Покровские храмы: время возрождать
Возможность молиться в храме в честь Покрова Божией Матери, не покидая родного села, жители Клинцовки (что в Николаевском благочинии) получили всего несколько лет назад, в конце 2017 года, стараниями руководства местного сельхозпредприятия, других благотворителей и самих жителей. Храм построили на месте старой, разрушенной в годы богоборчества церкви.
История спасенных святынь
Нынешние прихожане затрудняются точно указать, когда именно ее сравняли с землей. Зато из уст в уста передают предание, что где-то за алтарем захоронен сельский батюшка, снискавший всенародную любовь. Памятуя о принятой в прежние времена традиции погребать священников возле храмов, сомневаться в этом не приходится.
Сегодня верующие создают свои традиции.
– Мы собираемся всем приходом и читаем акафисты, – рассказывает работница храма Ирина Агеева. – С усердием готовимся и к исповеди, и к Причастию. На службу сюда приезжают из ближайших сел. Мы всегда рады разделить с ними радость общения с Богом.
Храм воспринимают как свой дом не только клинцовцы. В нем по-прежнему все сияет новизной – настолько бережно относятся к нему верующие. Потому сразу бросается в глаза потемневшая от времени икона Рождества Христова в притворе.
– Она украшала еще старую церковь, – охотно поясняет Ирина Михайловна. – Ее передала сюда прихожанка Галина Пучкова.
Сама Галина Федоровна уточняет, что она не коренная жительница Клинцовки и помнит только поздний советский период истории села. Но точно знает: после разрушения старой святыни сельские старушки разобрали образа по домам, спасая их от уничтожения, что в те годы было сродни подвигу.
– Вот эта самая икона попала в руки к Анне Шеиной и Анастасии Борисовой, приходившимися моему мужу прабабушкой и бабушкой, – делится она эпизодом из жизни семьи. – Хранили у себя дома, молились перед ней и не подозревали, что придет время – икона опять окажется в церкви и станет достоянием всех верующих.
Дорожат прихожане и иконой с изображением жен-мироносиц. Это одна из спасенных святынь, которые заведующему местной больницей Роману Куницыну передали Михаил Переверзьев, Александр Заложук и ныне покойный Василий Петрович Роздеров. Именно этот образ Роман Валентинович сразу пожертвовал храму, поскольку он не нуждался в реставрации. Кроме икон, с прежних времен сохранился старинный металлический крест, переданный Тамарой Николаевной Ушаковой. Им, видимо, благословляли не одно поколение сельчан. Его тоже чтят как святыню.
Радует трепетное отношение верующих к храму, к его убранству. Хочется надеяться, что и мы сумеем его сохранить, не позволим повториться нашему разрушительному прошлому.
Украшение села
Они трудились, вытаскивая из помещений остатки поломанной мебели, старые стройматериалы и другой мусор, а над головой у них вместо крыши было небо – чистое, голубое, сияющее. И хотя сложностей в этом благом деле оказалось немало, помощь свыше сельчане ощущали буквально на каждом шагу.
Сегодня небольшое здание храма видно с трассы, пролегающей мимо Каменки. Сверкающий золотом, увенчанный крестом купол заметен издалека. Теперь, когда жители выезжают куда-то, путь их неизменно пролегает мимо храма. Для людей невоцерковленных это возможность полюбоваться красивым зданием, для верующих – повод осенить себя крестным знамением. А еще вспомнить, что в обустройство храма вложена частица их труда.
До революции в Каменке, как и во многих селах района, была своя церковь. Деревянная, трехпрестольная. Ее возводили всем миром, и тщанием верующих в 1833 году строительство оказалось завершено. Главный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, два других – во имя пророка Божия Илии и святителя Митрофана Воронежского.
В конце 20-х или начале 30-х годов ХХ века храм переоборудовали под зернохранилище. В более поздние времена здание отдали под клуб, на месте алтаря обустроили сцену.
– Кстати, и регистрации браков проходили на этой сцене, – вспоминает жительница Каменки – нынешняя прихожанка нового храма, директор воскресной школы Ольга Сергеева, принимающая самое активное участие в возрождении духовной жизни села. – Где раньше венчали, с 60-х стали мирские свадебные обряды проводить. Мы с мужем тоже поженились в этом клубе.
Для жителей это место было по-прежнему значимо и дорого, и когда в 1996 году из-за обычной ребяческой шалости здание сгорело, люди восприняли это с болью.
В 2010-м родственница Ольги Владимировны, Татьяна Ананьева, которая проживает в Москве, наведавшись в родное село, предложила восстановить церковь. Женщин поддержала их односельчанка Галина Казарина. Они организовали субботник по расчистке фундамента старого храма. «В тот момент откликнулось много народа. Пришли и стар и млад. Где-то человек пятьдесят сначала было», – описывает общий порыв земляков Ольга Владимировна. Потом с грустью добавляет: «Правда, не все сразу поняли, что мы хотим возродить церковь – многие подумали, что ради строительства клуба».
Сельчане обратились к архимандриту Иннокентию (Третьякову), на тот момент благочинному Николаевского округа, за благословением. Осмотрев фундамент старой церкви, он рассудил, что вряд ли стоит замахиваться на возведение здания прежних размеров – слишком масштабные потребуется провести работы. Решили переоборудовать под храм имеющуюся постройку.
Местный фермер Василий Петрович Шиндин, к тому времени всерьез взявшийся за возрождение сельхозпроизводства в селе, согласился, что более всего подходит здание бывшего правления колхоза. Оно тоже старинное – до революции здесь размещалась церковная рукодельня, расположено на возвышенности, всего в двух шагах от старого храма.
Прежде надо было очистить помещение, определиться с предстоящими объемами работ. Выяснилось, что нужно заняться не только внутренней отделкой и внешней облицовкой, укреплением стен, но и кровлю поменять. Работы оказалось много. Инициаторы проекта и присоединившиеся к ним сельчане не остались сторонними наблюдателями – активно взялись за дело. Валентина Николаевна Фартушнова, Валентина Дмитриевна Шитова, Надежда Николаевна Старушкина, Александра Александровна Казарина, Елена Наумовна Моголянова приобщили к благому делу и своих детей и внуков. Сами супруги Шиндины не только финансово помогли, но и своим трудом участвовали.
На месте старой церкви сегодня возвышается поклонный крест. Как память о тех, кто пережил времена гонений на веру и почил, не успев увидеть возрождения. Среди них и местный священник – отец Арефий, которого в 1922 году нашли убитым в своем доме при загадочных обстоятельствах. Старый снимок священника сохранила и передала Ольге и Татьяне незадолго до своей смерти их тетя – Клавдия Степановна Рахманова. Сегодня это настоящая реликвия, как и фото воспитанниц церковно-приходской школы Каменки.
Ольга Владимировна также бережно хранит фотографии, где запечатлены моменты совместной работы сельчан. А в нынешнем храме в честь Покрова Божией Матери, возрожденном усилиями верующих, уже не первый год звучит молитва. Действует и воскресная школа. Детей немного – молодежь, людей среднего возраста не слишком прельщает жизнь в деревне. Но тем, кто остался, без духовного оплота не выжить. Удивительно, но часто не старшие ведут младших в храм, в воскресную группу, а дети – родителей.
Во времена богоборчества не одно поколение выросло в безверии. Пришла пора возрождать веру, а это сложнее, чем просто восстановить здания храмов.
Наталья Трофимова
1 марта 2022 г.