Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Как преодолеть тревогу – советы православного психолога

Неопределенность – самое тяжелое состояние для психики. Когда есть неизвестность, мозг начинает рисовать самые страшные картины. Но это защитный механизм нашего мозга: он заботится о нас, чтобы мы предприняли что-то, «подстелили соломку». Беседуем об этом с психологом Светланой Любаевой.

Что делать?

Поэтому важно останавливать себя на «здесь и сейчас»: какая мне здесь и сейчас грозит опасность, какая опасность грозит моим детям, в безопасности ли они сейчас – именно сегодня. Когда мы даем какое-то конкретное задание для нашего мозга, он успокаивается в этот момент: то есть, сегодня у нас есть жилье, пропитание, мирное небо над головой. Когда эта картинка складывается перед глазами, становится спокойнее.

Следующее – это психопрофилактика: если ты тревожишься от постоянного просмотра ленты новостей, то нужно просто о себе позаботиться – перестать смотреть их или смотреть минимальную сводку, если это необходимо по каким-то причинам. Хорошо помогает справляться с трудными временами и с тревожностью – когда переключаешь фокус внимания с себя на ближних: можно помогать тем, кто находится в более тревожном состоянии, тем, кто нуждается.

Православным проще, у нас есть опора – мы получаем благодать и укрепляемся в Таинствах Исповеди и Причастия. Мы можем говорить: «Сегодня мне неизвестно, что случится в будущем, но я точно знаю, что все волосы мои сочтены». Тогда заблуждение «от меня все зависит» немного спадает, человек успокаивается, становится менее тревожным.

Но, на что стоит обращать внимание – это на информационное воздействие, оно выводит из состояния равновесия. Нас начинают загонять в чувство вины, и стыда: это токсичные чувства, и есть определенные технологии, которые позволяют человека вводить в это состояние. И это сейчас массово распространяется, поэтому, чтобы себя защитить, в этот момент нужно снова остановиться на «здесь и сейчас», то есть, например, когда ты чувствуешь стыд и ты не можешь понять, это – влияние или ты действительно стыдишься, ты себе задаешь вопрос: «Вот здесь и сейчас мне за что-то стыдно или нет? Что это за чувство? Откуда оно началось?».

Стыд и вина – непродуктивны, они лишают сил и ничего не созидают, то есть мы ничего не создаем в этот момент. Это отличие вины от сожаления, когда мы признаем и исправляем какой-то ущерб. Чувство вины токсично, оно вызывает внутреннюю и внешнюю агрессию и больше ничего. Это нужно отслеживать.

В критической ситуации помогают отслеживания телесных состояний: возвращать себя «здесь и сейчас», взять и проследить, какое сейчас ощущение в теле наиболее яркое,  где самое приятное ощущение в теле – почувствовать его, побыть в нем. Потом можно просканировать, где самое неприятное ощущение в теле, например, в руках: что там с руками? Например, какая-то неприятная дрожь, начать чувствовать эту дрожь, потом переключить внимание на другие части тела. Мы начинаем чувствовать «здесь и сейчас», когда налаживаем контакт со своим телом, потому что в состоянии тревожности мы обычно теряем телесные ощущения, тогда реальность у нас тоже теряется. Это такая экстренная самопомощь.

Как говорить с детьми?

Стоит ли говорить о современной ситуации с детьми? – Да. Как ? – Это будет зависеть от возраста ребенка. Почему нежелательно не говорить? Потому что эта тема все равно муссируется, ребенок все равно все слышит, он опять же чувствует неопределенность и начинает дофантазировать. И это становится угрозой для психики. В неизвестности перед ребенком ставится вопрос: «А буду ли я вообще завтра или не буду?», «В безопасности ли я?». Если с ребенком это не проговорить в той форме, к которой он готов (это зависит от возраста), тогда он это дофантазирует и сработает механизм «у страха глаза велики».

Еще ребенок может в этот момент психологически замереть, не задавать вопросов, фантазировать – и могут быть невротические проявления, при этом родитель не будет понимать, что происходит с ребенком. Поэтому лучше, конечно, обсудить эту тему в той форме, в которой он может это воспринимать. Можно сказать: «сейчас не самые простые времена», «сейчас идут военные действия».

Когда будете рассказывать в какой-то форме про конфликт, можно сфокусировать внимание ребенка на том, что он в безопасности, наша семья в безопасности: «возможно, наша жизнь частично изменится, но ты и твое окружение в безопасности». Можно его внимание сфокусировать на том, что «в нашей стране здесь и сейчас, где ты находишься, – мирная обстановка, наша власть заботится о нашем государстве, но войны случаются в истории». Можно рассказать о каких-то военных конфликтах, которые происходили с момента его рождения: «С тех пор, как ты родился, были войны там, там и там». Можно рассказать про Израиль, в котором не прекращаются военные действия.

Здорово, если ребенок понимает какие-то духовные законы; можно с подростками говорить, что это было предсказано, что будут военные ситуации, что рая на земле нет. Нужно опираться на духовные понятия, которые родители могут обсудить с детьми. Что это не ситуация, выходящая из-под контроля, что все было предсказано, важно только – меняться в лучшую сторону и самим оставаться в мире и любви.

Татьяна Уютова
Поделиться в: