Жил-был театр
Чтобы в воскресной школе возник театр, для начала необходимы энтузиазм взрослых и желание детей, и только потом идеи, сцена, декорации. В поселке Степное кукольный театр своими интересными постановками известен даже за пределами Советского района. А воспитанники с ограниченными возможностями здоровья воскресной школы «Омофор» в Покровске являются участниками театра теней и с помощью него преодолевают свои недуги.
Добрый «Колокольчик»
В храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона п. Степное существует многолетняя традиция – радовать прихожан художественными постановками к православным торжествам. Уже много лет в воскресной школе действует кукольный театр. Появился он на свет и творчески развивается благодаря руководителю – матушке Наталье Михайловне Кашириной. Театр назвали «Колокольчик». Маленький колокольчик, который звонит по-доброму, призывая к добрым делам.
«Когда наша воскресная школа еще только организовывалась, то встал вопрос: чем же занять детей? Конечно же, игрой – тем, что ребенку ближе всего. А театр и есть живая игра! В искусстве театра есть все для гармоничного развития ребенка – и музыка, и чтение, и правильное произношение, и выразительные интонации голоса. Так появился наш детский театр кукол», – рассказывает Наталья Михайловна. Эту идею подхватили и в общеобразовательной школе поселка, и теперь матушка там не только преподает «Основы православной культуры», но и знакомит детей с театральным искусством.
В этом году на масляничной неделе юные артисты театра подготовили необычное представление, которое посмотрели почти все классы. «Главные персонажи – Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они приехали в Россию и должны найти пропавший сундук, – поясняет наша собеседница. – Принадлежит он одной бабушке, в нем находится что-то ценное. Когда же они обнаружили потерю, оказалось, что ничего не пропало. Платочек, колечко, Евангелие, четки – все было на месте, потому что для людей это не представляло материальной ценности. Но для бабушки это были дорогие ее сердцу вещи, каждая из них связана с добротой, любовью, верой, молитвой».
С чего начинается театр?
Ответ давно известен. Но в этом театре все начинается с кукол. «Вначале у нас были самые простые куклы из папье-маше, делали сами. Они были довольно-таки примитивные, смешные. Затем стали совершенствоваться, появились тростевые, марионеточные, – объясняет руководитель процесс создания кукол. – Дело непростое: на изготовление каждой уходит примерно около двух недель, иногда и больше. Например, кукла из папье-маше изготавливается поэтапно: накладывается несколько слоев краски, потом шлифуется, присыпается гипсом и так несколько раз. Тростевая – в основе ее палка, затем крепится голова, подвижные руки. Шьется костюм. Все это – нелегкий кропотливый труд».
Вначале в театре была лишь одна группа, потом желающих стало больше. Сейчас актеры самого разного возраста: в воскресной школе малыши от 4-х лет и старше, в обычной школе – от 8 до 17 лет. Сценарии будущих спектаклей и новые идеи обсуждают все вместе, ребята сами рисуют декорации, оформляют сцену, продумывают музыкальное сопровождение.
Сейчас они трудятся над постановкой к Международному дню кукольного театра, который отмечают 21 марта. В период Великого поста наметили показать представление. В его основе — история о христианских мучениках Эфесских, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков. «Мы хотим порассуждать о том, что значит день для Бога, сотворившего мир за шесть дней, и для человека, что значит ценность этого времени, – поясняет матушка. – В наших спектаклях мы представляем нравоучительные, смешные и трогательные истории. И мы так счастливы, когда видим горящие глаза детей в зрительном зале, их искреннюю радость. Если доволен зритель, то рады сами юные актеры».
Доброта – самое главное и сильное впечатление от спектаклей «Колокольчика». Действуют, разговаривают и поют куклы. А зрители видят сказочные страны, открывают иной мир.
Сцена как лекарство
Оказаться в сказке. Быть кем-то другим. Петь, с трудом произнося слова, танцевать, даже если тело тебя совсем не слушается. Театр теней «Луна», созданный в ДК «Мелиоратор», помогает детям с ограниченными возможностями здоровья обрести уверенность, найти друзей и любимое дело.
