Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Жить, богатея в Бога

В начале XX столетия он был одним из самых богатых людей России. А после революции 1917 года – в разгар страшного времени, сулившего смерть за одно только имя Христово, – раздал все имущество и ушел в монастырь. Все это о преподобном Серафиме Вырицком, чью память Церковь чтит 3 апреля.

Предприниматель и благотворитель

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьян. Будучи отроком, он захотел стать монахом. Однако получил от старца Александро-Невской лавры благословение пожить в миру, а уже потом, вырастив детей и реализовав себя в делах милосердия, думать о постриге.

Когда Василию было 10 лет, умер его отец, и они с матерью остались в нищете. Родственник, работавший в Петербурге приказчиком, взял Васю в столицу и устроил посыльным. Отрок трудился не покладая рук, большую часть заработанного пересылал матери. К 17 годам Василий столь хорошо разбирался в делах, что его назначили старшим приказчиком. Затем он стал торговать самостоятельно.

Купец второй гильдии Василий Николаевич Муравьев входил в пятерку наиболее состоятельных мехоторговцев Санкт-Петербурга. Он нажил капитал, наработал связи в России и Европе абсолютно честно, много и добросовестно трудясь.

В супруге – Ольге Ивановне Нетрониной – он обрел верную помощницу в делах и единомышленницу. В 1895 году у Муравьевых родился сын Николай, затем дочь Ольга, которая умерла в младенчестве, и после этого по обоюдному согласию Муравьевы жили как брат с сестрой. Они «богатели в Бога»: много тратили на благотворительность – устраивали обеды для неимущих, содержали храмы, монастыри, богадельни, больницы для бедных. Порой бескорыстие мужа удивляло супругу. Видя, как муж жертвует большие суммы на дела милосердия, ей казалось, что Василий пытается разориться. Но он по-прежнему процветал.

«Невыгодный выбор»

Их сын получил достойное образование и воспитание, однако Николаю, а через него и родителям, выпало много испытаний: у него не складывались семейные отношения, не получалось найти стабильную работу, он переживал всяческие гонения.

Революция поставила всех перед выбором. При богатстве и связях Муравьевых можно было перебраться за границу, наладить бизнес там. Но они остались на Родине. Василий Николаевич закрыл дело, дал щедрые выходные пособия подчиненным и сделал щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Ольга Ивановна, как и супруг, с детства стремилась в монастырь, но прожила в миру также по послушанию и благословению.

В 1920 году Василий Николаевич становится послушником лавры, а его супруга Ольга Ивановна – послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ей разрешили взять с собой внучку Маргариту, девочка была на попечении бабушки и деда, так как семья Николая распалась. Остававшиеся средства супруги пожертвовали в Александро-Невскую лавру, Новодевичий монастырь и Иверско-Выксунский женский монастырь. Вскоре муж и жена приняли иноческий постриг: Василий Николаевич с именем Варнава, Ольга Ивановна – Христина.

Опыт и труды – Богу и людям

Инока Варнаву рукоположили в иеродиакона, затем – в иеромонаха. Он заведовал кладбищенской конторой, исполнял послушание главного свечника, позже – казначея. Купеческий опыт помогал священнику управляться с обширным монастырским хозяйством.

Около 1926 года иеромонаха Варнаву постригают в великую схиму с именем Серафим, он становится духовником Александро-Невской лавры. Каждый день по многу часов старец принимает исповеди у мирян, духовенства, в том числе архиереев. «Я словно хранилище, куда люди все свое горе складывают», – говорил он. Благословения лаврского духовника кратки, просты и утешительны. Многие, выполнив напутствие старца, получали утешение и разрешение проблем.

Однажды поток исповедников не иссякал двое суток. И все это время старец провел на ногах, стоя на холодном каменном полу. Через четыре года от непомерных физических нагрузок у батюшки стали отказывать ноги. Врачи настояли на переезде за город.

К лету 1930 года иеросхимонах Серафим уезжает в Вырицу. Его сопровождают схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева, в иночестве Христина, приняла великую схиму с именем Серафима) и двенадцатилетняя послушница Новодевичьего монастыря Маргарита.

Особый подвиг

В Вырице к батюшке постоянно приезжали и приходили люди – с вопросами и печалями, с благодарностями и пожертвованиями. Отец Серафим раздавал все, что приносили: деньги, вещи, продукты.

Когда началась Великая Отечественная война, отец Серафим усилил молитвенный подвиг – стал по ночам молиться на камне. По его молитвам Вырица, занятая фашистами, не пострадала.

В 1941 году расстреляли как врага народа и шпиона единственного сына отца Серафима. Но сердце монаха не ожесточилось, он призывал жалеть заблуждающихся сотрудников «органов», молиться за них. Посетив старца, один чекист, растрогавшись, сказал: «Если бы все священники были такими, мы бы давно уверовали».

В 1945 году преставилась ко Господу схимонахиня Серафима. Старец завещал похоронить себя рядом с верной спутницей. Отец Серафим принимал и утешал паломников до самой своей кончины в 1949 году.

Память

Во всех местах, связанных с подвигом преподобного, открыты освященные в его честь храмы. Часовня действует на территории ОАО «Гостиный двор», рядом с ней – Музей истории купечества, среди экспонатов которого – фотографии и личные вещи семьи Муравьевых. Еще одна часовня в память о купеческой жизни святого открыта в Апраксином дворе.

Домовая церковь располагается в келье преподобного Серафима, на втором этаже Феодоровского корпуса Александро-Невской лавры. Действует домовой храм и в Воскресенском Новодевичьем монастыре, благодетелем которого был преподобный. Но главное место почитания святого – Вырица, где находится часовня, в которой погребены преподобный Серафим и схимонахиня Серафима.

Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого (фрагмент)

Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.

Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что от Меня это было.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению,– так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – от Меня это было.

Всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей – от Меня это было.

Татьяна Уютова
Поделиться в: