только потом за кого-либо молиться...
– Это так. С одной стороны, к примеру, за своих родных всегда надо молиться. Ведь мы читаем утренние, вечерние молитвы, помянник, пишем записки в храме, да и просто в личных молитвах обращаемся к Богу. Когда мы болеем за человека в молитве, то как бы отдаем частичку своего сердца этому человеку. Старец Паисий Афонский пишет, что настоящая молитва – это когда ты готов свое сердце вырвать из своей груди и отдать этому человеку. Такая молитва очень действенна и все исправляет. Это как молитва матери, которая со дна моря поднимет.
Но с другой стороны, нельзя молиться за кого-то и не молиться за себя. Святые отцы говорят, если видишь тонущего, протяни ему жезл, а не руку. Потому что, если человек захочет, он ухватится за эту палку и можно будет его вытащить. Но, схватив его за руку, вполне возможно, что ты ему не поможешь, но еще и сам утонешь. Вот такая аллегория.
Конечно, погибая, спасти ближнего – это подвиг. Но в духовной жизни, если ты помог ближнему, но сам погиб – пользы от этого никакой нет. Поэтому, когда мы видим согрешающего человека и понимаем, что нет возможности исправить его, по крайней мере, надо самому не быть причастным к этому греху и вовлекаемым в этот грех. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Начни с себя, просвети свое сердце Евангельским учением, тогда, спасая себя, увидишь способ, которым можно помочь и ближнему. А зачастую так бывает: люди спрашивают, как помочь ближнему, а сами даже в храм не ходят. Я всегда в таких случаях говорю: «Начни жить сам по-христиански».
– То есть как-то намеренно привлекать в храм не стоит?
– Это можно делать, но здесь должна быть определенная мера. Люди слышат нас только тогда, когда они готовы услышать. Христос говорит в Евангелии: «Своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют». (Мк. 4, 12). Бывает, человеку говоришь одно, а слышит он совершенно другое, потому что в его сердце и голове совершенно другое отношение ко всему, мысли другие. Ты ему про Фому, а он тебе про Ерему.
11 февраля 2022 г.