Свобода во Христе
Сегодня речь в нашей церковной школе пойдет о вдохновенных посланиях апостола Павла. А помогут нам в изучении толкования архиепископа Аверкия (Таушева) и А. П. Лопухина.
Жизнь и личность апостола Павла
Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна (1 Кор. 15, 9–10) — так характеризует себя сам великий «апостол языков». У апостола Павла были три, редко соединяющиеся в человеке качества: сила ума, твердость воли и живость чувства. Он был воспитан и обучен в строгих фарисейских правилах и, по его собственным словам, преуспевал в иудействе более многих своих сверстников. Когда же Господь призвал его к апостольскому служению, святой Павел всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди учения Христова среди язычников всего тогдашнего культурного мира.
Святой Павел, первоначально носивший имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарс, который тогда славился греческой академией и образованностью своих жителей. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и познакомился с языческой образованностью. Главное и окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии у ног знаменитого учителя Гамалиила. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. От иудейского начальства он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске. Господь на пути Савла в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Будучи крещен Ананией, он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения.
Обращение апостола Павла совершилось на 30-м году его жизни. Апостольская деятельность его продолжалась также около 30 лет. Она разделяется на три периода: время приготовления — около 7 лет; собственно апостольская деятельность, или его три великие миссионерские путешествия, занявшие примерно 14 лет, и время его заключения — два года в Кесарии, два года в Риме с включением сюда времени, протекшего от освобождения святого Павла от первых римских уз до его кончины — всего около пяти лет. В завершении жизни после девятимесячного заключения в 67 году апостол был усечен мечом недалеко от Рима.
Когда апостол Павел шел на смерть, то с утешением мог сказать себе, что Евангелие распространилось по всему миру. В Палестине, Финикии, Кипре, Антиохии, Александрии и Риме оно утвердилось еще до апостола Павла, но почти во всей Малой Азии и в Греции впервые именно он и его спутники возвестили слово о Христе.
До своего обращения ко Христу Савл был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов. По обращении своем он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым своим призванием, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией.
Надо помнить, что апостолу Павлу во время его проповеднической деятельности пришлось вынести упорную борьбу с противодействием иудеев и иудействующих христиан. Многие из иудеев и по принятии христианства придерживались взгляда, что и для христиан необходимо тщательное исполнение всех обрядовых предписаний закона Моисеева. Они обольщали себя мыслью, что Христос пришел на землю для спасения только иудеев, а потому язычники должны сначала стать иудеями, то есть принять обрезание и навыкнуть к исполнению всего Моисеева закона. Поэтому святой Павел в своих посланиях и принужден был постоянно подчеркивать, что Христос — Спаситель всего человечества — как иудеев, так и язычников, и что спасается человек не выполнением обрядовых дел закона, а только верою во Христа.
Разъяснение евангельских истин
Апостол Павел написал целых четырнадцать посланий. Их можно разделить на две неравные группы: 1) общехристианские и 2) пастырские. К последним относятся два послания к Тимофею и послание к Титу, в них указываются основы и правила доброго пастырствования.
Послания святого апостола Павла имеют великое значение в составе Нового Завета, в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Поэтому не может быть истинным богословом тот, кто не изучил их самым основательным образом.
Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностью Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части — догматическую и нравственную. В заключение святой касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает свои благопожелания и посылает приветствия мира и любви.
Послание к Римлянам
Отправляясь на проповедь, апостол проявлял большое рассуждение, останавливаясь в людных городах. Отсюда проповедь Христа распространялась наилучшим образом. Мудрость свою он проявил и в том, что лучшее свое послание, с изложением своего учения, святой отправил в столицу Римской империи и именно пред тем, как сам должен был посетить Рим. Ведь он был «апостолом языков», и ему естественно было беспокоиться о христианском совершенствовании жителей столицы всего культурного мира. Послание к Римлянам написано святым Павлом во время третьего апостольского путешествия, когда он три месяца провел в Элладе, то есть весной 59 года.
Римские язычники, разочаровывавшиеся в своих языческих суевериях, при соприкосновении с иудеями часто принимали их веру, а это облегчало им и переход в христианство, дававшее полное удовлетворение их духу. Проповедники христианства в доказательство истинности Евангелия ссылались, конечно, на пророчества, исполнившиеся на Христе. Но та книга, которая содержала эти пророчества, в то же время содержала и закон Моисеев. И у римлян легко могло возникнуть мнение, что Евангелие есть только продолжение Ветхого Завета или новый закон с более строгими требованиями. Разубедить в этом и старается апостол Павел.
Послание к Римлянам состоит из 16 глав. Главная тема — единственный способ спасения — как для язычника, так и для иудея — в Господе Иисусе Христе. В догматической части послания апостол доказывает, что перед Богом все грешны и безответны, как язычники, так и иудеи, и что спасает человека только живая вера в Господа Иисуса Христа.
Во второй главе святой говорит, что наряду с язычниками суд Божий тяготеет и над иудеями, которые хотя и имели закон откровенный, но во все времена были не лучше язычников. Впрочем, первые 16 стихов этой главы, как отмечает святитель Феофан Затворник на основании толкования святого Иоанна Златоуста, имеют в виду не только иудеев, а всех вообще людей, которые, осуждая других за грехи, сами не воздерживаются от грехов.
В пятой главе апостол изображает основную истину христианского вероучения о грехе и спасении: посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12) — так и Христос, новая духовная глава всего человечества, Своим искупительным подвигом дарует спасение также всему человечеству.
В шестой главе апостол увещевает христиан вести жизнь святую, добродетельную. С момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой, святой жизни, подобно тому, как и Христос Спаситель наш, пострадавший и умерший на Кресте, воскрес из мертвых и живет вечно для Бога — Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 11). Освобождение от рабства греху делает христианина истинно свободным.
В седьмой главе апостол объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения Закона Моисеева. Закон Моисеев имел временное значение, дабы обнаружить всю силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога.
Это одно из немногих в новозаветных книгах мест, где с такой силой и глубиной изображается греховная развращенность нравственной природы человека: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7, 19–20). Нарисовав эту мрачную картину порабощенности человека греху, святой Павел указывает на всесильную помощь нашего Искупителя. Апостол в восьмой главе убеждает нас бороться с грехом, ибо теперь уже ничто не может извинить нашего уклонения от этой борьбы.
В заключение увещаний быть твердыми в надежде на спасение святой апостол восклицает: Кто отлучит нас от любви Божией? (Рим. 8, 35–39) — и восторженно исповедует свою любовь и преданность Христу Спасителю, призывая к тому же и всех верующих.
В следующих трех главах — девятой, десятой и одиннадцатой — апостол выражает свою «великую печаль» и «непрестанное мучение сердца» об упорном неверии иудеев во Христа Спасителя и отвержении их Богом от Церкви Христовой. Главы двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая и пятнадцатая составляют нравоучительную часть послания. Здесь апостол Павел показывает нам идеал нравственной жизни, к которому должны стремиться все христиане.
Марина Шмелева
14 июля 2014 г.