На сцене ограничений нет! Эта фраза вполне могла бы стать девизом этого театра. В постановках участвуют юные актеры, которых принято называть особенными. Но не только за их талант и невероятную силу духа. Все они имеют заболевания, связанные с инвалидностью. Но благодаря неравнодушным людям их мечты выйти на сцену стали реальностью.
Воплотить такую идею в жизнь решилась специалист-тренер по лечебной физкультуре для детей с ограниченными возможностями здоровья Анна Сергеевна Кобзяр. Дети особенно нуждаются во внимании и поддержке. Возможностей развиваться творчески, общаться со сверстниками, заниматься в кружках и студиях у таких ребят, к сожалению, меньше, чем у их здоровых ровесников.
«Я человек увлеченный. Мне нравится узнавать и пробовать что-то новое. На одном форуме я познакомилась с исследовательской работой на эту тему, она вдохновила меня создать театр», – рассказывает руководитель театра. Так в Покровске появился очень важный и необычный социальный проект. Его создание не потребовало много затрат. Здесь нет декораций и красочных костюмов, главное – свет и тени. На театральных занятиях ребята учатся быть режиссерами, художниками и актерами. Эти занятия благотворно влияют на психические процессы, речь, невербальное общение, моторику, координацию детей. Благодаря всестороннему развитию облегчается адаптация и социализация ребят.
«Первый раз ребята пришли, и никто не контактировал, а через несколько месяцев наладилась коммуникабельность, теперь они помогают друг другу. Каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Приходится учитывать, что у ребят быстрая утомляемость. Использую игровые тренинги, способствующие умению общаться с другими. В первую очередь мне нравится заниматься любимым делом во благо людей», – говорит Анна Сергеевна.
Уже больше года театр «Луна» сотрудничает с воскресной школой «Омофор» Покровского храма. На приходе ведут инклюзивные занятия с детьми, и многие ребята, узнав о театре, стали его воспитанниками. «Наша дружба началась постепенно, я узнала от наших детей, что они ходят в этот театр, потом я пришла с дочкой. Мне понравилось, и я пригласила выступить артистов на открытии начала учебного года в воскресной школе, – рассказывает заместитель директора воскресной школы “Омофор” по инклюзивному образованию Анастасия Сергеевна Белякова. – Со временем те, кто занимался в театре, начали ходить и к нам, в инклюзивную группу. Ребятам с ограниченными возможностями здоровья специфика такого театра очень подходит. Они находятся за ширмой, не стесняются, не боятся, так как зритель их не видит. Мама может тоже участвовать или просто быть рядом. Такая поддержка очень важна для детей».
Важная роль
За время работы театра было поставлено уже несколько мини-спектаклей. Для этих ребят даже зайти на сцену стало уже маленькой победой. Некоторые из них нуждаются в психологической реабилитации, другие – в коррекции речевых дефектов, а кому-то просто не хватает общения, друзей, любимого занятия. И сцена для них становится настоящим лекарством.
«Театр мне помог добиться уверенности, здесь у меня появились друзья, получается что-то делать, мне здесь нравится быть артистом», – говорит Никита Неижмаков. «Мы здесь учимся овладевать мимикой, жестами, пластикой», – рассказывает Дарья Толченникова.
Мама двенадцатилетней Ксюши, Ирина Арнаутова, довольна, что у ее дочери появилось такое необычное увлечение. «Нам здесь комфортно, у меня дочка слабоговорящая, здесь ей не надо заучивать роли, она выполняет все в движениях. Дети могут сами дополнить сценарий, сами работают друг с другом. Такая социализация важна, особенно для аутистов. Случайно узнали, пришли в театр, а потом порекомендовали другим ребятам, и собралась команда», – поделилась она.
Как у любого театра, здесь тоже есть свой репертуар на будущее, над которым предстоит работать всем вместе, новый спектакль обещают уже скоро.
8 апреля 2022 г.