Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чтобы Бог нас услышал

Книги о нашем современнике, удивительном афонском подвижнике Паисии Cвятогорце пользуются особой любовью читателей. В России о старце узнали благодаря пятитомнику «Слова», выпущенному Издательским домом «Святая Гора». К большой радости всех почитателей этого современного подвижника не так давно вышел шестой том «Слов» старца Паисия, с которым мне посчастливилось познакомиться.

Вся жизнь — Богу и людям

Будущий старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Малой Азии, в Каппадокии, в селении Фарасы, в семье, где было еще девять детей. Из Каппадокии семья в 1924 году переселилась в Грецию. В 1945 года Арсений был призван в армию. В Греции в это время шла гражданская война. На все самые опасные задания Арсений всегда шел первым, не боясь подвергать свою жизнь опасности, когда речь шла о спасении ближнего.

Первый раз на Афоне Арсений побывал в 1950 году, а уже в 1954 году он принял рясофорный постриг в афонском монастыре Есфигмен, а спустя два года в монастыре Филофей его постригли в малую схиму с именем Паисий.

Два года — с 1962 по 1964-й — монах Паисий подвизался на Синае, после чего вновь возвратился на Афон. В 1979 году он поселился неподалеку от местечка Карей в келье Рождества Пресвятой Богородицы «Панагуда», где старца во множестве навещали люди. С восхода солнца и до самого вечера он принимал посетителей, утешал, прогонял уныние, наполняя души любовью, верой и надеждой, а по ночам читал письма и молился Богу о страждущих.

В 1988 году здоровье старца резко ухудшилось, ему сделали несколько операций, последняя — в феврале 1994 года — длилась пять часов. 12 июля 1994 года в одиннадцать часов дня cтарец Паисий отошел ко Господу.

Честные останки его почивают в Иоанно-Богословском монастыре в местечке Суроти (окрестности Салоник) — в обители, когда-то основанной по благословению старца Паисия, где он был духовником всех ее насельниц. Старец немало беседовал со своими духовными чадами, поддерживая их. Записи этих бесед легли в основу его книг.

Бесценная наука

Cам старец Паисий не оставил по себе письменного наследия. Оно создавалось буквально по крупицам: кто-то записывал слова старца на магнитофон, кто-то трепетно хранил его письма, а сестры Иоанно-Богословской обители после каждой личной беседы с отцом Паисием записывали ее содержание. Издание «Слов» стало настоящим событием в духовной жизни множества людей. Для многих старец через эти книги стал духовным путеводителем и наставником.

Новый, шестой том всецело посвящен молитве — искусству, которому старец Паисий стремился научить всех приходящих к нему людей. Он так и называется — «О молитве». Повествование построено в виде вопросов старцу и его ответов. Сложные духовные понятия он объясняет на элементарных жизненных примерах. Речь старца захватывает, она полна остроумия и доброго юмора. Как настоящий пастырь, он согревает человека теплом своего сердца так, что сам начинаешь видеть свои пороки. Простые и ясные указания о разных сторонах духовной жизни помогают утвердиться в православной вере, осознать свои заблуждения и ошибки, прибавляют решимости и дают силу терпеливо «учиться жить в Боге». Наверняка даже невоцерковленный читатель найдет в наставлениях афонского подвижника ответы на многие жизненные вопросы.

Книга состоит из семи частей, первая из которых называется «Общение с Богом». «Мы должны быть с Богом в постоянном контакте, чтобы чувствовать безопасность», — призывает нас старец. Ему больно было видеть людей, которые изнемогали, борясь лишь «своими слабыми человеческими силами», в то время как могли бы вполне попросить помощи у Бога. В этой части книги афонский подвижник учит нас, как правильно подготовиться к общению с Господом и что делать, чтобы Он слышал нас. Чтобы общаться с Богом, нужно работать «на частоте, на которой работает Бог», а частота эта — смирение и любовь, — учит нас старец.

Во второй части книги под названием «Подвиг молитвы» речь идет о препятствиях, которые мы встречаем в молитве: нерадении и развлечении. Главная цель, к которой идет человек, это соединение с Богом — обожение, чему всячески препятствует враг человеческого рода диавол, «заводя с нами беседу». Сатана настолько гнусен, что старец избегает произносить даже само его имя, называя «тангалашка» (от турецкого dangalak — недалекий, невоспитанный, невежда, тупой). Святогорец дает нам практические советы, что нужно сделать для того, чтобы «согрелось сердце и заработало в молитве».

Третья часть посвящена «нашей нежной Матери» — Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, а также святым — нашим предстателям перед Богом и защитникам. «Богородица никогда нас не оставляет, несет нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети», — делится с нами старец Паисий.

Говоря о святых, он призывает нас ничего не бояться, так как рядом с нами сильные покровители, только нужно не забывать про них и «докучать» им постоянно. И тут же поясняет: «Дело всех святых — помогать и защищать нас от напастей. Наше дело — стараться жить духовной жизнью, не огорчать Господа, зажигать лампадки святым и просить их о помощи».

Четвертая часть книги обращает наше внимание на то, что мы просим у Бога. Прошения на молитве старец учил разделять на три части: молитва о себе, о мире и об усопших. Здесь же говорится о молитве по Псалтири, которую старец называет «грозой диавола». В различных нуждах старец читал определенный псалом, следуя в этом указаниям святого Арсения Каппадокийского. Псалтирь святого Арсения и порядок ее чтения, которого придерживался старец Паисий, приводятся в приложении в конце книги.

В пятой части содержатся наставления относительно молитвы и трезвения, то есть духовного бодрствования, которое необходимо для собрания ума. Ум похож «на непослушного ребенка, который хочет постоянно шататься тут и там». Старец говорит, что нужно «его духовно обучить, приучить находиться дома, в раю, рядом с его Отцом, Богом».

В шестой части речь идет о богослужебной жизни Церкви. Здесь собраны наставления касательно участия в церковных богослужениях и правильного приготовления к участию в Таинстве Евхаристии. На вопрос о том, как лучше подготовиться к Святому Причастию, старец отвечает: «Часто человек думает, что готов причащаться, а в действительности не готов; а в другой раз считает себя неготовым и вот тогда-то готов. Лучшая подготовка — это смиренный подход, сокрушение и любочестие».

Седьмая и последняя часть книги посвящена славословию Бога. Старец советовал как можно чаще совершать «сердечное славословие с радостью и благодарением», и особенно после исполнения каждого нашего прошения. А тем, кто пока не знает, как стяжать такое состояние, старец советует «наблюдать за собой, правильно вести себя по отношению к ближнему и иметь чувство благодарности к людям».
Также старец часто приводит примеры из собственной подвижнической жизни и рассказывает о Божественных состояниях, которые сам пережил.

Что делать, если нет крепкой веры, как полюбить молитву, каково значение четок, что делать для борьбы с навязчивыми помыслами, почему славословие Господа ценнее, чем испрашивание у Него милости? На все эти вопросы читатель найдет ответ в данной книге.

Бесспорно, это одна из тех книг, после прочтения которых на душе становится светлее, чище и по-настоящему хорошо: будто посидела рядышком с мудрым старцем, и все стало вдруг совершенно ясно и понятно. Прочтя том до конца, роднишься с мыслью, что, действительно, по словам апостола Павла все можно смочь в укрепляющем нас Христе (см.: Флп. 4, 13).

Наталия Бондаренко
Оставить комментарий
Поделиться в: